«Палестина», рецензия

2
2489

Самое начало 90-х. Американский журналист Джо Сакко прилетает в Израиль, чтобы поселиться на западном берегу реки Иордан — и сделать комикс-репортаж из самого сердца израильско-арабского конфликта. Но, в отличие от множества других наводнивших регион журналистов, мнение палестинцев его интересует гораздо сильнее позиции израильтян.

«Палестина» по праву считается одним из первых представителей жанра так называемой графической журналистики: скажем, комикс «Фотограф», рассказывающий о гуманитарной миссии «Врачей без границ» в Афганистане (и выпущенный на русском языке той же «Бумкнигой»), был опубликован уже в 2003-2006 годах. Так что Джо Сакко чувствует себя первооткрывателем: не будучи скованным правилами свежеоткрытого жанра, он всячески экспериментирует с нарративом, в разных формах пересказывая истории жертв израильских солдат и тюремщиков. Хоть комикс и состоит из 9 глав, сюжетно они почти никак между собой не связаны; лишь изредка то тут, то там в толпе мелькнет знакомое лицо — и тут же исчезнет, чтобы не привлекать к себе внимание стражей порядка.

review_palestina_03

«Палестина» — книга крайне тяжелая не только потому, что красочно живописует страдания палестинцев: в какой-то момент истории людей, подвергшихся жестоким пыткам в тюрьмах и потерявших родственников (в том числе детей) от рук солдат, сливаются в единое черно-белое месиво. Дело в том, что позиция автора сама по себе кажется довольно провокационной. Так уж сложилось, что слово «Израиль» само по себе переключает в сознании типичного представителя российской интеллигенции какой-то важный тумблер, ответственный за критическое мышление, а самый пламенный либерал при обсуждении израильско-арабского конфликта очень быстро становится яростным консерватором. Джо Сакко изначально ставит перед собой задачу продемонстрировать мнение другой стороны, он ходит по сектору Газа в поисках шокирующих подробностей («расскажите, как вы пострадали от действий Израиля?») — и находит их предостаточно.

review_palestina_04
review_palestina_06

При этом «Палестина» — вовсе не комикс о плохих израильтянах и хороших палестинцах, как может показаться сначала. На самом деле, это история о самовоспроизводящейся мифологии. Страшные слова «расчеловечивание противника» невысказанными повисают в воздухе: чем больше читаешь комикс, тем отчетливей видишь ловушку, в которую обе стороны загоняют сами себя. Первые — выросшие в грязи, побоях и унижении — радуются, когда умирают евреи. Вторые — считающие себя выше, образованней и приличнее первых — видят в арабах лишь сумасшедших, которые «начинают все войны» и ненавидят израильтян. И что с этим делать, увы, неясно: сам автор в предисловии говорит, что конфликт не закончится, пока израильская оккупация не будет рассмотрена с точки зрения базовых прав человека. Но случится ли это когда-нибудь — загадка для всех.

review_palestina_05

Отдельно хочется упомянуть рисунок Сакко. Сначала ты привыкаешь к его карикатурной манере изображать людей, но затем начинаешь обращать внимание на детали — и получаешь от комикса искренне удовольствие. Особенно здорово автору удаются детализированные развороты.

review_palestina_08

Какие-либо претензии к качеству издания предъявить сложно — «Бумкнига», по традиции, выполнила работу на «пять с плюсом».  Плотная матовая бумага, твердая обложка и крепкий переплет прилагаются. За перевод отвечал наш постоянный гость Василий Шевченко, и он справился с задачей прекрасно.

review_palestina_02
review_palestina_10

Помимо «Палестины», Джо Сакко написал еще книгу Footnotes in Gaza, а также несколько комиксов, посвященных боснийской войне. Хочется верить, что до издания последней у «Бумкниги» когда-нибудь дойдут руки.