Олег Тищенков: «Я чисто рублю фан и не занимаюсь зарабатыванием денег»

1
1739

Во время «Большого фестиваля» наш автор Дмитрий Солодский встретился с художником Олегом Тищенковым, чтобы поговорить с ним о комиксах про кота, обсудить жизнь в Канаде и выведать историю появления его новой книги «Волшебные сказки роботов».

— Почему вы решили посвятить свою новую книгу именно роботам?
Это интересная, отдельная история. Собственно, как и в случае с котами, всё началось случайно. Роботы появились бессознательно, потому что я закончил московский энергетический ордена всякой красоты революционной (полагаю, что речь про МЭИ — прим. автора). По образованию я инженер-робототехник. И роботы — это такая фигня, которая всегда идет со мной по жизни. Но на самом деле эта книжка скорее про космос, а роботы — так, просто герои.

— Они у вас общаются друг с другом с помощью QR-кодов — не самое обыденное решение.
У этой книги есть своя легенда — о том, это книжка для роботов, и люди здесь гости. Если люди хотят прочитать ее, то должны приложить некоторые усилия. В нашем случае, человек должен иметь QR-ридер.

oleg_tishenkov_roboty

— Интересно: вы за за технологическим прогрессом в целом следите или нет?
Я работаю в IT-отрасли, поэтому чего-чего, а технологического прогресса у меня в жизни выше крыши.

— И как часто используете QR-коды в повседневной жизни?
Знаете, я удивлён, что они не используются всюду так же повсеместно, как в прогрессивном Китае. Мало кто знает, что там, в общем-то, уже наступило будущее. Мой хороший друг знает китайский и очень часто бывает в Китае. И мне рассказывает волшебные истории, фантастические — о том, как живут средние китайцы в Шанхае. Всё делается через QR-коды, через телефоны. Ну не только через них. Ещё через разные магнитные штучки. Сейчас, минутку, у меня тут будет процесс:

На самом деле, с предназначением QR-кодов здесь все очень просто. Я начинаю играть в серьёзную роботическую историю и придумываю ей свою легенду. Это игра. Я вовлекаю людей в игру. В игру понимания. Прикол в том, что они говорят на робо-языке совершенно простые вещи. Например, вот робот. Это одна из моих любимых историй. Она называется «маленький принц». Вот эта штука ведёт на википедию, где люди могут узнать, кто такой Экзюпери. То есть, такой вот интерактив.

interview_tischenkov_example_1 interview_tischenkov_example_2

— А не надоел ли кот вообще?
Кому?

— Вам. В большинстве случаев вас ассоциируют именно с комиксами про кота, да и только.
Кот — это прекрасно. Я рисую его десять с лишним лет и уже создал 500 эпизодов. Я несколько раз его оставлял, откладывал, бросал. Мне неинтересно зацикливаться на одном, я кручусь, делаю что-то новое. У меня очень много проектов. Не один, не два, их реально много. Есть такие люди, издатели, и в какой-то момент они говорят: о, давай мы из этого сделаем книжку!

И я, как всегда, не возражаю.

oleg_ti_book.indd

— Вашу последнюю книгу издавала «Бумкнига». Почему в этот раз вы выбрали именно «Комильфо»?
Я не разделяю этих людей. «Бумкнига» — это чуть больше… Ну, как сказать… Она более… Не то, чтобы интеллектуальная. Просто это другая история. «Бумкнига» — это такой артхаус. И кот, на самом деле, это не прыжки и не эффекты. Это такая философская история для подумать. Про роботов, на самом деле, тоже «для подумать». Но для Димы (Яковлева) это слишком весело, слишком неожиданно, слишком революционно. А Миша (Богданов) на это сказал «О, клёво! Давай сделаем!». Ну а я что мог ответить? Давай!

— Комиксы других авторов читаете? Если да, то каких?
Знаете, я вот смотрю эти все аллеи героев, которые здесь сидят. И вижу прекрасных друзей, которых я очень люблю и за работами которых слежу. И не хочу никого называть поименно. Люблю я их по-разному, но одинаково хорошо.

— Ладно, но хотя бы признайтесь, что из последнего вам больше всего запомнилось?
Иван Ешуков. Я как-то недавно с ним познакомился. И сегодня у нас с ним были отличные ночные покатушки-погуляшки по Питеру. И сейчас, могу честно сказать, у меня в мозгу только он сидит, и я с нетерпением жду его истории про «Боровицкого». Она клёвая.

interview_tischenkov_02

— Вы же сейчас живёте и работаете в Канаде — как там обстоят дела с локальной комикс-индустрией? Общаетесь ли вы с канадскими авторами и художниками?
Некоторых из них я знаю, хотя не могу сказать, что общаюсь. Там комиксы — целая  индустрия, это бизнес. Ты должен постоянно быть в тусовке. Я, наверное, слишком развращён отечественными издателями. Ну, понимаете, меня Тёма (Лебедев) издавал вот такими томами толстыми, и мне жалко времени выпускать самиздат, куда-то ходить, показывать, предлагать. Я не хочу начинать этот путь заново. Я жду, когда какие-нибудь прикольные издательства скажут: о! Приходи к нам!

Мне неинтересно сейчас себя пиарить. По большому счёту, я там новый человек, и толщина моих книг ни о чём не говорит. И зачастую юмор, и все эти мои интеллектуальные заморочки завязаны на русский язык; я не уверен, что переведу их корректно. А это отдельная работа, не очень для меня интересная. Мне интересно двигаться дальше.

— Спасиб, что ответили на мои вопросы!
Надо бы ещё что-то добавить. Давайте я вас спрошу! А вы так серьёзно всем этим занимаетесь, всей этой комикс-индустрией, вы думаете, в этом есть какой-то коммерческий потенциал? Какое-то светлое будущее?

— Честно говоря, боюсь прогнозировать. Я всего лишь читатель.
На самом деле…Низкий поклон. Я вас всех люблю и уважаю. Потому что вот это дурачество, которым мы занимаемся… А по большому счёту, это именно дурачество. Я чисто рублю фан и не занимаюсь зарабатыванием денег. Деньги — не тот фактор, ради которого можно продаться и заниматься всей этой красотой. Этим можно заниматься, посмотрите на бразильцев (про Санталокко и Грампа) — они по-настоящему рубятся. Я же себя не вижу таким рубильщиком, это совсем другая эстетика. И я очень счастлив, что есть люди которые российскими комиксами интересуются, это каким-то образом пиарят, об этом говорят, и рассказывают другим. Как я люблю говорить — я люблю тех, кто меня любят. Ну и круг замыкается. В общем, я желаю вам счастья и совершенно искреннего преуспевания.

— Спасибо большое!