Нечестный обзор: «Параллельные комиксы»

3
3616

Пару недель назад мы уже рассказывали про отечественную комикс-антологию «Параллельные комиксы», и наш постоянный автор Максим Трудов остался вполне доволен прочитанным. Сегодня же представляем альтернативное мнение креативного директора издательства «Комильфо» Виталия Терлецкого, который предлагает взглянуть на получившийся сборник с другой стороны.

 

Удивительное дело. Давным-давно мы со Стасом Куприяновым поспорили об анонсе «Тора» на русском языке. В случае выигрыша я получил бы рисунок Миньолы с автографом, а в случае проигрыша — должен был написать классный лонгрид для комикстрейда. Спор я выиграл. С тех пор много воды утекло, но принт Миньолы я так и не получил, «Тор» анонсирован, а я пишу лонгрид для Куприянова. Но пока за окном у нас Россия, это нормально. Поэтому сегодня мы поговорим о русских комиксах, и  я рад представить вам свою одноразовую постоянную рубрику: НЕЧЕСТНЫЕ ОБЗОРЫ.

Ну а чего вы хотели? Конечно, нечестные. Ведь я буду обозревать сборник издательства , конкурирующего с тем, в котором работаю я, сборник, составленный человеком, который мне неприятен. Кажется, вы уже догадались, что я расскажу вам про то, как я читал

«ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ КОМИКСЫ»

от издательства Parallel Comics (простите за тавтологию)

Неужели у меня настолько порвало жопу, что я решил написать об этом статью? Не совсем. Те, кто знакомы со мной чуть-чуть поближе, чем вы, знают, что я очень люблю новые независимые русские комиксы. Я покупаю все зины на выставках, заказываю их по почте у их создателей, поддерживаю проекты на краудфандинге. Потому что там может быть ВООБЩЕ что угодно. Естественно, такой большой и интересный проект я не мог обойти стороной. Я был заинтригован. Я видел превью и читал ранние обзоры специалистов. Как только он приехал к нам в магазин, я сразу же забрал его к себе домой, начал читать вечером, лёг спать, закончил читать за завтраком.

Я почувствовал себя малость обманутым. Не хочу, чтобы подобное произошло и с вами. Читайте мой нечестный обзор.

«Параллельные комиксы». Сборник 12 классных историй от разных авторов и художников. Никакой связи друг с другом. Настоящая русская альтернатива. Правда, не совсем понятно, альтернатива чему, ведь из мейнстрима у нас только BUBBLE, у которых, кстати, тоже нет собственного, отличительного русского стиля. Русской школы комиксов вообще не существует. Цыц, студия КОМ и журналы МУХА. Нет русского стиля. Есть подражание. Американскому мейнстриму, азиатской манге, французским BD или карикатурам. А это значит, что альтернатива пустоте – это всё, что угодно. В принципе, получается, формальности соблюдены.

Комикс очень много хвалят. Хвалят благодаря тому же, благодаря чему же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха, а год петуха ждёт нас уже меньше чем через пару месяцев. Всегда должен быть альтернативный взгляд. И ещё я буду делать фотографии и выбирать страницы похуже. Это же нечестный обзор.

Спойлер: В сборнике мне понравилось ровно 3.5 истории.  И ниже я расскажу, почему.

ОБЛОЖКА  

Обложку все очень хвалят. Потому что она нарисована вручную, потому что она дикая, крутая и вообще просто смотрите, как здорово, жалко только, не совсем понятно, к чему и зачем и что всё это значит. Я такие штуки в пятнадцать лет рисовал в программе Painter 5 и тоже очень гордился. Ну да Бог с ним со смыслом (да, я крест ношу, поэтому пишу с большой буквы), это здесь совсем не главное, как и во всём сборнике, мы очень скоро всё это увидим.

Кстати, возможно, я слишком много работаю, но сам заголовок, логотип сборника, очень похож на адаптированный логотип «Звёздных Войн», и подсознательно ты сразу начинаешь вспоминать, как было раньше здорово, вспоминаешь Чубакку и Штурмовиков. Ладно.

unfair-review-parallel-cover

Оценивать я буду всё по однобалльной шкале: «да» или «нет». Откуда же в рейтинге взялась половинка? Читайте до конца, пусть будет хоть какая-то интрига.

1. БЛИЖЕ

Иван Мин, Саша Похвалин

Мне очень нравится, что в сборнике много совершенно новых имён, а это не так просто, ведь мне всегда казалось, что я знаю здоровенный кусок индустрии. Кстати, вы знали, что даже в нашем маленьком русском комикс-мирке не все знают друг друга? Например, minava никогда не слышала о Волкове и Кутузове и наоборот. Удивительно.

unfair-review-parallel-part01

Теперь к делу. Сюжет – это космическая постапокалиптическая футуристическая вариация на тему «Красной Шапочки», только, кажется, похожая на Dead Space (никогда не играл в него). Всё это выглядит неплохо. Стильно. Много отсылок к другим комиксам. Две – это же много? Шучу, конечно, их здесь больше. Но проблема в том, что это всё выглядит, как кусок большой истории, может быть, так и задумано, но читать это невозможно. Мне пришлось перечитывать нехитрые тридцать слов на каждой странице по три раза, чтобы не потерять нить происходящего. Всё это похоже на комикс Джерарда Уэя, вон, смотрите, на вариантах постеров-обложек там и японские иероглифы, вот и киберпанк тоже, смотрите, как здорово, музыки только не хватает. И армии преданных фанатов, согласных читать всё, что угодно.

Извините, но нет.

2. ДВА

Вита Хан по материалам Эммы Гольдштейн и Насти Франц

Я объединю это с комиксом «РАЗ», идущим ниже, потому что это две вариации одной истории. Я что-то читал про то, что это незаконченные произведения, которые дополняют друг друга, так и задумано, это очень круто. Эй, ребята, знаете, что? Мне плевать. Если идею надо объяснять, особенно объяснять рядовому читателю, то это не очень хорошая идея. Если вы при этом скажете мне, что это идея не для всех, то пожалуйста, в этом случае не выписывайте на неё ISBN, ведь он нужен для книг тиражом от 1000 экземпляров, а вы только что сказали мне, что это идея не для всех.

unfair-review-parallel-part02

И ещё: это очень важно! Мне очень жаль, но это не комикс. Комикс, как и любое произведение, заслуживает того, чтобы в нём был связный сюжет, а ещё лучше (раз уж это комикс), то пусть он, пожалуйста, будет состоять из определённой последовательности картинок и текста. Но у меня складывается ощущение, что это какая-то каша.

Всё это действительно тоже очень похоже на Хармса, но всё же это не Хармс.  Если я такой лох, что это всё же Хармс – дайте мне знать, я извинюсь.

Вита, ты отличная девчонка, но здесь не получилось, нет. И цвета дурные.

3. КОМИКС

Максим, вся моя неприязнь к тебе основывается только на зависти тому, что ты начал заниматься комиксами уже в 18 лет у тебя огромная фора и гораздо больше энергии и свободного времени, чем у меня. Теперь к делу.

unfair-review-parallel-part03

Нет, это всё, конечно, очень хорошо, но где картинки. Что это, ссылки? Я серьёзно должен вбивать вручную их в браузере? И ты думаешь, что школьник, читающий «Дэдпула», будет этим заниматься? Ах, это не твоя аудитория. Твоя – это серьёзные взрослые люди. Очень хорошо. Правда, у них на это нет времени, скорее всего. Но спасибо, нам очень важно знать о твоих мыслях и твоих переживаниях. Ты – особенный.  Что это ещё здесь? Простыня текста. Очень хорошо. Обязательно прочитаем. На самом деле нет. Ведь я ждал комикс, я хотел отдохнуть, а не копаться в скрытых смыслах. Спасибо. Нет.

4. МРАЗИ

Тут нужно отметить сразу: я не люблю всю эту зинную братию. Я не люблю Яна Марципана. Потому что они все заносчивые и выёбываются. И делают вид, что создают что-то очень крутое и важное, а на самом деле нет.

unfair-review-parallel-part04

Но. Это очень хороший комикс. Он яркий, смешной, грамотно логически выстроен, в нём остросоциальный подтекст, его мать вашу ПРИЯТНО ЧИТАТЬ (очень скоро вы поймёте, почему я так ценю это). Ещё мне очень понравилось, что в начале комикса идут одно над другим имена авторов:

Ivan Tatarinov

Jan Marcipan

То есть, это же один и тот же человек. Но выглядит так, будто бы над историей работали двое. Крутой ход. Да.

5. ЁGONBLICK

Рита Попова, Андрей Смирный.

Я написал букву Ё, потому что у меня нет на клавиатуре буквы О с точками, а читается она примерно так же, а искать на боковой клавиатуре комбинацию через альт мне лень.

Тут даже если бы я не знал, кто такая Рита Попова, то я всё равно бы сразу сказал, что это очень плохо. А тут я ещё знаю, кто такая Рита Попова (прости, Юрий Болотов, я очень ценю наше знакомство, ты отличный парень).

unfair-review-parallel-part05

Помните, я говорил, что в комиксе должен быть сюжет? В этом комиксе он тоже должен быть! Пожалуйста, пусть это будет комикс, а не какие-то выдержки из тамблера или прости господи в 2К16 – ЖЖ девчонки, которая в двадцать лет была главным редактором (хорошо это или плохо, решать не нам, мы сейчас не это обсуждаем и не переходим на личности, хотя, почему бы и нет, это же НЕЧЕСТНЫЙ обзор). И картиночки. Эксперименты с геометрическими формами, привет, Майкл Дефорж. «Ёгонблик» — это тот комикс (хаха, это же нихуя не комикс), который читаешь и думаешь «скорее бы он закончился, мне уже на работу пора». Но он никак не заканчивается. Очень жаль, что я его прочитал. Прочитал бы я его ещё раз? Нет.

6. Чёртов (クソ

Катя Шилоносова, Женя Горбунов.

Мне такой перевод выдал гугл-переводчик, я ему верю.

По запросу в гугле «Катя Шилоносова» первые строчки ведут на вондерзин, и почему-то я совершенно не удивлён.

Итак, замечательно. «Бандитский Петербург», его все любят, это как «Бригада», это как первый сезон «Улиц Разбитых Фонарей» или «Досье Детектива Дубровского», Японию тоже все любят, как японских собак шиба ину из мемов doge. На кой чёрт было портить и то, и другое?

unfair-review-parallel-part06

Стиль здесь определённо есть, графика местами приятная, но эй, ребята. Можно вас на минуточку? Можете сказать, что я зануда, но вы на обложке написали, что это комикс. Комикс, а не разноцветное плохообведённое бескомпозиционное месиво. Форма, ребята, форма. Это очень здорово, что вы такие новаторы, но без формы читатель не сможет понять, что вы хотели ему сказать. Особенно такой дебил, как я.

Ниндзя-омоновцы – очень крутые. А сюжет проваливается. Нет.

7. РАЗ

Дана Мыкулинская по материалам Эммы Гольдштейн и Насти Франц

unfair-review-parallel-part07

Тут я даже не буду тратить время и амортизацию своей клавиатуры. Вернитесь к пункту два. Здесь всё то же самое.

8. СВЯЗЬ

Максим Чумин, Камилла Мамедова по рассказу Даниила Хармса

Эй, Максим, какого чёрта ты запихал инстаграм на бумагу? Не успел ничего нового придумать? Был же, кажется месяц в запасе, там всего-то страниц десять. Или ты решил, что это НАСТОЛЬКО хорошо, что надо всем показать это ЕЩЁ РАЗ.

unfair-review-parallel-part08

Теперь вот что. Неважно, инстаграм это или перфокарта (дарю идею), дело в том, что вы просто проиллюстрировали рассказ Хармса. И это как с лифлетами по стихам писателей. Максиму 18 лет, и он находится в том нежном возрасте, когда открывает для себя всё новое и классное. И он полагает, что он открыл это первый, и вот ОН, ИМЕННО ОН покажет это всем остальным и расскажет им (всем), как это здорово.

Это можно понять. Недавно я открыл для себя яйцерезку. Нет, я не буду никому отрезать яйца, это просто такая штука с натянутыми струнами, которая режет варёное яйцо на ровные ломтики. Нет, я правда раньше не знал о ней. Очень удобная штука.

Это могло бы неплохо выглядеть, будучи онлайн-инсталляцией. Всё ещё не считаю эту онлайн-инсталляцию комиксом.

9. СКАЗКА

Илья Гриндберг, Наташа Найдёнова

В «Сказке» мне запомнился красивый кот. Раскадровка чуть лучше, чем во многих комиксах в этом сборнике, чуть хуже, чем могла бы быть. Видно, что пары кадров по смыслу недостаёт, уж не знаю, задумано так специально или нет.

unfair-review-parallel-part09

Никаких ярких эмоций у меня эта история не вызвала. Извините, ребята.

10. СОМНЕНИЯ

Геннадий Бородай

Мне нравится всё, что делает  Геннадий Бородай. У него есть стиль. Чувство формы. Чувство прекрасного.  Чувство собственного достоинства. И поэтому он рисует долго, но методично и качественно.

Стиль уникален, персонажи нетривиальны,  а история проста, но изящна. Наверняка, если вы читали сборник, то тоже отметили для себя эту историю. Она запоминается.

unfair-review-parallel-part10

Сюжет кажется мне немного оборванным, а также леттеринг малость грубоват. Из-за этого история, несмотря на всю мою любовь и бесконечно уважение, получает всего лишь половинку «да». Но это временно, ведь Геннадий – начинающий художник. И имея за плечами такие задатки и такой талант, он многого добьётся, попомните моё слово. А леттеринг и истории приложатся. Гена, рассматривай эти полбалла как честное мнение и стимул к развитию. Я с нетерпением жду твоих новых работ. ½ Да.

11. ТАЙНА

Саша Барановская

Мне кажется, составители сборника специально поставили в конец всё лучшее, чтобы перекрыть тот неприятный осадок, который остался от историй в середине. Поставили сильную первую историю, и последние тоже.

unfair-review-parallel-part11

Сразу видно, что Саша прекрасно понимает, что такое комикс, как рассказывать историю именно в форме комикса, да и вообще в принципе. Входная и выходная обложки, раскрашенные акварелью — просто потрясающие. История несложная и жизненна, она происходит со мной и с тобой, здесь и сейчас, вчера, сегодня и завтра. Открытый финал добавляет остроты в сюжет и заставляет всколыхнуться ваш ИД (если я правильно употребляю здесь этот термин). Мне понравилось. Саша, нарисуй для меня тоже что-нибудь когда-нибудь, пожалуйста? Да?

12. ШАНС

Лёша Гончаров

Я знал Лёшу заочно ещё когда он шифровался исключительно под псевдонимом Алексей Дитко, я тогда открыл «Триумф Смерти» в «Докторе Люциде», и подумал – «что это за дерьмо?». С тех пор Алексей очень сильно вырос как художник-комиксист, это видно и по «Винни Бартону» и Ninja Gutter, и по его зину про вампиров. Теперь я должен взять свои первые слова назад – в рамках становления его как художника его первые работы выглядят вполне логично.

unfair-review-parallel-part12

Что же до «Шанса» — то он выдернут из контекста и контьюнити собственной вселенной точно так же как и «Ближе», но это не выглядит притянутым за уши, всё органично и к месту.

Опять же, видно, что автор много читает комиксы и занимается ими, а не какой-то хипстер, плохо представляющий (блин, здесь я спалился в своих критериях оценки, ну и хрен с ним) как связывать картинки и буковки в единое повествование.

Графика простая, но очень стильная – смотрите, оказывается, так можно, да? Цветов всего несколько, и они мастерски сочетаются художником со скринтонами. Форма комикса используется на все 100% (привет, подписи к мыслям).

Уфф. Всё.

Подытожим.

Почему я был таким мудилой в этом обзоре? Есть две причины.

  1. Это нечестный обзор.

2. Ребята сильно и необоснованно выёбывались. Я решил их осадить.

В сборнике есть три с половиной хороших комикса. Это очень хороший результат.

Были ли подобные сборники в русской комикс-индустрии до этого? Да, были. ЧПХ, каталоги комиссии (особенно 2007-2012 годов), да Господи, тот же «Российскому Комиксу Быть» — открещивайтесь от него или нет, но разница на выходе не так велика, уж поверьте мне. Вообще, конечно, всё это похоже на какие-то альтернативные финские комиксы.

Жалею ли я, что купил этот сборник? Конечно, нет. Ведь я люблю новых русских авторов и художников. А русская комикс индустрия – она как русское порно —  среди сотен страшных роликов ты найдёшь парочку симпатичных, которые не стыдно и родителям показать. Но мои родители комиксы не любят, а порно – тем более. Они люди приличные.

  • Pingback: Максим Чумин: «Параллельные Комиксы» — это манифест-провокация» | Комикстрейд()

  • Ivan Sergeev

    Урааа! Наконец-то я прочел что-то объективное!
    В этом обзоре честного больше, чем нечестного!
    На всю книгу лишь одна история (первая), нарисована человеком, который умеет рисовать. Это уже грустно. Все остальное на уровне «Российскому Комиксу Быть». Поэтому «Ребята сильно и необоснованно выёбывались» — это не причина, это следствие.

    Грусть, тоска, печаль. КОМ и ТЕМА — вернись!

  • Александр Мосин

    А какой лонгрид будет?