Серия Курта Бьюсика, Алекса Росса и Бретта Андерсона Astro City выходит с 1995 года: пусть с перерывами, но она идет уже больше двадцати лет. Серия выходила под крылом Image, WildStorm и Vertigo, предисловия к ее сборникам писали Нил Гейман, Фрэнк Миллер, Харлан Эллисон и Марк Уэйд, ей присуждали и «Айснера» и «Харви», а голливудские продюсеры уже много лет пляшут вокруг авторов с предложениями экранизации. И, тем не менее, нашим читателям эта сага не очень известна: а зря. Исправляя эту несправедливость, Иван Чернявский специально для Comicstrade  представляет путеводитель по серии, посвященной повседневной, обычной (насколько это возможно) стороне жизни в городе Астро Сити, который кишмя кишит супергероями и суперзлодеями, очень похожими на персонажей «Большой двойки». Кратко представив создателей, мы аннотировали все вышедшие на сегодняшний день в формате сборников сюжеты серии, предложив удобные точки входа для сомневающихся.

 

Создатели

Курт Бьюсик

Если зайти к Бьюсику на сайт и взглянуть на портфолио, все вопросы относительно его компетентности отпадают: Курт сочинял комиксы про всех основных супергероев «Большой двойки», поэтому в материале уж точно разбирается; кому, как не ему,  анализировать суть этих героев и разбирать их на кирпичики? Российскому читателю Курт, несомненно, больше всего известен, как сценарист комикса Marvels («Чудеса» в русском переводе, который делал автор этих строк): красочного романа о жизни простых людей во вселенной Мстителей и Человека-Паука. Astro City является развитием и продолжением этой идеи: Курту стало интересно изучить все бытовые, повседневные, «низовые» стороны жизни в мире супергероев, причем касаться не только простых людей но и самих героев и злодеев — в те минуты, когда они не заняты избиением друг друга и стрельбой из бластеров. Для полномасштабного исследования понадобилась своя серия, которая превратилась в дело жизни сценариста. Случайно получилось, что Курт создал с нуля свою супергеройскую вселенную, менее заметную, чем миры DC и Marvel, но гораздо более живую и стройную.

 

Алекс Росс

Главное разочарование, постигающее людей, планирующих читать Astro City — Алекс Росс, партнер Курта по «Чудесам», человек, чей стенд на SDCC больше стендов некоторых издательств, не является художником серии, а только рисует обложки. Ну и еще придумывает дизайн персонажей, но это вряд ли подсластит пилюлю. Впрочем, выдающихся обложек за двадцать лет Росс успел нарисовать немало.

astro_city_guide_covers_01
astro_city_guide_covers_02
astro_city_guide_covers_03

 

astro_city_guide_anderson_photoБретт Андерсон

Абсолютное большинство выпусков Astro City нарисовал Бретт Андерсон: он стал уступать свою вахту только в последнее время, поскольку уже не справляется с нынешним темпом серии. За пределами Astro City самой известной работой Андерсона остается комикс X-Men: God Loves, Man Kills (тот, что лежал в основе второй части фильма). Манера Андерсона наверняка будет вызывать вопросы у тех, кто никогда не видел Astro City: выражаясь мягко, придется признать, что его рисунок остался где-то в девяностых. Однако со временем приходит понимание того, что Андерсон находится абсолютно на своем месте: ему приходится рисовать персонажей в диапазоне от скелетов в полицейской форме до мультяшных львов, от космических богов в духе Кирби до оживших игрушек, и при этом делать достаточно живыми и яркими многочисленных «простых людей». Бретт добросовестно вырисовывает даже тех героев, которым суждено появиться на одной странице: да, он скорее ремесленник, но он ремесленник на все руки, и другого такой серии не нужно. Можно даже сказать, что такой выбор художника подчеркивает, что в Astro City на первом месте — сюжет и истории.

 

Серия Astro City

Строго говоря, Astro City — антология, комиксы разных лет связаны только местом действия. Конечно, персонажи тоже постоянно пересекаются, но поскольку время в комиксе течет реалистично, многие их персонажей первых выпусков в нынешней серии от Vertigo почти не фигурируют и уступили место новичкам. Именно поэтому не совсем обязательно подключаться к Astro City с самого первого номера, хотя и читается она достаточно быстро.

 

Life in the Big City

Главным героем первого тома Astro City следует провозгласить Самаритянина, местного Супермена, истории о котором открывают и закрывают сборник. Самаритянин является полной копией идеального Супермена, того, что не сходит с ума, не превращается в злодея раз в неделю, и остается эффективным лидером и вождем мировых супергероев.

astro_city_guide_life_02

Кроме того, Бьюсик обыгрывает бэкграунд персонажа (он не инопланетянин, но пришелец из будущего, так что все равно одинок) и делает акцент на его вечной молодости: Самаритянин является одним из немногих героев цикла, который остается в деле и в самых свежих выпусках. В остальных историях Бьюсик старается посмотреть на город с максимально противоположных точек зрения, показать волшебное и невероятное в каждом его закоулке: тут и первый намек на грядущую линию Серебряного Агента, и мистическая составляющая города, и намек на постоянное пристутствие инопланетных армад.

astro_city_guide_life_03

Абсолютно поразительно и замечательно (и печально), что финальная сценка о феминизме и роли женщины в обществе не утратила своей актуальности спустя 25 лет. В общем и целом, начинать чтение, конечно, лучше отсюда. Изначально этот том издавался Image Comics.

 

Family Album

Поскольку нумерация серии обновилась (в связи с переходом в издательство Homage — фактически, Wildstorm), Astro City получил новый вводный выпуск, где город мы видим глазами переехавшей в него семьи. В остальном принцип остался тем же — несколько зарисовок, не связанных друг с другом, и одна “стержневая” история.

astro_city_guide_family_album_01

Зарисовки посвящены проблемам взросления в семье супергероев (и более пристальному вниманию в адрес местной Фантастической Четверки — Семье Ферст), проблемам бытия суперзлодеев, проблемам антропоморфного мультяшного льва в мире людей (привет, Говард-утка). Главным героем тома, пожалуй, становится Чёрт-из-табакерки; по зрелом размышлении понятно, что он является аналогом Человека-Паука. Тут и манера передвижения, и постоянные шуточки, и сомнительный статус в глазах общественности, и фокусы с наследием.

astro_city_guide_family_album_02

И как раз на примере Чёрта Бьюсик решает проблему застывшего времени в комиксах Большой Двойки, как бы намекая, что образ и идея действительно важнее конкретного человека под маской. Многие герои современной серии — наследники и последователи персонажей первых томов.

 

Confession

astro_city_guide_confession_01

Вспомнив времена «Чудес», Бьюсик возвращается к крупной форме, и весь этот том посвящен одной истории. Как совсем нетрудно догадаться, Исповедник, появляющийся по ночам и нагоняющий ужас на преступников — местный Бэтмен. Собственно, позднее он вместе с Самаритянином и Победой образует местную Троицу. Таким образом, Служка занимает место Робина. В общем и целом, Confession — это комикс про Бэтмена “без фигни”, без груза вековой хронологии и без коммерческих условностей. Вместо фигни — гениальный в своей простоте, предсказуемости и уместности твист в конце. Ближе всего этот комикс к экспериментам в рамках Legends of the Dark Knight.

astro_city_guide_confession_04

Но ценность тома не только в основной истории и не в предисловии Нила Геймана. Сюда входит высшее достижение Astro City, выдающаяся история Nearness of you, про последствия глобальных вселенских кризисов с переписыванием истории для простых людей. Если вам не хватает сердца и человечности в комиксах про супергероев, то вы просто не читали эту главу, получившую в свое время Айснера (и заслуженно). Даже если весь этот текст не сподвигнет вас прочесть какой-то том целиком, Nearness of you не поленитесь разыскать.

 

Tarnished Angel

Первый том, полностью посвященный злодеям — главы про них встречались и раньше, но здесь Курт пытается выяснить, как и почему в чудесном городе ангелов люди встают на эту кривую дорожку.

astro_city_guide_tarnished_angel_01

Собственно, “ржавый ангел”, вынесенный в название — стальной суперзлодей, отсидевший полжизни в тюрьме, который натурально ржавеет и который в детстве воспринимал героев Астро Сити, как ангелов, но сам стал их противоположностью. Вернее, это он так считает, потому что по сюжету ему предстоит выяснить, почему кто-то убивает суперзлодеев третьего сорта и заступиться за них (полиции и героям это, ясное дело, неинтересно). Попутно мы узнаем о судьбе некоторых из злодеев и понимаем, что не все так однозначно. Бьюсик не разыгрывает надоевшую карту трудного детства, но прибавляет веса комиксовым тропам, от которых мы обычно отмахиваемся строчкой из википедии: “супергерой стал суперзлодеем” — а как это повлияло на его коллег? близких? последователей?

 

Local Heroes

После двух цельных историй Astro City снова приходит в формат антологии и получается один из самых трогательных томов в серии (а также, довольно изящно оформленный — вы словно смотрите вырезки, прикрепленные на холодильник). Пожалуй, этот том тоже подойдет в качестве первого знакомства с серией: тут есть разные стороны Астро Сити, разные точки зрения на супергероев (точки зрения их самих и их окружающих), разные настроения и темы.

astro_city_guide_local_heroes

Local Heroes доказывает, что Бьюсик может взять абсолютно любой малозначительный троп супергеройских комиксов и сочинить на его основе полноценный рассказ. Плюс имеется красивая кольцевая композиция: сборник открывается историей про героизм обыкновенных людей (мол, “я тоже ношу униформу”) и заканчивается такой же историей, написанной после 11 сентября 2001 года. И если вы хотели найти пример тактичной и уместной истории на эту тему, рассказанной в антураже супергеройской вселенной — это он.

astro_city_guide_local_heroes_01astro_city_guide_local_heroes_02

Помимо этого сборник изучает темы мифологизации супергероев (трогательный выпуск об авторах комиксов о героях Астро Сити), об их популярности, об их восприятии людьми за пределами Сити, об их выходе на пенсию (настоящем — не как у Фрэнка Миллера); один из лучших моментов — деконструкция идиотских сюжетов об отношениях Лоис и Кларка из ранних комиксов о Супермене, богатая на пищу для размышлений.

 

The Dark Age

Истинный авторский opus magnum Бьюсика и Андерсона — жизнерадостные приключения в духе Серебряного и Золотого веков уступают место мрачным временам (Drak Age — приквел, действие которого разворачивается до появления Самаритянина). Все вокруг становятся темными рыцарями и хранителями-карателями, прежним светлым героям места в новой эпохе нет.

astro_city_guide_dark_age_01

Главными действующими лицами саги являются три человека. Двое из них — братья, которых разбросало по разные стороны закона; они пытаются найти убийцу своих родителей и в рамках своей многолетней вендетты становятся нашими проводниками по суровому ландшафту Астро Сити. Третий — Серебряный Агент. Намёки на судьбу Агента разбросаны по всем предыдущим томам, но только в Dark Age читатель наконец-то узнает, почему этот герой связан с самой позорной страницей истории города. Две сюжетные линии идут параллельно, соединяясь напрямую лишь в начале и в конце; у братьев разворачивается человеческая драма и хроника падения, а Агент вовлечен в самые невероятные и фантастические приключения, которые только можно представить.

astro_city_guide_dark_age_02 astro_city_guide_dark_age_03

В послесловии Бьюсик признается — Dark Age написан на основе сценария сиквела Marvels, который Курту не позволили реализовать в Доме Идей. Собственно, если в Marvels исследовались 50-60е годы, то Marvels 2 должен был быть посвящен 70-80м, как и Dark Age. Интереснейшая игра для читателя в конце книги — попытка восстановить замазанные в оригинальной сценарной заявке имена персонажей Marvel; впрочем, главная интрига таковой не является, поскольку Капитан Америка узнается в Агенте на раз-два. По сути Dark Age — серия внутри серии, работа над ней заняла у авторов пять лет, а сама она растянулась на четыре тома. Понимая, чем обсусловлен тон серии, можно начать знакомство с детищем Бьюсика и Ко с нее. Одна из самых кинематографичных историй Astro City.

 

Shining Stars

Сборник коротких историй про персонажей, ранее появлявшихся в серии — трогательно, что как и самый первый том, он начинается с рассказа про Самаритянина.

astro_city_guide_shining_stars_01

Символизм не случаен — после выхода этих мини-серий Astro City берет перерыв на три года; не исключено, что Shinig Stars мог стать последним томом. История про Серебряного Агента служит послесловием к Dark Age, история про Красавицу заставляет нас задуматься о жизни всевозможных андроидов и синтезоидов в мире людей, история про Самаритянина позволяет взглянуть под необычным углом на всемогущих злодеев, но главная здесь, конечно, Астра.

astro_city_guide_shining_stars_02

Бьюсик берет персонажа одной из ранних своих историй, чтобы еще раз показать, что вселенная Astro City живая и развивающаяся, в отличие от вселенных, по образу и подобию которых она создана. Во втором томе Астра ходила в школу: в этой истории она ее заканчивает. Словно Валерия Ричардс, не связанная оковами застывшего таймлайна, Астра отодвигает на задний план прошлые поколения супергероев — она позврослела, набралась опыта и сил, она может делать все, что хочет (собственно, часть сюжета посвящена выбору будущей карьеры). Она не превратилась в вечную школьницу, как супергерои “большой двойки”, она не стала вечным сюжетным инструментом — напротив, теперь Семья Ферст уступает ей место.

 

Through Open Doors

После эпика Dark Ages и послесловия про Агента серия исчезает с прилавков на три года. Причин тому было две: во-первых, закрыли издательство WildStorm, во-вторых, Курт серьезно заболел и проходил сложный курс лечения. Когда он пришел в себя, серия перешла под крыло Vertigo (2013 год — Vertigo серьезно нуждается в хитах, чтобы держаться под натиском Image), вернулась к исходному формату антологии и обновила нумерацию. По задумке авторов, новая серия доступна и понятна новым читателям — будет здорово, если читатель купит предыдущие тома, но читатель должен сам этого захотеть, а заставлять его путем сценарных хитростей никто не собирается.

astro_city_guide_through_doors_02

Так и есть — повторяя путь супергеройских комиксов, Astro City от “мрачняка” 80-х переходит к “странностям” 90-х; Сломанный Человек, новый персонаж, сопровождающий читателя в новой серии выглядит как кто-то из воображения Геймана и говорит как кто-то из воображения Моррисона. С его появлением Asto City начинает по-настоящему хитрить: давать намеки на будущие сюжеты, обрывать зачины историй на самом интересном месте, заставлять читателя искать Сломанного Человека в уголках кадров, и так далее.

astro_city_guide_through_doors_01

Сломанный Человек обеспечивает новой серии некий общий сверхсюжет, но он как бы обрамляет сборники — остальные истории в первом томе (как будто) не имеют к нему отношения: тут и сюжет о колл-центре супергеройской команды, и забег по довоенным супергероям и, наконец, абсолютно выдающаяся зарисовка о людях, которые обладают суперспособностями, но по собственному желанию не становятся ни злодеями, ни героям. Четвертый выпуск новой серии — пожалуй один из ее пиковых моментов; другой сценарист сделал бы из этого целую сагу.

 

Victory

Словно отвечая на претензию некоторых читателей, мол, давайте больше супергероев и меньше простых людей, Курт переводит фокус на звезд Астро Сити. Victory посвящен местной Чудо-Женщине, Крылатой Победе. Победа фигурирет в самых первых выпусках и, в отличие от своих прототипов, феминистка не только на словах — она развела мощную гуманитарную деятельность и помогает женщинам, пострадавшим от домашнего насилия, предоставляет им убежище и образование. Кто-то из злодеев пытается выставить ее обманщицей и злодейкой; Победе приходится принять помощь Самаритянина и Исповедника (это становится их первым совместным делом).

astro_city_guide_victory

Вообще Astro City чем дальше от точки зрения супергероя, тем интереснее и сильнее, поэтому этот сюжет не кажется настолько же необычным, как прочие — почти все время рассказчиками выступают сами члены троицы, есть место битвам и полетам. Но и заурядное противостояние ангелов и демонов Курт наполняет смыслом, хитро разбросав тут и там феминистические тезисы “для самых маленьких”, чтобы заставить задуматься некоторых читателей о природе насилия и гендерном равноправии. Странным образом в этот сборник входит также и Astro City Visitor’s Guide, изначально выходивший еще в 2004 году. В “путеводитель” включены фрагменты (издевательски обрывающиеся) истории города, ресторанные рецензии, мини-комикс про культуру фанатства в мире супергероев и краткие биографии основных персонажей, снабженные иллюстрациями приглашенных художников — в том числе Джима Ли, Дарвина Кука, Брюса Тимма, Марка Бакингема и Говарда Чайкина.

 

Private Lives

Курт подшучивает в разделе писем, что Astro City впервые за свою долгую историю выходит так часто; вероятно, чтобы обеспечить относительно бесперебойный выход серии, Бьюсик прибегает к услугам приглашенных художников — впервые в истории! Первым гостем становится Грэм Нолан, рисующий выпуск про одержимого “красивой жизнью” и эстетикой костюмов суперзлодея-неудачника.

astro_city_guide_private_lives_03

Другие составляющие сборника: рассказ про бытие ассистента супергероя (вернее, волшебника; прямая аллюзия на Вонга и Стрэнджа), очередная “геймановщина” о визите божества в Астро Сити, трогательный сюжет про любительский музей злых роботов и еще один пример безотходного производства.

astro_city_guide_private_lives_01 astro_city_guide_private_lives_02

Для одного из выпусков Курт переделал свой старый, неиспользованный сценарий про один день из жизни молодых Лютора и Кента, довольно наглядно показав, какой может быть школьная жизнь в Астро Сити (какой-какой — полной героев и злодеев). Спойлерить этот сюжет не хочется, но с его помощью Курт дает высказаться социальной группе, практически отсуствующей на страницах комиксов. Завершает сборник сюжет о тиране из другого мира, который похож на обычные супергеройские комиксы чуть больше, чем нужно, хотя и не лишен традиционной для серии сентиментальности.

 

Lovers Quarrel

Бьюсик наконец-то обращает внимание на персонажей, которые “светились” в серии с давних времен, но ни разу не получали главных ролей — дуэт Крэкерджека и Кворрел. Пытаться угадывать их прототипы можно долго (Сорвиголова и Черная вдова? Хоукай и Пересмешница? Зеленая стрела и Черная канарейка?): герои без суперспособностей, но с гаджетами; опытные, но непризнанные супергеройским сообществом (вернее, Кворрел признана, а ее партнер — нет); люди, чьи отношения описываются тезисом “все сложно”.

astro_city_guide_lovers_01

Сборник освещает любимую Куртом тему о старении супергероев и в который раз подчеркивает конечность мира Astro City: несмотря на все ухищрения персонажей, кое-кому все-таки придется уйти на пенсию. Бонусом в сборник включен сюжет про разумную гориллу, приехавшую в Астро Сити в поисках лучшей жизни; если выяснится, что сюжет про гориллу-барабанщика Курту пришел в голову не после известной рекламы с музыкой Фила Коллинза, будет крайне удивительно. В некотором роде сюжет про гориллу перекликается с историей про не-героев из первого тома новой серии — протагонист хоть и горилла, но быть спасателем людей и жизней вовсе не рвется, а хочет только музыки.

 

Honor Guard

С 2015 года приглашенные художники начинают появляться на серии все чаще; чтобы не сбивать читателей сборников с толку разнообразием рисунка, авторы начинают тасовать выпуски между томами. Например поэтому в Lovers Quarrel входят все выпуски с 18 по 24 кроме 22 — это единственный, который рисовал не Андерсон. 22 выпуск включен в следующий том, Honor Guard, который полностью состоит из “гостевых” сюжетов. Это приводит и к некоторой путанице — например, двадцатый выпуск, нарисованный Андерсоном и празднующий юбилей серии (он повторяет самый первый выпуск про сны Самаритянина) в этот том не входит; зато входит его прямое продолжение! С другой стороны, разве может быть большая супергеройская вселенная без сбоя в графике?

astro_city_guide_honor_guard_02

Общая тема Honor Guard — истории из жизни супергероев, которые до сих пор на авансцену не выходили. А ключевая идея — преемственность. Об этом и выпуск про постаревшего космического героя (гибрид Старлорда и Зеленого Фонаря), который подался в писатели-фантасты, и выпуск про супергеройскую династию, и неожиданный конец истории относительно нового персонажа Американской Чиби (Бьюсик ухитрился впихнуть в Astro City даже приключение в духе Скотти Янга), совмещенный с началом другой истории, и сюжет о восприятии героев детства. Из всего сборника выбивается пожалуй только история местного Венома — Живого Кошмара; она служит лишь для того, чтобы связать воедино все супергеройские приключения новой серии.