«Независимые. Российские. Комиксы» — с этих слов начинался текст официального анонса антологии «Параллельных комиксов». Лично мне параллельно, что сейчас происходит в современной российской индустрии комиксов, да и вообще не вижу смысла в проведении параллелей между этим сборником и другими похожими недавно вышедшими издания. Исчерпав свою суточную норму каламбуров, могу также уверенно сказать, что и на независимость этого продукта мне наплевать, хоть я и считаю это оксюмороном в мире капитализма. Мне нужны прежде всего комиксы – стильные, интересные и содержательные, желательно под хорошей и красивой обложкой. К счастью, «Параллель» справляется по всем пунктам.

review_parallel_comics_cover

Итак, 12 комиксов, каждый из которых, как и было обещано, уникален и не похож на остальные, поэтому никто из читателей не уйдёт обиженным с этого красочного аттракциона неслыханной щедрости. Так, любителей историй с более-менее классическим рисунком уже в самом начале приветствует «Ближе» Ивана Минга и Саши Похвалина – sci-fi интерпретация «Красной шапочки», которая меньше всего похожа на оригинальную сказку. Сцена встречи с волком-существом прекрасно обыграна, а дополнительные материалы после комикса заставят вас сетовать на отсутствие у истории отдельного издания, которое можно было бы поставить на полку.

review_parallel_comics_0

Если вам по духу что-то новое и ранее невиданное, переходите к «Сомнениям» Геннадия Бородая. Со своим уникальным стилем автор познакомил широкую публику всего год назад, однако сразу же показал себя как сформировавшийся художник. Его манера рисунка органична и продиктована прежде всего внутренней необходимостью как можно вернее выразить именно свое видение, не прибегая к подражаниям и копированию. Создаётся впечатление, что «Бородай» — это название художественной школы витража, которая отшлифовывала свой стиль на протяжении столетий. Здесь есть и что-то от ацтекских рисунков и что-то от поделок русских мастеров, отчего его супергеройские зарисовки больше похожи на лубочные зарисовки. Не обделяет читателя Бородай и сюжетной составляющей, в которой личное подаётся в смеси с мифологичностью, отчего я с нетерпением жду продолжения намеченной им истории.

review_parallel_comics_3

К несчастью, продолжения не будет у короткого, но насыщенного «Шанса» Алексея review_parallel_comics_5Гончарова, который мастерски управляется с ограниченной палитрой, по максимуму используя ее для акцентирования тех или иных моментов. Нарисованная драка достаточно проста, но выглядит живой в своей лаконичности благодаря отточенным линиям, тоновому растру и выдержанным цветам. Приятно следить за творческим развитием своего земляка, который уже успел зарекомендовать себя в различных проектах, будь то «Гаттер-ниндзя», «Герой» или его «Винни Бартон».

Настроение «Параллельных комиксов» также скачет по спектру, представляя нам безбашенную адаптацию «Бандитского Петербурга» в стиле школьных рисунков любителя «Акиры» и «Сейлормун» —  «クソ» от Кати Шилоносовой и Жени Горбунова review_parallel_comics_4по соседству с интимной и проникновенной «Тайной» Саши Барановской. Если в первом комиксе авторы представляют нам рисованную версию «Адреналина», смешивая различные методы монтажа и композиции кадров так, словно они готовят термоядерный коктейль, то «Связь» максимально просто подаёт историю для наилучшего восприятия ее самого последнего кадра. Я бы даже сказал, что весь комикс и проявлена в этой завершающей странице, тогда как остальная часть комикса служит только объяснением представленного в конце образа – настолько он глубокий и запоминающийся.

review_parallel_comics_1Вам надоела оторванность комиксов от действительности? Тогда ваше место у «Мразей», социальной притче о нравах современной России от Ивана Татаринова, в которой он едко, иронично и со здравым экзистенциализмом описывает злободневные злоключения заключённых СИЗО (попробуйте теперь это быстро произнести вслух). Прогрессивно мыслящие гопники сменяются интеллектуальным быдлом, пока наше полицейское государство продолжает слепо давить карательной машиной то, что ему неугодно. Исполнение у комикса красочное, свежее и подчёркивает сюрность описываемой ситуации.

Не менее запоминающийся дизайн и у следующей за ним истории – «ÖGONBLICK» от Риты Поповой и Андрея Смирного. Тогда как содержание больше похоже на набор постов типичной tumblr-girl, дизайн комикса напоминает плакаты «Моссельпрома», где буквы и геометрические фигуры играли важнейшую роль в графическом оформлении. Также «ÖGONBLICK» композиционно соединяет в себе все остальные истории антологии, предоставляя читателю немного поиграть: пройти лабиринт или раскрасить рисунок; и тем самым отдохнуть от предыдущих историй и приготовиться к следующим.

review_parallel_comics_2Издательство проделало большую работу, собрав всех этих авторов вместе. Так, я практически ничего не слышал о Вите Хан, которая проиллюстрировала сюжет Эммы Гольдшмит и Насти Франц для комикса «Два». Прекрасное оформление, но задаёшься вопросом: зачем по тому же сценарию нужно было ещё делать и другой комикс, «Раз» от Даны Мыкулинской? Есть ли в этом какая-то тайна или авторы просто стебутся над нами, как когда-то Хармс, на которого достаточно прозрачно намекает второй комикс?

Хармса, кстати, вспоминают за всю антологию не раз, не два, а три раза, представив нам в этот раз бумажную версию комикса Максима Чумина и Камиллы Мамедовой по рассказу нашего любимого Ювачева. Чумин уже показывал свою «Связь» в виде инстаграм-комикса, отчего его появление в аналоговой форме заставляет ещё больше усомниться в необходимости цифровой версии. Многие тогда были в восторге, однако подход не является новым не только для мира комиксов, но и для самого Чумина, который к тому моменту уже выпустил свой «Ответ».

9bbbirligwaМаксим даже выделил отдельный вкладыш для другого своего комикса, который так и называется: «Комикс», хоть и представляет из себя скрипт и набор ссылок, по которым смогут пройти наиболее любопытные. Всем нетерпеливым спешу сообщить, что данные ссылки можно разделить на три категории. Первая касается magna opera Чумина и позволяет вам воочию увидеть всё совершенство самого экспериментального комиксиста всея Руси. Вторая больше раскрывает закулисье самой антологии, показывая нам скрипты комиксов и отрывки из переписок Чумина с другими авторами. Третья представляет из себя ссылки на всякие музыкальные видео и прочие интересы Чумина, с помощью которых он пытается натолкнуть читателя на раскрытие тайного смысла его опуса. Данный «Комикс» понравится самым искушенным читателям, которые принимают стёб Чумина за новое слово в Девятом искусстве.

В качестве заключения можно сказать, что сборник открыт для различных интерпретаций и рассчитан на очень разношёрстную публику. Кого-то привлечёт красочная обложка, другие же не ограничатся одной антологией и станут следить за творчеством представленных авторов. Так или иначе, «Параллельные комиксы» — это событие, которое не стоит пропускать.

*Был там ещё один комикс, «Сказка», что, цитируя оттуда единственную фразу, «впрочем неважно».

  • Pingback: Нечестный обзор: «Параллельные комиксы» | Комикстрейд()

  • Pingback: Максим Чумин: «Параллельные Комиксы» — это манифест-провокация» | Комикстрейд()

  • Сергей Померанцев

    Только недавно открыл этот сборник.
    Очень понравился «Ближе» (Иван Мин + Саша Похвалин), приятно было вдвойне, т.к. шапочно знаком с господином Похвалиным.
    «Сомнения» (Геннадий Бородай) тоже зашли за интересный неповторимый стиль и забавную реально интересную историю. Хотелось бы видеть продолжение.
    Немного меньше, но заслужил моего внимания «Шанс» (Леша Гончаров).
    И, думаю, надо присмотреться к クソ (переводиться как Fucking, насколько я понял) (Катя Шилоносова + Женя Горбунов).
    Остальное просто не смог смотреть/читать — не моё.