Мы завершаем цикл материалов, посвященных жизненному и творческому пути великого британского писателя Алана Мура. Представляем вам финальный, десятый выпуск.

Глава I | Глава II | Глава III | Глава IV | Глава V | Глава VI | Глава VII | Глава VIII | Глава IX

В 2006 году был издан Lost Girls – порнографический эпик Алана Мура и Мелинды Гэбби. То, что изначально было смутной идеей для восьмистраничной истории, придуманной двумя незнакомыми людьми, стало трехтомником толщиной в десять сантиметров, созданным парой, готовой пожениться. Мур считал, что этот его комикс выходит за рамки дозволенного и готов был дать бой всем, кто сочтет его фривольным. Вместо этого он внезапно обнаружил что Lost Girls, состоящий из откровенных сцен, привлек внимание академиков и принес Муру литературный почет. Комикс по обе стороны Атлантики приняли так, что любой писатель бы возгордился, но по меркам комикс-индустрии внимание, которое уделяли новой работе Мура, было беспрецедентным. Independent of Sunday назвала Алана «первым великим современным автором комиксов на английском языке».

Фото из нашей рубрики Shelfporn

Фото со свадьбы

Lost Girls отличался от схожего по концепции (разные персонажи фольклора являются частью одной большой истории) The League of Extraordinary Gentlemen тем, что это была крупная работа Алана, написанная с соавторстве с женщиной, ставшей впоследствии его женой. Пара поженилась 12 мая 2007 года. Церемонию бракосочетания посетили друзья и коллеги авторов: Нил Гейман, Дэйв Гиббонс, Тодд Кляйн, Кевин О’Нил, Йен Синклер, Крис Старос, Хосе Вилларубия и Оскар Зарате. Мур написал собственную клятву, а Гэбби проиллюстрировала пригласительные открытки. По случаю торжества Мур надел шляпу-котелок, а Гэбби появилась в запряженной лошадьми карете. Медовый месяц пара провела в Эдинбурге.

Lost Girls занимает особое место в карьере Алана. Это комикс, который вышел через много лет после того, как был начат, и относится к разряду его проектов, задуманных и выпущенных в конце восьмидесятых годов. Он не столько следует за модерновыми Top Ten и Tom Strong, сколько напоминает о сложных экспериментах с нарративом, которые Мур проводил в Big Numbers и From Hell.

Работая для крупных компаний, Мур был обязан соблюдать комикс-код, изживший себя уже давно, но отмененный только в начале девяностых годов. Не признающий ограничений Мур вскоре начал отступать от кодекса, а уже во время работы над Watchmen нарушил главное в индустрии табу – продемонстрировал мужскую наготу.

Это акты бунтарства, впрочем, не были сами по себе провокационными. Уже в семидесятые годы многие мейнстрим-авторы комиксов пытались обойти запреты кода. В случае же с творчеством Мура, всех интересовало использование им актов сексуального насилия в качестве сюжетных ходов. Лично я не вижу в этом ничего необычного – Мур во всех комиксах не демонстрирует акт изнасилования, наслаждаясь им или напротив, опровергая, вместо этого насилие, в том числе и сексуальное, служит у него мощнейшим катализатором эмоциональных переживаний. К тому же репутация Мура, никогда не позволяющего себе женоненавистнические высказывания или ремарки, в этом случае говорит сама за себя. И тем не менее были и те, кто обратил внимание на эту «константу» в работах Мура. В интервью Rolling Stone Грант Моррисон сказал: «Я не нашел ни единого комикса Алана, в котором не было показано изнасилование, разве что кроме Tom Strong, но это был пастиш. Мы знаем, что Мур не женоненавистник, но, блядь, он одержим изнасилованием». Высказывание Гранта, возможно, красочное, но не такое уж и неверное. И он, конечно, не был первым, кто обратил на это внимание. Все комиксы Мура для DC содержали акты сексуального насилия, творящегося в пиковый для сюжета момент.

Neonomicon

Все это проистекает от желания Мура писать реалистичные комиксы. Я поясню. Все «взрослые» супергеройские комиксы, что сейчас, что в конце восьмидесятых годов, включали в себя сцены убийства, изнасилований, грабежа, избиений, стрельбы и красочных умерщвлений. Только если многие комиксы включали в себя подобные сцены, но на деле их история была нелепой, оторванной от реальности фантазией, Мур включал в свои произведения сцены насилия с целью сделать вселенные комиксов более реальными. Он просто исходил из факта, что раз в комиксах теперь есть антигерои, убивающие ради забавы, то в них определенно существуют и сексуальные девианты всех мастей.

Кроме всего прочего Мур действительно описывал секс в положительном ключе множество раз в своих комиксах. В Swamp Thing тема сексуальных отношений была исследована со множества перспектив. Помимо этого Мур написал очень интересное эссе размером с небольшой роман 10000 Years of Erotic Freedom, исследуя тему перверсий, анализируя тему человеческих желаний, и прославляя секс.

Сменив издателя, Мур обнаружил, что теперь может исследовать тему секса более открыто. В ранних интервью, посвященных Lost Girls он подчеркивал, что его комикс не нарушит традиции индустрии. Порно-комиксы существовали и до Lost Girls – вспомните хотя бы работы Роберта Крамба, поздние шедевры Уолли Вуда или «Тихуанские библии» — крошечные книги мелкого формата, посвященные секс-эскападам популярных героев, иногда мультяшных. В тридцатые или сороковые годы такие книги циркулировали в мужских обществах – среди моряков, военных или чернорабочих. Ими обменивались в бараках или портах. Мур замечает, что привлекательность таких книг крылась в контрасте между невинным изображением героев и непристойным актом, совершаемым ими. Также он говорит, что людям, возможно, просто нравилось читать о сексуальных похождениях героев воскресных стрипов, поскольку в оригинальных публикациях никогда не демонстрировался секс. Смысл Lost Girls был в том же: героини сказок занимаются сексом. Критик Анализа Де Лиддо и рецензент Onion Ноэл Мюррей заметили, что неспроста количество страниц в каждой главе Lost Girls равно восьми. Именно восемь страниц содержали все «тихуанские библии», и именно эту их деталь заимствовал комикс Мура/Гэбби.

В начале девяностых Lost Girls был одним из грядущих проектов Мура, разделившим с From Hell нелегкую судьбу поиска издателя. Как и комикс о Потрошителе, его изначально публиковался в Taboo, а затем издательство Kitchen Sink в 1995-6 годах издало два тома серии. Даже без издателя Мур и Гэбби продолжали работать над комиксом. Как говорил Алан: «Я уверен, что моя крупная работа рано или поздно будет опубликована». Пройдет не менее десяти лет, прежде чем Lost Girl найдет себе издателя. В 2002 году Крис Старос из Top Shelf заявил, что готов издать комикс, полагаясь на инструкции Мура, то есть демонстрируя работу сценариста в таком виде, каком тот пожелает. Издательство пошло на большой риск, издав Lost Girls в формате трехтомника в слипкейсе, напечатав комикс на бумаге, пахнущей, по словам Мура, «лучше, чем Шанель». Для того, чтобы максимально точно воспроизвести арт Гэбби, все оригинальные страницы комикса были сфотографированы в специальной типографии в Лондоне – единственной в стране, способной, по мнению Top Shelf, адекватно воспроизвести нежные пастельные тона рисунка Гэбби. Сет стоил семьдесят пять долларов, а средняя цена обычного комикса в то время составляла неполных три.

Комикс Мура/Гэбби не только мог потопить издательство (производственные расходы на печать превысили 350000 долларов), но и сам по себе был продуктом, который очень сложно было рекламировать, распространять и защищать от нападок. В силу содержания было непонятно, возьмутся ли распространять комикс издатели в других странах. Сет был напечатан в Гонконге, и некоторое время было неясно, сможет ли тираж вообще покинуть склад. В Британии же книгу и вовсе запретили: правообладатели Питера Пэна — детская больница, которой завещал права автор персонажа Джей Эм Барри – запретила распространение комикса, ссылаясь на нарушение авторских прав.

Изначальный тираж в 10000 экземпляров казался оптимистичным. Когда Мура спросили, не боится ли он, что его комикс может потопить Top Shelf, Алан не исключил такую возможность:

«Я невероятно горд тем, как Крис отстаивает эту книгу. Крис знал, чем эта книга является, перед тем, как издать ее, и мы были абсолютно честны относительно ее содержания на протяжение всех шестнадцати лет, что она создавалась. Конечно, мы не хотим, чтобы кто-то пострадал или обанкротился, печатая ее. Но в то же время, а какие у нас есть альтернативы?»

Когда дата публикации начала приближаться, Старос начал осторожную рекламную кампанию: перед ним стояла задача не только попытаться продать книгу, стоящую 75 долларов за штуку, но и не дать повод прессе окрестить этот рисковый проект прославлением порнографии. Старос рекламировал Lost Girls как произведение искусства, а не комикс.

Мур, в свою очередь, также участвовал в рекламной кампании. Lost Girls были изданы всего несколько месяцев после премьеры фильма V for Vendetta, и в то время статьи о Муре и его недовольстве киноиндустрией с завидной регулярностью появлялись в профильной и мейнстрим прессе. Алану выпала возможность оттенить слухи заявлением о публикации его новой работы. Он вовсю рассказывал о том, насколько умным комиксом является Lost Girls, и когда прессе были разосланы промо-копии книги, большинство критиков подтвердило, что комикс действительно не похож на бездумную порнографию. Однако до этого момента его забрасывали одинаковыми вопросами, касающимися содержания комикса, с такой регулярностью, что его интервью для MTV, Independent, Onion и Patriot-News были практически идентичными. Мур был готов к драке, готов был дать отпор всем, кто не видел в его новой работе ничего, кроме демонстрации половых органов.

Мур был готов ко всему… но не к тому, что в действительности произошло. Первый тираж в 10000 копий разошелся в течение первого дня продаж, в среду 30 августа 2006 года. Две недели спустя Крис Старос заявил: «поскольку предзаказы через систему дистрибуции Даймойнд уже превышали второй тираж в 10000 копий, мы… заказали третий тираж в 20000 копий. В течение четырех дней мы распродали весь первый, второй и часть третьего тиража». 9 ноября Top Shelf анонсировало, что 17000 копий третьего тиража уже было предзаказано. Lost Girl продавался в каждом книжном магазине, был доступен через каждого ритейлера. Сеть американских книжных магазинов Borders выдвинула условие: книгу можно было продавать только обернув ее протекционной пленкой. И то это не было фактом цензуры – магазин просто заботился о сохранности тяжелого сета. Желтая пресса тоже молчала. Интервью Мура для BBC Radio началось неудачно, но Мур быстро перевел тему с детской порнографии на радости самовыражения и свободу слова, и тему быстро замяли.

Обзоры Lost Girls в основном были позитивными, а критика серии сосредотачивалась не на содержании комикса, а на том, целесообразно ли было выпускать этот проект именно как комикс.

В 2006 году Мур вновь решил дистанционироваться от жанра комиксов. Этому способствовало его недовольство экранизациями его работ и размолвка с DC относительно публикации серии Americа’s Best Comics. Он отказался от планов писать новые серии Comet Rangers (с артом Джима Ли), Pearl of the Deep (который должен был рисовать Джон Тотлбен), The Soul (напарником по этому проекту выступал Джон Кулхарт), и Limbo ( c Шейном Оукли). Мур также свернул планы относительно публикации антологии Сascade, к работе над которой он планировал привлечь Дейва Гиббонса, Брайана Болланда и Брайана Тэлбота.

Однако, существовала еще, как выразился Алан, «тонкая нить», связывающая его с DC: The League of Extraordinary Gentlemen. Мур заверил, что ни он, ни Кевин О’Нил больше не потерпят редакторского вмешательства. К середине 2006 года Black Dossier уже почти был завершен и готовился к выпуску в октябре, но из-за задержек выпуск книги передвинули на первое полугодие 2007. Когда же комикс был завершен, последовала новая задержка. DC было обязано отправить одну копию серии неназванному кинопродюсеру (Дону Мерфи), который мог бы вычислить, подходит ли содержание серии для создания сиквела. Продюсер, едва полистав книгу, заявил, что DC засудят все, кто только может.

Потому что действие Black Dossier разворачивалось в пятидесятые годы, все, вовлеченные в процесс производства книги знали, что она будет содержать упоминания героев, которые все еще могут быть защищены авторским правом. Мур, О’Нил и Данбье тщательно работали над тем, чтобы разрешить проблемы, которые могут возникнуть в этом случае. И все таки Пол Левиц порекомендовал, чтобы Black Dossier продавался только на территории США (причиной тому был пастиш на работы П.Г. Вудхауса). Также было решено, что одна из двух песен на пластинке была слишком похожа на свой объект пародии. Таким образом издание Black Dossier было решено издать без виниловой пластинки.

С момента ухода Мура из DC, Пол Левиц в интервью никогда не отзывался об Алане негативно. Левицу даже приписывают блокирование всех попыток нажиться на Watchmen. До 2012 года единственными новыми медиа-продуктами на основе комиксы были игровой модуль для ролевой игры, созданный под надзором Мура, и видеоигра (Левиц не разрешил создавать для нее никаких новых материалов). Когда же Левиц покинул пост президента и издателя компании в 2009 году, все изменилось.

Для Мура же вмешательство Левица в производство The Black Dossier уже было достаточным поводом для реакции, которой стала смена издателя серии. Top Shelf с радостью согласилось публиковать все последующие тома The League of Extraordinary Gentlemen, а в Британии выпуском его комиксов занялось Knockabout.

В последние годы публикацией комиксов Мура занимаются Top Shelf и Avatar – два независимых маленьких издательства. Доля Avatar, например, на рынке комиксов оценивается в 0,8%, в то время как каждому из участников «большой двойки» принадлежит по трети. И тем не менее изданный Top Shelf комикс Nemo: The Heart of Ice взобрался на вершину чартов, спихнув оттуда комиксы о Бэтмене. Единственный комикс Алана в 2011 году – Century 1969 – занял третье место в ежегодном чарте продаж, уступив двум изданиям Walking Dead. По итогам года Century был единственным комиксом в первой десятке самых продающихся, не относящийся к Walking Dead или Batman.

Lost Girls, выручка от продажи которого составила свыше 2000000 долларов, был комиксом, который Мур всегда мечтал писать: страстным, личным, бескомпромиссным. Собранным в высочайшего качества издании, подчеркивающем талант авторов. Lost Girls был тем, комиксом, о создании которого Мур мечтал с середины восьмидесятых – авторской работой, которая подчеркивала прелести медиума, и в то же время была прибыльной и успешной у критиков. Тот факт, что никто никогда не купит у Мура прав на его экранизацию, был лишь приятным дополнительным бонусом.

Чем Алан занят сейчас? Пишет великолепный Providence, за основу которого взято творчество Лавкрафта и готовится к изданию Jerusalem (текст был написан до прошлогоднего издания романа — примечание. редактора). Так уж получилось, что написание романа заняло у Мура десять лет – с 2006 по 2016. Дочь Алана рапортовала, что изначальная рукопись была объемом в миллион слов, а стилистически Jerusalem относится к лучшим произведением Мура. Редактор славно потрудился над последней книгой Мура – из нее пропало около 400000 слов, но все равно финальная версия Jerusalem насчитывает около 650000 и занимает таким образом место в первой десятке самых крупных произведений, написанных на английском языке. Что это, если не доказательство величия Мура? Он, полушутя, говорил, что «печатая Jerusalem, я обнаружил, что у меня стерлись кончики пальцев». Немудрено! Роман явно ожидает теплый прием – это не только новая крупная работа Мура, это сложнейшее литературное произведение, очень напоминающее книги модернистов, вроде Томаса Пинчона или Дэвида Фостера Уоллеса.

На этом, пожалуй, мы и закончим. Биография Мура подошла к концу, но стоит помнить, что Мур, оставаясь в звании классика, все еще пишет, все еще работает. Возможно, выход новых комиксов, книг или фильмов с участием мастера будет достоин того, чтобы дописать этой статье одну-две главы.

У меня все. Спасибо, что читали.

Эта статья основана на следующих источниках:

— Magic Words: The Extraordinary life of Alan Moore Лэнса Паркина.
— Alan Moore: Comic as Perfomance, Fiction as Scalpel Аннализы Де Лиддо.
— Alan Moore Conversations под редакцией Эрика Белрацки.
— Alan Moore: Storyteller Гэри Спенсера.
— The Extraordinary works of Alan Moore Джорджа Кури.
— Alan Moore: Portrait of extraordinary gentleman Гэри Спенсера.
— Интервью Мура для The Comics Journal.

  • думаю, будет правильно заметить,
    что в сентябре 2016-го Алан Мур сказал, что уходит из жанра комиксов, потому что стал в нём чувствовать себя слишком комфортно».
    Правда, пообещал дописать четвёртый том «Лиги» и закончить антологию «Cinema Purgatorio».
    https://www.theguardian.com/books/2016/sep/08/alan-moore-confirms-he-is-retiring-from-creating-comic-books

  • Ivan Sergeev

    Ух!! Это было здорово!
    Спасибо!

  • oxt

    большое спасибо проделанную работу! отличный лонгрид.

  • Костян Салмов

    Не, вы меня не убедите, что в Killing Joke было изнасилование.)
    Ну и блин, возможно я невнимательно читал, но я ожидал ещё информации о том, как Мур перелопатил Supreme от Image, небольшие работы для Wildsorm (пара выпусков в Wildcat и лимитка про Вуду, ещё что-то), лимитка о Crossed, ну и что-нибудь про пиздец под названием Neonomicon. Да и вообще, он вроде много что писал.