В самом начале необходимо сказать – у меня странное отношение к Джей Джей Абрамсу. Нет, как человек и гик он мне очень даже симпатичен. Но ото всех его проектов подспудно ждешь такой мерзкой косячности, того, что называют «испорченными елочными игрушками» — всё правильно, но не радуют. Ещё и блики эти дурацкие. Причём эта самая «косячность» волшебным образом обходила его продюсерские проекты. В том числе и формального родственника «Кловерфилд, 10» — собственно фильм «Кловерфилд». В далеком 2008 году в нём всё было прекрасно – и последний извод темы «найденных пленок», и вирусная кампания, и вкусные спецэффекты, и сюжет (который при всей своей простоте держал в кресле от настроечной таблицы до титров). И когда несколько месяцев назад Джей-Джей анонсировал «секретный» проект во вселенной «Кловерфилд», ожидания были весьма высокие.

Обломитесь.

review_cloverfield_lane_01

Хотя стоп, давайте по-порядку. На первый взгляд, всё не так уж и печально. Прежде всего, забудьте о съёмках от первого лица (о них вам напомнит разве что трейлер «Хардкора» перед началом фильма). «Кловерфилд, 10» очень похож на пьесу – в пользу этого играет и актерский состав, и замкнутое пространство, и чеховский пистолет, что непременно выстрелит — одни раз, но в цель. Режиссер не растягивает прелюдию, и уже после первых минут загоняет героев (и зрителей) в сеттинг, где мы «весело и очень увлекательно» проведем оставшиеся полтора часа. В которые на экране происходит ровно то, что мы видели в трейлере – бункер с запертой девушкой и пугающим хозяином, выживанческий юмор, зреющий конфликт, атака пришельцев и финальное «бу». Проблема в том, что ничего другого там нет. Инфернальный Ховард в исполнении Джона Гудмана постоянно генерирует у главной героини подозрения (небеспочвенные), Эммет (Джон Галлахер) в свою очередь хочет казаться «волком в овечьей бейсболке», но толком ничего такого выдающегося в кадре не делает, если не считать трогательной истории про упущенные шансы. Тут бы как раз Мишель (Мэри Элизабет Уинстед) и проявить себя, но девушку хватает ровно на то, чтобы пройти унылый квест от начала и до конца. Девушка выживет. Извините.

review_cloverfield_lane_02

Когда фильм так отчетливо игнорирует зрителя, а ведро с попкорном уже кончилось, в оставшееся на бесплодные «а может всё-таки» надежды время приходится занимать себя различными теориями. И они на поверку оказываются гораздо занимательнее. Если зацепиться за Гудмана, то запертая троица окажется совсем не пушистым Салли, Вазовски и Бу из «Корпорации», если за Уинстед – историей про одного из многочисленных парней Рамоны из «Пилигрима». Если за картинки и пришельцев, то сразу вспоминается «Half-Life». А что режиссер Трахтенберг снял до «Кловерфидла»? То есть как фан-фильм про «Портал»?

review_cloverfield_lane_03

Да, именно так. В 2011 году Дэн Трахтенберг, режиссер рекламы и тогда ещё один из трех ведущих видеоподкаста Totally Rad Show (да, про фильмы, комиксы и видеоигры), снял шестиминутный фанатский фильм по игре Portal. И это самый главный спойлер «Кловерфилда, 10». Здесь действительно всё, что может пожелать настоящий фанат: дополнительный контент для предзаказавших специальное издание, фан-фильм, сборник кат-сцен из MGS3 Subsistance, всё, что угодно, но не настоящее кино. Мне, конечно, очень приятно, что великий Гудман косплеит Гейба Ньюэлла, с бородой и без, что режиссер Трахтенберг, видимо, тоже является адептом «Церкви свидетелей третьего эпизода HL», а ещё — что Bad Robot посылает валентинки своему бизнес-партнеру The Valve. Всё это очень мило. Но что слишком мало для графа де Ла Фер, для Атоса иногда тоже не катит. И в следующий раз неплохо бы добавить к своим пасхалочкам кино. Пусть даже и битым файлом с SD-карты. Но с сюжетом и монстрами, а не с «Войной миров» Спилберга за мелкий прайс. Её я в детстве отсмотрел.