Нагота, экскременты и холокост

2
2866

Наш новый автор Алексей Ипатов рассказывает о том, чем так важна брутальная серия комиксов Prison Pit. Добро пожаловать в ад!

Джонни Райан (Johnny Ryan) – американский автор, в первую очередь известный серией комиксов Angry Youth Comix, изданной в Fantagraphics, а также за своей работой на журнал VICE в качестве иллюстратора. Кроме того, работы Райана постоянно всплывают в менее известных, но от этого не менее интересных французских издательствах вроде Timeless, United Dead Artists и Le Dernier Cri. Причем самые жесткие и нецензурные его работы чаще появляются во Франции, чем в США. Плюсом ко всему, с недавнего времени Райан работает над мультсериалом Pig Goat Banana Cricket на Nickelodeon, который он сам охарактеризовал, как «мульт, похожий на все то, что я делал раньше, только без пенисов и свастик».

prison_pit_johny_ryan
Джонни Райан

Джонни Райана можно назвать продолжателем традиций, заложенных Робертом Крамбом: по крайней мере, основной отличительной чертой его комиксов, как и у Крамба, является довольно циничный и провокационный юмор. Но Райана нельзя назвать подражателем Крамбу: во-первых у него абсолютно самобытный стиль рисовки, о чем будет сказано далее, а во-вторых его юмор куда более провокационный и социальный (взять, к примеру, Plush 911, вызвавший довольно сильный общественный резонанс).

Плюшевые игрушки по мотивам событий 9/11
Плюшевые игрушки по мотивам событий 9/11

Главным творением Райана смело можно назвать серию Prison Pit. Это блестящий комикс, не имеющий аналогов в мире, и я уверен, что он когда-нибудь станет культовым, так и не став повсеместно популярным, как это произошло, к примеру, с некоторыми хоррорами 80-х (см. Evil Dead 2).

prison_pit_06
Фредерик Флюри

Визуальная составляющая стиля Prison Pit, как мне кажется, обусловлена влиянием low-brow арта 90-х, однако невооруженным глазом видно, что Райан подчерпнул многое у Фредерика Флюри (Frederic Fleury), с которым он работал над книгой War + Penis. Я говорю о книге Флюри под названием Recess, которая вышла в издательстве Timeless (предисловие к ней, кстати, написал Райан). Полистайте её, а затем приглядитесь к персонажам Prison Pit – чудовища, которых рисует Флюри, очень на них похожи. Мало того, в Prison Pit у всех персонажей, которых успешно расчленяют по ходу книг, есть одно свойство – из отрубленных конечностей и отверстий в их телах вырастают новые, более отвратительные, ужасные тентакли. В процессе этих трансформаций создается впечатление, что из комичных монстров Флюри постепенно выползают монстры, по-настоящему отвратительные чудовища Райана. Таким образом достигается эффект беспробудной черноты юмора Prison Pit: комичное и неуклюжее постоянно скрывает в себе и обнажает что-то ужасное, неприятное, насекомое, вонючее и копошащееся. В этом и заложена идея всего творчества Райана – его юмор не пытается развеселить читателя, он вызывает смех, который мы издаем, чтобы удержаться в равновесии, из которого нас постоянно выводит провокационность объектов насмешек, наполняющих Prison Pit.

prison_pit_02 prison_pit_03

Но самое важное здесь то, что Prison Pit – почти немой комикс, который только изредка выдает порцию отборной ругани. Автор разговаривает с нами не с помощью текста и реплик персонажей, он использует в качестве языка образы и изображения. Вся фантазия уходит не столько на развитие сюжета, сколько на создание уникальных образов, ландшафтов и антропоморфных существ, обитающих в вымышленной тюрьме. И каждый элемент всего нарисованного выглядит провокационно: вся территория тюрьмы завалена грудами черепов и озерами крови, каждый элемент одежды и каждое действие персонажей – непристойны, сам рисунок сделан так, чтобы вызывать впечатление небрежности и бросать вызов всей комикс-культуре, всем стилям сразу. И, несмотря на впечатление пренебрежительного отношения ко всем ценностям, техникам рисования и вообще всему, читая Prison Pit, начинаешь понимать, что Джонни очень аккуратно, шаг за шагом, с очень серьезным подходом, создает это впечатление намеренно. И это понимание приводит к тому, что книга начинает противоречить сама себе; её содержание начинает противопоставлять себя форме.

prison_pit_13

Повествование Prison Pit уникально. Получение информации из сочленения различных элементов рисунков можно сравнить не с тем привычным способом, когда слова и символы складываются вместе, образуя общий смысл высказывания, а скорее с тем, как два боксера формируют серии из различных ударов и уклонов во время спарринга. Это невероятно свежий опыт, когда ты просматриваешь иллюстрации – одну за другой, полностью составленные из табуированных образов нашей культуры: нагота, насилие, экскременты, холокост – и пласты оскорблений, и провокаций наслаиваются друг на друга на протяжении всех пяти книг. И каждая провокация склоняет читателя к рефлексии, к изучению самого механизма табуирования.

prison_pit_10 prison_pit_11

Посмотрите на популярные комиксы крупных издательств – все они придерживаются одних и тех же правил, шаблонов, стилей рисования, все эти бесконечные супергерои – всего лишь различные варианты одной и той же парадигмы, полюбившейся читателю. В Prison Pit все наоборот – для каждой твари в комиксе придумана своя идея, свой шаблон. И пускай кому-то покажется, что комикс нарисован слишком просто, слишком примитивно – этот довод блекнет на фоне размаха фантазии и изобретательности Райана.

prison_pit_14

Короче говоря, Prison Pit – великая серия, и я очень надеюсь, что она будет жить и дальше, что будет сделана обещанная шестая книга, и будут экранизированы все остальные части этого графического ада так же круто, как это было сделано с Prison Pit: Book One.

prison_pit_07