Что издателю хорошо, то комиксисту плохо. Взгляд изнутри

1
2405

Комикстрейд возвращается из летней спячки! Специально для нашего сайта Андрей Гуменюк, совладелец украинского магазина ideo-grafika, прикинул, кому может быть выгодно издание авторских комиксов. А сценарист Владимир Максимушкин эту статью отредактировал.

Кто-нибудь считал, сколько всего сегодня выпускается комиксов на русском языке и сколько из них — произведения отечественных авторов? Я не считал, но что-то мне подсказывает, что процент последних очень маленький. Нет, таким началом я не хочу подвести читателя к вопросу о существовании комикс-индустрии на постсоветском пространстве. На эту тему сказано уже немало и без меня. Вместо этого я просто решил узнать, на что уходят деньги издателей и выгодно ли хоть кому-нибудь издание авторских комиксов.

ТРИ ДОРОГИ ИЗДАТЕЛЯ

У издателя комиксов, не так много вариантов для работы. Основных всего 3. Назовём их следующим образом:

  1. Лицензия — издатель покупает лицензию на издание комикса у другого издателя.
  2. Готовый комикс — издатель печатает готовый комикс, созданный автором своими силами.
  3. Комикс на заказ — издатель платит автору за создание комикса.

Для начала выясним, чем эти процессы отличаются между собой.

Лицензия Готовый комикс Комикс на заказ
Приобретение комикса + +/– +
Локализация и подготовка к печати Перевод +
Ретушь +
Редактура + + +
Леттеринг + +/–
Верстка + + +
Печать + + +
Реклама + + +
Продажа + + +
Роялти + +/–

Как видите, отличий не так уж и много, но объем выполняемой издательством работы, в каждом из пунктов — разный. Хотя пока что неясно, почему издатели предпочитают печатать лицензии, а не издавать авторские комиксы. Так что рассмотрим каждый пункт таблицы более пристально.

ПОКУПКА КОМИКСА 

Во всех случаях издательству нужно покупать комикс, правда за этим кроются очень разные процессы как по трудозатратам, так и по стоимости.

  • Лицензия

Издательство покупает права на издание комикса у другого издательства и выплачивает ему роялти (денежное вознаграждение, процент от продаж, или же фиксированную сумму с каждого проданного экземпляра). Такой договор включает в себя множество деталей. Например, на какой комикс или пакет комиксов приобретаются права, параметры книг, какой ожидается тираж, сроки выхода комикса, срок действия лицензии, розничная и оптовая стоимость издания и так далее. От оптовой стоимости издания зависит, каковы будут размеры роялти, которые нужно будет выплатить от продажи каждого экземпляра изданного комикса.

То есть вы должны понимать, что издательство, которое продает права на издание (лицензию), хочет знать все до мельчайших деталей. Зачем? Очень просто: они хотят заработать, следовательно, им нужно знать что и как будет продаваться. Также большинство издательств стараются держать высокий уровень зарубежных изданий своих комиксов.

Чтобы приобрести права на комикс, издательство должно быть готовым выложить за материалы от $500. Если же говорить о дополнительных материалах, чтобы сделать книгу более эксклюзивной для читателей, то их нужно приобретать отдельно.

  • Готовый комикс

Издательство печатает комикс, который уже был создан ранее. Как правило, авторы самостоятельно обращаются к издателю, хотя возможен и обратный вариант, когда издатель обращается к автору с предложением о публикации.

Сотрудничество в таких случаях бывает разным, но чаще всего издатель платит автору лишь роялти. Некоторые авторы в таких случаях даже не подписывают договор с издателем, а руководствуются лишь устным соглашением. Хотя лучше договор все же подписать. Как правило, автор получает около 10% от розничной стоимости издания.

  • Комикс на заказ

Издательство заказывает комикс у автора или группы авторов и заключает соответствующий договор. Оплата может производиться постранично или одной суммой за весь проект. После выполнения заказа все права на комикс принадлежат, как правило, заказчику, т.е. издателю.

При заказе комикса издательство должно быть готовым платить автору от $50 за страницу, но нужно понимать, что чем известнее автор, чем выше качество рисунка и истории, тем выше будет его вознаграждение за работу. Следовательно, стоимость страницы будет явно не $50 и даже не $150.

ИТОГИ:

Лицензия Готовый комикс Комикс на заказ
Процесс подписания договора длительный и трудоемкий, он требует от издательства максимально продуманного и просчитанного плана печати издания. Также не стоит забывать, что выбор лицензии немаловажный пункт в покупке комикса, ведь от выбора зависят и продажи. Если издательство видит потенциал в комиксе, который ему принес автор, оно вкладывает деньги в печать. В этом случае издательство выполняет минимальный объем работы, и комикс выходит из печати быстрее, чем в двух других случаях. Издательство должно быть готово на протяжении длительного периода платить автору деньги за создание комикса. Т.е. это долгосрочный вклад в комикс, который совсем не обязательно принесет прибыль.

Теперь оценим затраты издательства на приобретение комикса во всех 3 случаях.

Затраты издательства на приобретение комикса

Как я отмечал ранее, стоимость лицензии — от $500. Чтобы оценить затраты издательства на работу автора по созданию комикса я взял два варианта: комикс на 48 страниц и на 64 страницы. Как видим из графика, при заказе комикса у художника, затраты значительно выше чем при покупке лицензии. Когда авторы приносят уже готовый комикс, практически всегда издательство обязуется выплачивать лишь роялти с продаж, потому в данном графике цена за готовый комикс равна нулю.

Как видите, проще всего издателю выбирать вариант, когда уже есть готовый комикс. Не нужно вести переговоры с издателями, подписывать договоры, не нужно вкладывать деньги в комикс, который будет создаваться длительное время (условно год, временные рамки могут быть продлены, ведь каждый художник работает со своей скоростью).

Но очень сложно найти уже готовый комикс, который бы был хорошим, и издатель был бы уверен, что издать его — выгодно. Поэтому данный вариант пусть и самый выгодный, но к сожалению, редко бывает успешным. Не буду приводить примеры таких комиксов, думаю, каждый издатель сам знает свои неудачные проекты.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ПОДГОТОВКА К ПЕЧАТИ

Продолжим рассматривать под микроскопом процесс подготовки комикса при трёх обозначенных подходах.

  • Лицензия

Купив лицензию, издательство отдает материал переводчику. Это отнимает много времени (чем толще книга и сложнее текст, тем больше). Затем переведенный материал передают редактору, который вычитывает текст и вносит коррективы в перевод (сам, или же отправляет материал обратно переводчику для корректировки). После того, как перевод утвердят, комикс отправляют на ретушь (перерисовывают звуки, различные нарисованные надписи и т.д.). После выполнения этих работ комикс отправляют на верстку. Обычно верстальщик также занимается леттерингом (хотя эту работу может выполнять и ретушер) и готовит издание к печати.

  • Готовый комикс и заказной

Для этих двух вариантов данный этап будет идентичным. Со стороны издателя требуется работа редактора и корректора, чтобы при необходимости исправить текст, вёрстка и предпечатная подготовка. Так как комикс изначально создавался на русском языке, перевод не нужен, а значит, со стороны издателя не требуется прикладывать много усилий.

ИТОГИ:

Лицензия Готовый комикс / Комикс на заказ
Самый длительный и трудоемкий процесс, где задействуется максимальное количество сотрудников: переводчик, редактор, ретушер, верстальщик. Этот процесс не только самый трудоемкий, но и материально затратный (дополнительные денежные затраты на оплату работы всех вышеперечисленных участников процесса). Выполняется минимальный объем работы. Основная работа ложится на плечи редактора и верстальщика. Отсутствуют дополнительные затраты на ретушь комикса.

Объем работы при локализации лицензионного комикса очень большой и требует существенных материальных затрат. Хочу отметить, что перед тем, как отдавать сверстанный комикс в печать, верстку нужно отправить правообладателю на утверждение, а он в свою очередь, тоже может потребовать выполнить какую-то работу.

ПЕЧАТЬ

Тут все просто. Есть стандартные форматы, и покупая лицензию или заказывая комикс у автора, издатель сразу должен понимать какого формата будет комикс. Если при покупке лицензии, правообладатель лицензии зачастую четко указывает формат, то при заказе комикса издатель может выбрать для себя более удобный (или дешевый) вариант.

Для подсчетов я выбрал самый ходовой формат (судя про продажам комиксшопов): 48 и 64 страницы. Именно на такие объемы стоит, на мой взгляд, ориентироваться авторам. Нарисовать 48 страниц или 64, проще и быстрее, чем 136 и более (ТПБ: «Дэдпул», «Ходячие мертвецы» и т.д.). Издателю, заказывающему комикс, это также выгоднее — не так затратно.

Стоимость печати комикса не зависит от того, как он появился у издателя. Она зависит от материалов, которые будут использовать при печати, формата издания и конечно же от тиража.

Например:

Формат 260×170
Кол-во страниц 48/64
Обложка мягкая (4+4)
Блок меловка (4+4)
Тираж 1000/2000

Далее приношу извинения на небольшие погрешности в диаграммах. Дело в том, что разные типографии давали расчеты для разной плотности бумаги, так что выводить средние цены мне пришлось исходя из таких данных. Значения специально не указываю, так как не имею цели показать, сколько зарабатывают издатели, а лишь хочу продемонстрировать определенные закономерности.

Стоимость печати тиража (1000/2000 экз.)

Любой, кто хоть немного знаком с типографским бизнесом, понимает, что чем больше тираж, тем ниже себестоимость одного экземпляра. Это мы и видим на диаграмме. Очевидно, что печатать большие тиражи выгоднее, можно снизить отпускную цену за один экземпляр комикса, но возникает другая проблема: а сможет ли издательство продать тираж в 2000 экземпляров? А 3000?

РЕКЛАМА

Реклама, как известно, двигатель торговли. Если издатель действительно хочет продать комикс, без нее не обойтись.

  • Лицензия

Издавая лицензию, издатель полагается лишь на собственный выбор. Хотя очевидно, что если издательство выбрало известную серию про популярного у читателя персонажа, то продажи не заставят себя ждать. Используя лишь бесплатную рекламу в социальных сетях, издательство может продать практически весь тираж.

Конечно же, желательно участие в тематических мероприятиях, проведение конкурсов для читателей и использование прочих маркетинговых инструментов, но масштабной рекламной компании не требуется. А это очень большой плюс для издателя.

  • Готовый комикс и комикс на заказ

В обоих случаях издателю придется существенно потратиться на рекламную компанию проекта:

    • презентация проекта на тематических мероприятиях;
    • автограф сессии авторов;
    • реклама в социальных сетях и на тематических ресурсах (не только после выпуска комикса, но и на протяжении всего процесса работы над проектом);
    • договоренность с магазинами о сотрудничестве и продвижении проекта;
    • конкурсы для читателей;
    • предоставление бесплатных экземпляров для обзоров и многое другое.

Одним словом, об издании нужно громко заявить, и лишь тогда комикс может рассчитывать на успех. В противном случае можно даже не надеяться на большие продажи.

Разница между комиксом на заказ и готовым заключается в том, что у второго зачастую есть база фанатов, которая уже готова приобрести комикс в бумажном виде, чтобы иметь его в коллекции, или просто в качестве поддержки автора.

ИТОГИ:

Максимальный объем работы и материальных затрат требуется при издании заказанного или готового комикса. Дело в том, что такие истории, скорее всего, неизвестны читателям и они с осторожностью отнесутся к покупке комикса, о котором ничего (или очень мало) знают. А если добавить еще и предвзятое отношение к отечественным авторам и завышенные требования читателей к ним, то без хорошей рекламы и большой аудитории фанатов продать авторские комиксы очень сложно.

ПРОДАЖА

Этот пункт один из самых интересных для меня. Я в определенной мере отношусь и к изданию комиксов, и к их продаже, поэтому постараюсь рассказать о некоторых подводных камнях, которые встречают издатели при реализации тиража.

Как вы думаете, чего хочет издатель, получивший готовый, пахнущий типографской краской тираж? Он хочет его продать как можно быстрее, затратив на это минимум сил.

Есть несколько вариантов.

Оптовая продажа Не оптовая продажа Смешанная продажа
В этом случае у издателя меньше всего работы. Весь тираж он отдает посреднику, который занимается рассылкой изданий по магазинам комиксов и книжным сетям. Издатель самостоятельно реализует продукцию через собственные точки продажи (магазин комиксов, стенды на различных мероприятиях и т.д.). Самый популярный вариант реализации продукции, когда часть тиража реализуется через посредника, а часть через собственную точку продажи (магазин комиксов, стенды на различных мероприятиях и т.д.).

Чтобы понять, какой из вариантов лучше подходит издательству, я построил несколько диаграмм. По ним видно, как будет расти прибыль издательства, при каждом способе реализации продукции. Единственное, я не смог адекватно представить смешанные продажи, так как очень сложно предсказать, какую часть тиража продадут оптом, а какую часть на собственных точках.

Прибыль издательства при печати комикса 48 страниц
(роялти вычтено, затраты на рекламу и локализацию — нет)

Как видите, чистые оптовые продажи выгодны лишь, когда изд-во издает лицензию или же печатает готовый комикс. При самостоятельной продаже прибыль в разы выше, но, увы, этот вариант в чистом виде невозможен. Все книжные издательства используют смешанный способ реализации. Как же изменится ситуация, если издавать комикс объемом 64 страницы?

Прибыль издательства при печати комикса 64 страницы,
(роялти вычтено, затраты на рекламу и локализацию — нет)

Тут практически та же ситуация: чистая оптовая продажа издателю не выгодна. Чем больше доля не оптовых продаж, тем прибыль выше.

РОЯЛТИ

В нашем случае подобные отчисления возможны лишь в двух случаях: при издании лицензии (издательство платит право владельцу комикса, у которого приобрело лицензию) и при издании готового комикса (издательство платит автору).

В среднем имеем следующие значения:

  • лицензия — 5–15% от максимальной оптовой цены на издание;
  • готовый комикс — 10% от розничной цены на издание.

РОЯЛТИ (отчисления издательства за проданную продукцию)

Как видно, издательство тратит на отчисления автору/группе авторов за готовый комикс больше, чем за лицензию, но вспомним, что в этом случае издатель получил комикс бесплатно. Так что эти затраты сравнимы с затратами на покупку лицензии.

ПРИБЫЛЬ АВТОРА/ГРУППЫ АВТОРОВ

Эта часть, думаю, будет наиболее интересна сценаристам и художникам. Сейчас мы дадим ответ на главный вопрос: сколько может заработать автор, создавая комиксы?

Прибыль автора/группы авторов

В расчетах я оценивал работу автора в $50 за страницу, но как заметил ранее, данная сумма является минимальной, и для хорошего качества стоимость страницы должна составлять от $150. Но даже при такой низкой стоимости видно, что работа на заказ — для автора наиболее прибыльное дело, и никакие роялти не могут с ним сравниться. Однако спросите себя много ли комиксов, созданных на заказ вы знаете, исключая комиксы издательства Bubble?

Значит, остается только рисовать комикс и затем предлагать его издательствам. А наиболее прибыльный вариант для автора — заняться самиздатом. Но это возможно лишь в том случае, если у вас огромная аудитория, которая готова приобрести минимум 2/3 тиража. Интересно, много ли у нас таких авторов?

Стоит ли ждать массового издания авторских комиксов?

Оценивая нынешнее состояние рынка комиксов на постсоветском пространстве, можно с уверенностью сказать, что издатели не будут заказывать авторам создание комиксов, пока не смогут их продавать тиражами более 3–4 тысяч экземпляров. На сегодняшний день этот вариант самый невыгодный для издательства, и вряд ли в ближайшее время стоит ожидать большого их появления.

Мы все прекрасно понимаем, что любое издательство работает не для того, чтобы издавать «то, что хочется», а чтобы издавать то, на чем можно заработать. А значит, остаются всего два варианта: издавать лицензию или готовый комикс.

Судя по диаграммам, прибыль издательства в обоих случаях, практически одинакова, но… Отечественные издатели (за исключением, наверное, Bubble и Nebeskey) пока не проводят массовых рекламных кампаний, которые могли бы поднять продажи авторских комиксов.

Покупая лицензию, издатели выбирают комикс, который уже знаком читателям, а значит, будет минимально нуждаться в рекламе. Именно в этом я вижу основную проблему, которая сложилась на рынке. Издателям проще выполнить техническую работу (перевод, ретушь, леттеринг, верстку), чем вкладывать деньги в рекламу отечественного продукта. Не говоря о том, что в этом случае гораздо меньше рисков.

Что же делать авторам в наше время? Я считаю — идти на краудфандинг. Именно так можно узнать, нужно ли людям то, что вы делаете. Можно, конечно, попробовать найти компромисс с издателем и «выбить» для себя более выгодные условия, но это маловероятно.

В общем, «что издателю хорошо, то комиксисту плохо»!

  • Alexandre Eremine

    Создать качественный комикс и далее предлагать его издателю невозможно (ну можно разок в молодости пока с родителями живёшь…). Автор должен все это время себя как-то кормить, а следовательно процесс растянется на годы.
    Так что выход один: Рисовать как можно проще(желательно палка палка огуречек) комиксы про обычную жизнь, которые не требуют серьёзной сценарной работы. К счастью для авторов данного направления — они находятся в мировом тренде. Во всем мире в последнее время планка качества проседает из за снижения тиражей.