Дмитрий Яковлев, Бумфест: «Мы получали субсидии все годы существования фестиваля»

3
881

На этой неделе стало известно, что фестиваль комиксов «Бумфест», запланированный на вторую половину сентября, впервые за 10 лет остался без финансовой поддержки Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Мы незамедлительно связались с его бессменным организатором Дмитрием Яковлевым и узнали, из чего складывается бюджет фестиваля и что теперь делать.

— Расскажи, из каких источников раньше складывался бюджет фестиваля? Хочется понять, какую долю в нём составляли государственные субсидии.
Смотри. Бюджет распределялся так: 40-55% — субсидии Комитета по культуре Санкт-Петербурга, ещё 40-50% — всевозможные консульства, и оставшиеся 5-10% — это уже спонсоры. Таким образом, в 2015 году бюджет «Бумфеста» составил чуть более миллиона рублей.

— Ок, ясно. Тогда расскажи подробнее о процедуре отбора мероприятий, которым выделяютя субсидии. Каждый год комитет по культуре проводит какой-то открытый конкурс? Или что?
Да, всё проходит в формате открытого конкурса, информация о котором появляется на сайте комитета. Вот новость о проведении первого приёма заявок, а вот второй набор. Мы подавались именно на второй.

boomfest_yakovlev_photo

— Есть ли какая-то сформулированная причина отказа? На основании каких факторов обычно выбирают победителей?
Официальная причина того, что мы не прошли в конкурс, мне неизвестна, и даже более того — обычно она и не предоставляется. Решение принимает экспертная комиссия, но кто в неё входит, мы не знаем.

— Для понимания: «Бумфест» в этом году проходит уже десятый раз. Сколько раз до этого вы получали субсидии?
Девять раз. То есть, все годы существования фестиваля.

— Если я правильно понимаю, вы сейчас объявили всенародны сбор 300 000 рублей. Какие именно статьи бюджета сейчас под угрозой? Иначе говоря, на что именно пойдут эти деньги?
Нам сейчас нужно закрыть следующие статьи:

  • проезд и проживание тех участников, которые пока не обеспечены другими грантами
  • продакшн выставок
  • полиграфия

Скорее всего, эти статьи расходов частично придётся резать. То есть, мы откажемся от части буклетов и тиражей плакатов, некоторых участников заселим в более простые места, и уменьшим расходы на подготовку выставок. Гранты от зарубежных культурных институций и консульств ведь тоже бывают разные: некоторые покрывают расходы на проезд и проживание гостя, другие (такое бывает реже) еще и оплачивают ему гонорар, а есть те, которые покрывают лишь расходы на проезд участника.

Ах да, ещё нам придется полностью отказаться от зарплаты. Эта статья расходов и так всегда была скромная, почти всё на «Бумфесте» делалось на добровольных началах. В прошлом году, например, организаторы после вычета всех налогов получили на руки 90 000 рублей.

— Классический русский вопрос: что делать? Честно говоря, я думал, доля спонсорских пакетов в общем бюджете фестиваля выше. Логично было бы в принципе вывести фестиваль из-под субсидий и полагаться исключительно на возможности спонсоров и рекламодателей.
Я бы не хотел отказываться от городской поддержки совсем; мне кажется, это очень важно. Со спонсорами же у нас дела обстоят туго, причём из года в год. Чаще всего мы работаем с ними по бартерной схеме. Наверное, наша основная ошибка — недостаточная работа со спонсорами в принципе. Но наш фестиваль всё же достаточно специфический, это не массовое «гиковское» мероприятие.

Хотя примеры удачных взаимоотношений со спонсорами у нас тоже есть. В течение трёх лет у нас был меценат — финская компания Oy Moomin Characters, которая ежегодно выделяла на фестиваль 5000 евро. И за счёт этой поддержки мы могли привозить авторов, на которых не удавалось найти гранты — как, например, с японским художником Yuichi Yokoyama в 2010 году.

— Представим самый пессимистичный вариант: требуемую сумму собрать не удастся. Что тогда будет с фестивалем?
Точно могу сказать, что в сентябре 10-й «Бумфест» откроется. Надеюсь, без больших убытков для организаторов. А вот о дальнейших планах по развитию фестиваля сейчас говорить, честно говоря, сложно.

 

P.S. Помочь организаторам фестиваля можно следующим образом:

Перевести деньги:
счет № 40817810906218589982 в ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие», к/c 30101810700000000297, БИК 044583297, получатель Яковлев Дмитрий Владимирович

paypal — http://paypal.me/boomfest

yandex деньги — https://money.yandex.ru/to/41001305428733

Или купить любые книги издательства «Бумкнига» на сайте https://boomkniga.ru/shop

  • Т.е. добрая половина бюджета фестиваля — гос. субсидии, но при этом они работают как ящик Пандоры: не известно, кто принимает решения и из каких соображений, не с кем встречаться и что-то обсуждать. Удивительно, как в таких условиях можно вообще что-то планировать и организовывать.

  • Наверняка организаторы думали уже об этом, но, может, начать брать какую-то символическую плату за вход? А там по копеечке и наберётся что-то значимое, может. А люди зато будут знать, что их символические деньги пойдут на следующий фест, и это будет своего рода спонсорством…

  • Pingback: «Бумфест-2016»: репортаж | Комикстрейд()