«Легион», пилотный эпизод

1
667

На телеканале FX стартовал новый супергеройский сериал от шоураннера «Фарго» — о мутанте, страдающем шизофренией и расстройством личности. Максим Острый ознакомился с пилотным эпизодом — и теперь рассказывает, почему вы просто обязаны его увидеть. 

Есть такое ощущение, что чем меньше вы знаете про «Легион» до просмотра – тем лучше, даром что никакому вменяемому пересказу первый эпизод не поддается. Тем не менее, рискнем: молодой человек Дэвид содержится в красивой и дорогой психиатрической клинике, где пьет таблетки, общается с другими пациентами и всячески старается делать вид, что он в норме. В какой-то момент к нему прикрепляют датчики и его начинает допрашивать человек в хорошем костюме. Вскоре человеку в костюме Дэвид усилием мысли воткнет ручку в щеку, будет произнесено слово «мутант», а одна из пациенток больницы окажется вмурованной в стену – что, впрочем, не помешает ей появиться вновь живой и здоровой уже в следующей сцене.

Первый эпизод «Легиона» кажется не просто интересным или интригующим, но раздражающим – ничего не понятно, но очень хочется выяснить, что вообще происходит, найти для себя комфортную канву повествования. Каждый следующий фрагмент при этом вроде что-то поясняет, но на самом деле только расширяет лакуны в нарративе. У зрителя, привыкшего к коротким поводкам прочего супергеройского кино последних лет, это может вызвать возмущение, испуг и восторг – и все это одновременно. Монтаж и образный ряд здесь сделаны так, будто вообще ничего не важно и все дозволено.

Написанный будто очнувшимся с воплями Филиппом Диком, снятый будто прошедшим курс посещений камеры депривации Шейном Каррутом (причем времен «Примеси»), «Легион» заставляет вспомнить в первую очередь про «Утопию». Он тоже безумно красивый – на грани совсем уж декоративного и неприличного эстетства, здесь такие же яркие краски и похожая атмосфера плакатной паранойи – но стоит чуть отступить, и ближайшим родственником первого эпизода начинают казаться Southland Tales с их пренебрежением всеми законами современного киноязыка.

Нет и не может быть никакой уверенности, что дальнейшие эпизоды выдержат эту планку – слишком зыбкая почва; но вот эти 70 минут уже сейчас можно и нужно ценить – такого репортажа с безумного чаепития слишком давно уже не было на телеэкранах.