Уже сегодня легендарному Фрэнку Миллеру исполняется 60 лет. Завершая марафон #Миллеру60, мы поинтересовались у представителей российской комикс-индустрии, какие произведения Миллера им нравятся больше всего, а какие можно назвать слишком переоцененными.

 

Виталий Терлецкий, креативный директор издательства «Комильфо»

Мне очень трудно назвать самый переоценённую работу Фрэнка Миллера, ведь даже несмотря на то, что во время чтения «Возвращения Тёмного Рыцаря» я трижды засыпал, отрицать художественную ценность работы и влияние, которое она оказала на современные комиксы, просто бессмысленно. То же самое я могу сказать и про другие его наиболее популярные работы – «Сорвиголову», «300» и, конечно же, «Город Грехов». Каждый из этих комиксов в своё время был свежим, новаторским, и, безусловно, со временем стал культовым и даже классическим, образцовым. Возможно, в этом ряду несколько проигрывают те же «Круто Сваренный» и «Ронин», однако трудно согласиться, что они когда-либо вообще были именно ПЕРЕОЦЕНЕНЫ.

Что же до любимых комиксов, то я, конечно же, постараюсь быть оригинальным (хотя, если честно, об этих двух я вспомнил сразу же, не задумываясь) и остановлюсь на Big Guy and Rusty the Boy Robot, ведь он бесподобно нарисован и очень легко написан. Это, возможно, самый яркий и разноцветный комикс Миллера. Почему же не «Круто Сваренный», ведь Джефф Дэрроу ничуть не хуже рисует и там? Очень просто, это личное: я просто без ума от гигантских роботов и кайдзю. Также (сейчас меня могут побить) мне очень нравится весьма прохладно встреченный критиками Holy Terror, поскольку, как мне кажется, смелой (пусть и на грани фола, а иногда и за гранью) политической сатиры очень не хватает. Особенно сейчас.


 

Владимир Морозов, арт-директор издательства Zangavar

Фрэнка Миллера принято хвалить и истово восхищаться его работами, в духе: ах эти «300», ах этот «Город Грехов», ах мастер, ах гений, тру-ля-ля…

Он лихой сценарист, спору нет, но, на мой скромный близорукий взгляд, миллеровский рисунок — это вечеринка лавке мясника: огромные туши, воловьи шеи, сарделечные пальцы, ширококостные одалиски, настоящий фестиваль рекламы анаболиков.

Наш юбиляр не обделён отличным чутьём, в своё время он лихо оседлал благодатного конька эстетики film noir, беззастенчиво копируя наработанные годами раскадровки этого заметного явления в кинематографе ХХ века, но его Вернувшийся Бэтмен — это творение доктора Франкенштейна, Голем от супергероики, правда, принесший добрую славу своему создателю, превратив его в поп-фигуру «девятого искусства».

Одно бесспорно: старине Фрэнку сильно повезло с экранизаторами его комиксов, да и нам с ними повезло, чего уж.


 

Артем Траханов, художник

Вместо тысячи слов — небольшая открытка-посвящение моему любимому комиксу Фрэнка. Этот комикс рассказывает нам о том, как можно с головы до пят обворовать Госэки Кодзиму, но всё равно остаться самым оригинальным пацаном в индустрии.


 

Георгий Елаев, совладелец магазина комиксов SPACE COW и автор Comicstrade

Я не большой фанат Фрэнка Миллера, но вот Daredevil: Born Again мне глубоко запал в душу. Именно там рваный, надрывный нарратив Миллера идеально сочетается с рисунком Маззучелли (или все-таки Маццукелли?) — который прикидывается обескровленным наследником традиции Джина Колана лишь затем, чтобы бросить читателя в трепет именно тогда, когда повествование доходит до эмоционального пика. У во время чтения меня натурально потели ладошки. Это настоящая магия.

Самым переоцененным я бы назвал «Город грехов» — по-моему, это чересчур затянутое упражнение в стиле. Ну то есть, Миллер там все рассказывает мастерски, просто непонятно, зачем.


Руслан Хубиев, издательство «Рамона»

Миллер. Как много в этом имени. Фамилии. Человеке. Творце.

После такого пафосного начала можно говорить всё что угодно, всё равно накидают «клишейник» за воротник.

Какой, по моему мнению, лучший комикс, а какой переоценённый?

Думая над ответом на данный вопрос, я стоял перед выбором: сказать что-то нейтральное, вроде очевидное, а вроде и не очень. Народ не расстроится. Народ не сильно даже удивится. Для ответа вполне сгодится. Или же не лукавить.
Выбрал второе. Линчуйте. Я готов.

Лучший: All Star Batman & Robin, the Boy Wonder.
Комикс, который не пытается чем-то казаться. Комикс, в котором всё происходит потому что. В котором у Бэтмена нет мудрости воина. Пелены спокойствия. Статуса наставника и учителя. Есть обезумевший виджиланте. Мститель без котелка. Мудрость и сосредоточенность оставьте буддийским монахам. А он the goddamn Batman.

Переоценённый: The Dark Knight Returns
Я взял зонтик. Можете бросать приготовленные снаряды.
Я много раз говорил и много раз буду говорить: да, я понимаю важность данного тайтла. Понимаю, как он изменил отношение общества к комиксам и графической литературе.

Глубоко его уважаю, но лично мне он не нравится. Это немного идёт вразрез с понятием «переоценённый», да. Хотя придумал! Я не понимаю культ ДКР после полноценного рассвета современного века комиксов. О, получилось.

Так. Вроде по количеству знаков укладываюсь. В общем, ДКР – комикс очень привязанный ко времени, но проб…

  • Alexar

    А где конец статьи? А где корректор?