Отгремел очередной Comic-Con Russia 2016 — вот уже третий по счету. Естественно, мы не могли не спросить участников и посетителей конференции, как они оценивают прошедшее мероприятие.

 

speakers_ivan_chernyavskiy

Иван Чернявский, магазин комиксов «Чук и Гик»

Честно говоря, ощущения неоднозначные: с одной стороны, было явно больше посетителей, с другой — все эти люди совершили меньше покупок, чем год назад. И все остальные участники CCR 2016, с которыми я общался, это подтверждают. Мы еще не до конца посчитали финансовые итоги, но уже сейчас понятно, что объем продаж уступил прошлому году. Бизнес-день и пятница совсем не оправдали надежд, только в субботу ситуация переменилась — и появилось ощущение, будто кидаешь книги за прилавок, как в топку паровоза.

Не все наши эксперименты в этом году оказались удачными. Очень хорошо, что мы переехали в другой зал, подальше от большинства других магазинов комиксов — но с оформлением стенда прогадали. Негде было хранить запасы, а наш фирменный роллап элементарно не смогли развернуть. Очень обидно, что обе наши ипостаси — «Чук и Гик» и Jellyfish Jam — совершили логистические ошибки, не очень соответствующие нашему уровню. Но мы эти ошибки уже разбираем.

Я большой противник теории о том, что российский рынок может быть перенасыщен комиксами, но в эту конкретную неделю новинок было слишком уж много. Люди просто терялись и путались в них. Я вчера буквально добавил в наш интернет-магазин 22 наименования — и это только за один день! Кроме того, какой-то реформы требует вся ситуация с эксклюзивными обложками. Одно лишь издательство «Комильфо» уехало с Комик-кона, продав все свои эксклюзивы. У всех остальных они остались, и что с ними теперь делать — непонятно, не очень этично отдавать их в свободную продажу. Мы повторяем историю американского рынка, на котором тоже в свое время многие обожглись именно на вариантных обложках.

И о хорошем: поскольку наш стенд в этот раз был расположен недалеко от сцены, мы многое слышали и видели. И в этом году Comic-Con Russia действительно было похож на самый настоящий американский комик-кон, как мы себе его представляем по репортажам с мероприятий. Весьма обширная программа, толковые презентации, много русских фильмов, приезд действующих авторов комиксов — все это очень здорово. Чип Здарски и Горан Парлов были очень востребованы: последний, кажется, сам был удивлен вниманием публики к его стенду. Джилл Томпсон, судя по ее Instagram, прекрасно в Москве провела время. Теперь-то уж эпоха, когда на аллею авторов привозили абы кого по грантам, окончательно должна уйти в прошлое.


report_comicconrussia2016_chookandgeek


vitaly_terletsky

Виталий Терлецкий, издательство «Комильфо»

Сейчас мне всё ещё очень трудно объективно оценивать мероприятие, потому что я пишу эти строки вечером понедельника, 3 октября, и я вошёл домой всего лишь десять минут назад. А живу я в Петербурге. А Комик-кон был в Москве.

Пожалуй, это был самый непростой фестиваль из тех, что организовывали не мы сами. Мы подготовили к нему очень много новинок, много эксклюзивов, и это было не так уж и просто сделать вовремя. За первые три дня конвента у нас было четыре презентации в кинозале и одно выступление на главной сцене. Мы спали по 4-5 часов, а работали минимум по десять, притом это был даже не режим HARDCORE, а скорее NIGHTMARE.

И знаете, что? Это того стоило. Мы продавали все лимитки за первые десять-двадцать минут после открытия. Мы общались с поклонниками. Мы провели роскошную паучью конференцию. Но самое главное – нам удалось познакомиться и пообщаться с Чипом Здарски!

Чип – потрясающий. Он добрый, весёлый и очень вежливый человек. Я искренне надеюсь, что ему всё понравилось, потому что мы делали для этого всё возможное. А теперь просто зайдите на реддит и посмотрите, как Чип дописал своё имя какому-то парню в оригинальное издание Watchmen. Потом зайдите в твиттер Чипа, и почитайте, как он говорит Дэну Слотту, что всё окей, мол, я в костюме Человека-Паука поучаствовал в русской презентации Spider-Verse, а Дэн Слотт отвечает ему по-русски «спасибо». И Марк Уэйд фотографируется (или фотографирует кого-то) в костюме Человека-Паука же, но с наградой Харви для Здарски (это отдельная история).

Кажется, мы сделали что-то крутое. Может быть да.

Кроме всего прочего, мне очень понравилось, что за время CCR я почти не выходил в социальные сети. Со многими моими друзьями я просто общался оффлайн на конвенте. Это очень здорово.

Комик-кон растёт. Надеюсь, что в следующем году будет ещё лучше, и они исправят ещё пару мелких недочётов. А нам, видимо, через год придётся снимать целый отдельный зал в Крокусе, вместо «Варгейминга». Шучу. А может быть, и нет.


report_comicconrussia2016_spiders


max_ostry

Максим Острый, сайт Comicstrade.ru

Ежегодный поход на Comic-Con Russia — это такая батарейка, которая содержит в себе заряд доброты, вдохновения, внутренней свободы. Это погружение в пространство, в котором тебе нравится вообще все и которое не содержит в себе никакого негатива. Посреди сегодняшней обыденной реальности место, в котором тебе несколько устало, но абсолютно искренне улыбается Джилл Томпсон – это какой-то невероятный, невозможный оазис.

С каждым годом, как мне кажется, хотя я не считал специально, увеличивается число гостей и авторов, все больше людей приходят в косплее, как профессиональном, так и гаражном (по-своему обаятельны оба варианта), а собственно то культурное поле, которому все это действо посвящено, проявляется во все большем разнообразии (вот в этом моменте я уверен уже твердо). Сразу хочется еще больше читать, еще больше смотреть, еще больше прочитанное и посмотренное анализировать и обдумывать.

Наконец, после каждого ComicConхочется уже что-то начать делать своими руками: рисовать, снимать, придумывать и пр., и вот этот импульс – вообще одно из самых ценных, на мой взгляд, чувств, которые могут быть в жизни. Так что, пользуясь случаем, передаю глубокую благодарность всем причастным и ответственным.


report_comicconrussia2016_fillon


speakers_maxim_chumin

Максим Чумин, издательство Parallel Comics

Для Parallel Comics это был первый CCR — в предыдущие два года я ходил на фестиваль в качестве прессы. Впечатления совершенно иные: если раньше это был словно Новый Год, то в этом году четыре дня выжали всё из нашей команды и меня лично.

Мы сделали ставку на анонсы и не подготовили книжные новинки в отличие от других издателей, зато привезли на фестиваль другой важный релиз — первую коллаборацию Parallel Comics с артистом Оксимироном, футболку по треку «Девочка-Пиздец». Мы очень рады тому, как приняли такой… странный проект для индустрии — футболок после CCR практически не осталось. Приятно было видеть людей в них уже на следующий день после анонса и старта продаж.

Я заметил, что в этом году «Комик-Кон» окончательно, мне кажется, перерос «Игромир» — возможно, это из-за гостей, или из-за того, что на «Игромире» была не самая разнообразная подборка участников… Не знаю, думаю, что стоит разделять их, как два различных мероприятия.

Так вот, если раньше это был такой Новый Год, междусобойчик, когда встречаешь друзей и так далее, то в этом году — и, кажется, в ближайшее время — «Комик Кон» превратился в наш персональный Ад, к которому (самое главное, что мы поняли) мы обязательно подготовимся куда лучше в будущем.


report_comicconrussia2016_marvel


collectors_hubiev_photo

Руслан Хубиев, издательство «Рамона»

В связи с необходимостью находиться примерно в одном месте, могу лишь дать комментарии по ряду факторов. Касательно гостей: самым большим промахом стало отсутствие комнаты для гостей. Места, куда приглашённые гости могли бы прийти, посидеть, поесть или хотя бы переодеться. Запомнился момент, когда Чипу Здарски нужно было переодеться в костюм Паука, а из комнаты для Косплея и Прессы его выгоняли со словами «пусть идёт в туалет и переодевается там».

Ну и остаётся надеяться, что когда-нибудь звуковое пространство CCR не будет забито какофонией песен разной степени громкости из разных углов.

Из плюсов — энергетики, которые не давали умереть, и официальный стенд Marvel со своей программой и эксклюзивами. В общем то, чем и славится Comic-Сon как явление. А так — надеюсь, что когда-нибудь CCRussia перестанет быть отростком «Игромира», а будет вполне себе однояйцевым близнецом, но с другими интересами.


report_comicconrussia2016_pokemon


vladimir_morozov_02

Владимир Морозов, издательство Zangavar

Для нас Comic Con прошёл ударно. Мы отлично стартанули с продажами цветной версией «Герметического гаража» Мёбиуса, книга резво пошла и была хорошо встречена. Анонсировали вершину биопанк-графического-романа-антиутопии — «Никополь. Трилогию» Энки Билала, по какому-то совершеннейшему недоразумению так у нас и не изданную.

В целом, впечатления от конвента очень позитивные, организация была на высоте, без косяков, косплееры намозолили глаза, а издатели комиксов как-то все внезапно задружились и аж сделали совместное фото, что несказанно радует.


report_comicconrussia2016_parlov


gprorokov

Григорий Пророков, автор YouTube-канала Blitz and Chips

Я в этом году попал, к сожалению, только на один день Comic Con, воскресенье (а до этого был оба раза и оба минимум по два дня), поэтому вообще пропустил, например, Чипа Здарски (а самые крутые моменты фестиваля, кажется, принадлежат, ему и «Комильфо»), но все равно — одного дня хватило, чтобы убедиться, что Comic Con Russia с каждым разом становится всё лучше. Есть некое подобие панелей — я с удовольствием послушал Нэйтона Филлиона, чьё обаяние светило даже через неловкие вопросы из зала и не всегда точный перевод. Есть отрывки из фильмов, которые ещё никто не видел — я с радостью простоял в очереди (кстати, очередь — тоже очень важный элемент настоящего конвента) и посмотрел куски из фильмов Marvel и даже на секунду поверил, что «Доктор Стрэндж» будет хорошим. Есть художники, рисующие скетчи — вот Аллея Авторов точно с каждым годом всё краше. Есть потрясающий косплей — мне, кстати, очень нравится, что становится всё больше не крутых профессиональных косплееров (у них и так всё отлично), а людей, которые явно первый раз в жизни косплей пробуют просто в своё удовольствие. Что там ещё должно быть на хорошем комик-коне? Но это всё ладно: в плане организации и наполнения Comic Con Russia растёт, но самое главное у него было уже в первый год — и никуда не теряется. Это просто место, где хочется быть. Вообще не знаю, как это работает, но я каждый год вдохновляюсь на год вперёд; после Comic Con Russia хочется жить, читать, смотреть, делать, всё на свете. Может, это самообман, но мне кажется, что это четыре дня, на которые несколько тысяч людей чувствуют себя проще и свободнее. Надеюсь, в следующем году будет то же самое.


report_comicconrussia2016_bubble


bigquestion_gabrelyanov

Артем Габрелянов, издательство Bubble

Комик-Кон растёт и развивается, причём не только усилиями организаторов, но и участников. Привоз Горана Парлова и Чипа Здарски — это классный прецедент, надеюсь, он получит развитие и в следующем году. Особенно приятно видеть то, как меняется сознание простой общественности — от глумливого неприятия (это было чётко заметно в репортажах СМИ с первого Комик-Кона) до добродушного смирения. Очень порадовал факт отсутствия безумных школьников, ворующих книжки с прилавков и подбегающих к стенду с одним-единственным вопросом «Халява есть?» — то ли кризис их не пустил в этом году, то от просто аудитория самого фестиваля повзрослела. Ну и, конечно, хочется отметить тот факт, что конвентов с комикс-шопами и косплеерами у нас много, а Комик-Кон — один. Респект Максиму Маслову и его команде, они нереальные крутаны.