Роберт Говард, будучи пионером в жанре «меча и магии», и представить себе не мог, что его творение, варвар Конан, не только переживет создателя, но и породит настоящий культурный феномен. Уникальность киммерийца в том, что он никогда не выходил из моды. Фактически Говард, написав Конана, создал архетип – одиночка против всего мира, сталь против колдовства, торжество смекалки и грубой силы над обстоятельствами. Конан был популярен и в тридцатые годы прошлого века, когда рассказы о нем печатались в палп-журналах, и в сороковые, когда наследие Говарда стремительно порождало профессионально написанные фанфики, и в семидесятые, подарившие нам самую лучшую после оригинала медиа-вариацию героя – комиксную, и в восьмидесятые – пик славы могучего варвара пришелся на них, будучи обязанным ею двум полнометражным фильмам с Арнольдом Шварценеггером.

Многие видные авторы как в комикс-середе, так и в литературной пробовали себя в качестве авторов приключений киммерийца. Однако, «гибкость» Киммерии как вселенной была ограничена, а характер Конана даже после десятилетий публикации существенных изменений не претерпел. Это привело к тому, что пародии на творчество Говарда расцвели пышным цветом. Вышел CEREBUS Дэйва Сима, в котором роль двухметрового мясного шкафа, вооруженного обоюдоострым топором и двумя извилинами в мозгу, играл метровый трубкозуб с манией величия и задатками тирана. Терри Праттчет создал своего Коэна-варвара, столетнего, страдающего артритом высушенного старика (не утратившего, впрочем, боевых навыков), с оглядкой на киммерийского скитальца. А в начале восьмидесятых в голову Серджио Арагонеса пришла идея создать свою версию Конана.

guide_thegroo_cover_01
guide_thegroo_cover_02
guide_thegroo_cover_03

На тот момент Арагонес уже два десятилетия работал в MAD Magazine, попутно создавая собственные короткие комиксы для различных антологий. В 1978 году Серджио придумал образ своего варвара: полноватый недотепа с двумя катанами за спиной с тех пор периодически появлялся на страницах MAD, прячась среди нагромождения персонажей на сверхдетальных двухстраничных разворотах, созданных Арагонесом. guide_thegroo_aragonesПрактически сразу картунист предложил идею создания ежемесячной серии комиксов о Гру (так был назван варвар-катастрофа) всем крупным издателям на рынке. Очень многие поддержали его, но посетовали на невыгодные для них условия публикации. Арагонес настаивал на сохранении прав на персонажа, в то время как тогдашней распространенной практикой среди издателей были простые контракты с заранее оговоренным гонораром. Серджио решил придержать свою идею. Приблизительно в то же время уже упомянутый выше CEREBUS стал триумфом самиздата. В одной только Канаде он расходился достаточно крупным тиражом, а вскоре начал стремительно завоевывать себе фанатов и в США. Ричард и Венди Пини также предпочли независимость работе на издателя – они создали и раскрутили ELFQUEST, выходящий, на секундочку, до сих пор. Арагонес понимал, что будущее за комиксами, правами на которые владеет их создатель, но обстоятельства тогда складывались не в его пользу. Ему не оставалось ничего другого, кроме как ждать. В 1982 году ему впервые выпала возможность поработать на его условиях.

guide_thegroo_1issuePacific Comics, восходящая звезда на рынке комикс-издателей, предложили Арагонесу подходящий контракт, и легендарный картунист начал собирать команду, которая должна была помочь ему в создании GROO.

Должность художника и плоттера Арагонес взял на себя. Ему просто не терпелось начать знакомить читателей с миром GROO, до этого момента существовавшим только в воображении Серджио. Он был единственным, кто точно знал, чего хочет добиться от серии, поэтому все идеи и питчи изначально исходили от него, а уже потом дорабатывались его коллегой по ремеслу, Марком Эваниром.

Ассистент Джека Кирби, мастер лимериков и телевизионный сценарист Марк Эванир числился среди сценаристов GROO по той причине, что корректного термина для его настоящей работы не существовало. Эванир обычно правил диалоги, написанные Серджио до тех пор, пока те не начинали напоминать нечто грамматически корректное, дописывал значительную часть captions и диалогов сам, советуясь с Арагонесом, писал традиционный вступительный стих-синопсис и отвеччал на письма читателей. Марк, безусловно, ответственен за весь мягкий и очаровательный юмор серии, ее фантастические стихи и местечковые мемы, обсуждаемые фанатами чуть ли не до сих пор. А еще он придумывал секретные послания, но о них ниже.

В качестве леттерера позвали начинающего художника Стэна Сакая. Того самого, что позже начнет писать и рисовать мега-популярный комикс USAGI YOJIMBO. Стэн как-то умудряется вести оба проекта параллельно, оставаясь и в команде GROO (выходит до сих пор), и работая как еще один очень успешный независимый автор (комикс о кролике-меченосце также на покой уходить не собирается).

Колористом позвали Тома Лута. Тот стоически красил невероятно детальный комикс десятилетиями, мучаясь и изобретая новые технические приемы в области покраски, но так и не сорвав дэдлайн ни разу. Он также помогал Сакаю при создании обложек для его серии.

guide_thegroo_spread_01
guide_thegroo_spread_02

guide_thegroo_friendsandfoes_01Если не считать гостевых колористов, подменяющих Лута в моменты, когда он от отчаяния уходил в отпуск, все две сотни выпусков GROO были созданы единой командой авторов. Это один из самых длинных комиксов, чей авторский состав остался неизменен со дня его основания. GROO же только выиграл от такого подхода. Удивительно, но GROO напоминает неподвластный времени артефакт. Что в восьмидесятые он был одним из самых лучших юмористических комиксов с непревзойденной атмосферой, чем-то напоминающей о приключениях Астерикса, и визуальным стилем, которому позавидует половина современных серий, что сейчас он остается таким же безупречным. Четверка художников и сценаристов словно нашла идеальную формулу создания захватывающего приключения, и с тех пор придерживается ее, не меняя и справедливо не видя нужды ее менять. GROO даже толком не состарился. Выходящий в 2015 году онгоинг « GROO: Friends and Foes» ощущается на удивление свежо, а работает на концепциях, представленных нам тридцать лет назад.

Обретя друг друга, Арагонес и компания начали создавать GROO. Первые восемь выпусков, изданных Pacific были сущим пиршеством для привыкшего к супергероике читателя восьмидесятых.  Тот факт, что комикс существует до сих пор во многом обязан именно очень лояльной фанбазе, начавшей формироваться практически в тот момент, когда третий-четвертый номер GROO лег на стенды магазинов.

GROO, если подумать, был зрелым комиксом. Арагонес точно знал, чего хочет добиться, выпуская его,  и уже в самом первом номере были заложены основы всей серии, были созданы большинство считающихся фирменными приемов и шуток. Так, самой первой страницей выпуска было обращение к читателям – в нем Серджио-персонаж кратко рассказывал об ориджине серии и щеголял тогда еще черными пышными усами. За милым интро шел двухстраничный разворот: такой прием экспозиции просуществует в серии еще тринадцать лет публикации. Часть разворота занимал стих, придуманный Марком. Поэзии, пусть и шуточной, в комиксах всегда было немного, а такой качественной (Эванир много работал как сценарист детских шоу, в которых весь нарратив был, порой, стихотворный), написанной специально для конкретной серии вообще никогда. Синопсис первого номера GROO уже тогда был тем, что создатели похождений нелепого варвара стали называть «одной единственной шуткой, на которой функционирует комикс». И, наконец, где-то на последней странице обязательно была выведена мораль истории – столь же неотъемлемый атрибут GROO, как и сам пузатый главный герой. Такое множество удачных художественных и сценарных решений было обусловлено не ласковым прикосновением госпожи Удачи, а профессионализмом создателей. Каждый участник творческой команды был уже опытным творцом, поэтому на «притирку» друг к другу у них заняло чрезвычайно мало времени, а комикс стремительно начал эволюционировать и брызгать креативом.

Pacific Comics удалось издать восемь номеров серии, прежде чем издательство закрылось. Права на серию были выкуплены Marvel, и вскоре ранние похождения Гру были изданы в виде микро-трейдов под названием «THE GROO CHRONICLES». Эти издания намного превосходили синглы по качеству полиграфии и сразу полюбились фанам. Всего вышло шесть «Хроник», включающих в себя весь первый том серии и различные бонусные комиксы, вроде первого появления Гру в DESTROYER DUCK #1.

guide_thegroo_intro

Какими были эти первые восемь номеров? Смешными, интересными и необычайно вариативными. Итак, знакомьтесь, это Гру! Вот он, стоит со сконфуженным выражением лица, разбив что-то ценное и пытаясь незаметно смести ногой осколки под ближайший половик. За спиной у него висят две катаны, на голове видна неизменная повязка, а одет он в свою знаменитую никогда не стиранную тунику. Может показаться, что варвар недалек или даже глуп, но это неправда. Гру не глуп — он феерически, катастрофически, вопиюще глуп! Его разум – пустошь, посреди которой восседают две кое-как выживших мысли, «поесть» (Гру обожает cheese dip – плавленый сыр) и «подраться». Он не понимает иронии, не различает ложь и правду, мыслит просто и прямолинейно. Природа, стараясь компенсировать недостачу мозгов в организме Гру, подарила ему врожденные рефлексы, как у кота, выносливость и силу. У богов, как известно, есть чувство юмора, только смертные его не ценят, ибо боги смеются исключительно над ними. Так вот Гру является самой смешной шуткой богов во вселенной комикса. Незадачливый варвар привносит небывалое оживление (а вместе с ним и пожар, разрушение, наводнение, катастрофу, цунами и орды врагов) в любой город, поселок,  село или даже горстку отшельничьих хаток, куда приводят его ноги. Необъяснимо, но факт – имя «Гру» для жителей Груверса является эпитетом полного и окончательного крушения надежд.

guide_thegroo_art_02
guide_thegroo_art_03
guide_thegroo_art_04

Все выпуски первого тома GROO являются отдельными приключениями, не связанными между собой сюжетно. Это отдельные зарисовки из жизни Гру, совершенно без злого умысла уничтожающего судьбы обычных людей. Варвар скитается по миру, сея дурную славу, и независимо от своего желания влипает в передряги. Многие из героев серии были представлены нам сразу же. Это мудрец Сейдж, изъясняющийся витиевато и обладающий смекалкой, умом и хитростью целого взвода Конфуциев. И воительница Чакал, столь же прекрасная, сколь и смертоносная. И Таранто – одноглазый, хитрющий и почему-то сухопутный пират-неудачник. Все они (и многие другие колоритные герои GROO) всячески пользуются неумением Гру думать и сохранять вертикальное положение тела одновременно, что рождает множество потешных ситуаций.

guide_thegroo_spread_03

Я в свое время читал GROO до того, как ознакомился с ASTERIX’ом, поэтому мне комикс казался совсем уж зенитом юмористического комикса. Арагонес же, безусловно, видел самый популярный стрип в мире, и почерпнул из него массу идей, переработав их, правда, на свой манер. Так, сюжет GROO, будучи линейным, продвигается вперед только сделав шаг назад. Это роднит его с детищем Госинни/Удерцо, в котором приключения дуэта галлов часто казались хаотическими, постоянно отступающими от главной цели (которая, в свою очередь, обозначалась в начале каждого тома и достигалась на последних трех страницах, в то время как не относящиеся к ней мизансцены занимали по сорок с лишним страниц). Также из ASTERIX была позаимствована идея повторяющегося гэга. У европейских авторов это была кучка пиратов, постоянно терпящая унижения от Астерикса и Обеликса. У GROO ввиду длины серии и несколько иного формата публикации гэги были разнообразнее и подчас тоньше, но грустный пират по имени капитан Ахакс тоже присутствовал.

guide_thegroo_alphabet

Ознакомиться с ранними выпусками GROO стоит прежде всего ради арта и истоков всех долгоиграющих шуток серии. Серия всегда была очень живой – в ней много чего происходило в рамках как отдельных выпусков, так и вообще; технические приемы, используемые Арагонесом заставляли сердце биться чаще, а улыбку возникать при одном взгляде на каверы (у шестого номера была причудесная «зеркальная» обложка – вот она, на фото); арт был гениальным. Стиль картуниста, опирающийся на невероятную детализацию и демонстрацию действа через пантомиму, юмористическому комиксу подошел как нельзя лучше. В GROO всегда прослеживалась одержимость художника созданием функционирующего мира. Все эти сотни разворотов с фэнтезийными городами, механизмами, великолепными панорамами и морскими сражениями, заброшенными цивилизациями и чертогами богов – все это было нарисовано с целью показать вселенную GROO взаправдашней. Серджио по месяцу рисовал крутейшие кадры, воссоздавая на них быт вымышленного мира – тысячи людей, занимающихся миллионом дел от сушки белья до бега от торнадо. Каждый кадр GROO был в той же степени реалистичен, что и, например, сильно опирающийся на исторические источники Prince Valiant с той лишь разницей, что Арагонес предпочитал стилизацию и утрирование достоверному изображению людей и предметов. Если GROO посещал лавку стеклодува или кузницу, дворец или разрушенный храм – будьте уверены, убранство окружения было нарисовано и богатым, и уместным одновременно. Со временем бешеная детализация стала снижаться, а главный идеолог проекта уже не мог рисовать по двенадцать часов в день и вообще готовился отмечать семидесятилетие, но в 1982 году его комикс был сущим «eye candy»-пиршеством.

guide_thegroo_mirror_cover
guide_thegroo_mirror_cover2

К сожалению, крах Pacific Comics застал только-только окрепшую серию врасплох. В 1984 году силами уже Eclipse был издан спэшиал GROO, повествующий об ориджине оружия варвара, а затем Арагонес и Эванир принялись искать нового издателя. Им любезно выступил импринт Marvel, Epic Comics. Парни из Epic приютили перспективную серию и были домом для Гру в течение аж десяти лет. За это время вышел самый большой в серии второй том, насчитывающий сто двадцать выпусков. Этот период смело можно считать персональным «золотым веком» GROO. Комикс полностью сформировался уже к тридцатому выпуску, а затем лишь обрастал все новыми уникальными фичерами.

guide_thegroo_cover_04
guide_thegroo_cover_05

Нужно отметить, что большинство выпусков GROO во втором томе были отдельными историями, а мини-серии авторы начали осваивать не сразу, и никогда дольше четырех выпусков одной истории не посвящали. Этот факт, и низкий порог входа в серию позволили читателям множиться в геометрической прогрессии. О прошлых подвигах Гру не нужно было знать ничего, чтобы наслаждаться дуракавалянием и красивостями очередного выпуска. И все же многие из тех, кто купили первый свой выпуск потом молили Эванира о репринтах и собирали стоящие сущие миллионы коллекции синглов.

guide_thegroo_mulching_01

В новый том плавно перетекли и шутки из GROO времен Pacific. Второй по популярности у читателей была хохма с прозвищем Гру. В какой-то момент Эванир позволил одному из второстепенных персонажей обозвать варвара «mendicant».guide_thegroo_mulching_02 С тех самых пор в каждом выпуске кто-то из героев хоть раз, да называет остолопа-Гру этим самым прозвищем. Главный герой же, долгое время будучи неграмотным, понятия не имел, что это слово значит и даже периодически путался, принимая его за комплимент. Ну а фаворитом читающей GROO публики был и остается прикол с «mulching». Невероятно живучая шутка не умерла до сих пор – в одном из писем, опубликованных в макси-серии 2015 года кто-то все еще ворошил ее труп, задавая Марку все тот же вопрос, на который он устал давать ответ еще двадцать лет назад. Итак, что такое mulching? В одном из ранних номеров Гру пожелал заработать себе на кров и пищу честным тяжким трудом. Наниматель начал словестное анкетирование, став перечислять кучу самых разны работ в надежде, что Гру может иметь опыт в одной из них. К сожалению для фермера, Гру умел только драться, поэтому разговор зашел в тупик. Среди перечня работ был упомянут как раз mulching – мульчирование, как подсказывает нам Википедия. В 1984 году Википедии же не существовало, поэтому уже на следующий месяц Эванир получил сотни писем с просьбой рассказать, что же такое мульчирование. Он рассказал. Еще через месяц поток писем с просьбами описать, чем же таким Гру мог заниматься, променяй он битвы на соху, не иссяк. Марк терпеливо отвечал, используя все те же несколько предложений, описывающих процесс мульчирования. Этот ответ стал местечковым мемом и с тех пор был задан Марку двадцать тысяч раз. Вскоре Эванир даже заявил, что перестает отвечать на него, потому что даже в первый раз этот ответ не был смешным и не содержал в себе шутки. Это сообщество фанов вывело его на уровень гэга. Но тесное взаимодействие с читающим комьюнити для серии даром не прошло. У героя комикса Сейджа была собака, чье имя ни сценарист, ни художник придумать не пожелали. Когда mulching-мания была в самом разгаре, они выкатили номер, полностью посвященный личности и имени пса. Они назвали его Малч, чем сразили наповал всех своих фанатов.ч>

guide_thegroo_secretmessage01Собственными же фишками второй том GROO обзавелся чуть позже, когда Арагонес начал вкалывать, как безумный, повышая уровень арта в серии до космических значений. Однажды они с Марком решили, что неплохо бы поиграть с читателями в игру, заставив тех поискать в номере зашифрованное послание. Чем-то вроде сиюминутной идеи это и не планировало быть. Арагонес просто хотел спрятать фразу «this is hidden message» где-то среди мириады черточек на одной из страниц комикса и посмотреть на реакцию людей, внезапно обнаруживших ее. Но идея ему так понравилась, что GROO вплоть до восьмидесятого выпуска этого тома содержал в себе как минимум по одному скрытому посланию. Начиналось все невинно – Эванир первым посоветовал Серджио где разместить шутку, а потом дуэт авторов уже совместно корпел над внедрением хитрых пасхалок в серию. guide_thegroo_secretmessage02Первые из посланий были легкочитаемы и прятались на виду – найти их, зная, что они есть в номере, не составляло труда. Затем последовала фаза, когда все читатели GROO вступили в игру (рифма почти осознанная), поэтому послания нужно было более тщательно скрывать. Тогда Эванир и Арагонес начали шифровать фразу двоичным кодом, прятать среди диалогов и captions, делать частью арта и вообще всячески наслаждаться процессом. Раз в год Эванир в колонке писем давал точное местоположение загадок в предыдущих номерах, и, признаю, без его подсказок найти заветную фразу в некоторых выпусках было невозможно.

guide_thegroo_lutnyaРазновидностью секретных посланий было и изображение грифа лютни Менестреля, еще одного героя комикса. Этот герой был введен в серию с целью минимизировать авторский текст и сделать его менее выпирающим. Менестрель общается исключительно стихами, как раз и являющимися заменой скучным captions. Герой читателям полюбился, но после определенного количества выпусков Эваниру стало сложно вновь и вновь сочинять стихи, поэтому молодцеватого беззаботного поэта с тех пор эксплуатировали дозированно. Лютня же Менестреля, с виду самая обычная, на деле в каждом кадре выглядит по-разному. Арагонес не ленился рисовать все новые грифы музыкального инструмента все те тридцать лет, что существует персонаж и комикс вместе с ним. За один выпуск гриф мог менять форму до сорока раз, чем вызывал изумление у читателей, не сразу замечающих метаморфозы декоративной части лютни.

Не последним, но самым забавным приколом было наблюдать из номера в номер за верным спутником Гру, пытаясь понять, ошибся ли художник в этот раз или нет. Ближе к тридцатому номеру второго тома Арагонес и компания решили снабдить варвара сайдкиком. Этому посвятили сразу небольшой арк, полностью посвященный самому Руфферто – псу непонятной породы, отличающемуся преданностью Гру, аналитическим интеллектом и пятнистым окрасом. Псина тут же стала любимцем публики, а вскоре и неофициальным маскотом всей серии. Серджио придумал образ Руфферто на основе характера собственного пса, также названного Руфферто, но имеющего иной окрас. Пес Гру был желтоватый с черными пятнами. Одно из этих пятен было расположено под глазом животного, но Арагонес, замучавшись рисовать пятна на теле пса в каждой панели, иногда все же забывал снабдить Руфферто пятнышком под глазом. И в случае если Марк, Том или Стэн также не успевали поправить художника, читатели наслаждались видом слегка измененного спутника Гру.

guide_thegroo_spread_04

И раз уж разговор зашел о персонажах, в GROO их было много и все они были забавные. Целью как-то наделить их комплексными характерам никто из творческой команды не задавался. Благо, писали Серджио и Марк не драму, а комедию. Но при этом все герои медленно развивались, не выходя при этом за рамки отведенных им ролей. Справедливо решив, что главным в GROO будет история, а не то, как она рассказана, guide_thegroo_alphabet02Арагонес и Эванир использовали героев как инструмент по достижению неких целей. Если в следующем выпуске нужен был хитрый маг, время было призвать Арбу и Дакарбу – дуэт изощренных ведьм, буквально живущих злыми замыслами; если пришло время шутить на тему хитроумных манипуляций, Гру набредал на Пала и Дромма – двух компаньонов-бандитов, один из которых имел все задатки великого мошенника, а второй был не смекалистее мочалки; в случае, если Серджио хотел донести нехитрую мораль до читателя, не было для этого героя лучше, чем Аркадио – здоровенный воин-герой, наслаждающийся нарциссизмом и не думающий даже меньше, чем Гру. Такой подход к написанию сценариев серии шел как нельзя лучше: строго утилитарное использование героев позволяло авторам добиваться точных результатов, не боясь быть непонятыми или скатиться в дебри иных жанров. Когда ты хочешь забить гвоздь, ты ищешь молоток, верно? Неприятно в самый последний момент узнать, что молоток вдруг решил мутировать в пилу, не сказав тебе ни слова. Героев GROO всегда держали под колпаком, позволяя тем развиваться строго в одном направлении. Ведьмы становились все коварнее, маги – злее, хитрецы начинали юлить сильнее, чем такса в центрифуге, а чистые сердцем исповедовали благородство лишь сильнее. Зато каждый всегда был под рукой, позволяя единственному действительно меняющемуся герою все больше отдаляться от своего начального образа.

guide_thegroo_spread_05

Второй том комикса выходил в 1985-1995 годах. Компания авторов ни разу не нарушила дэдлайна, не пожертвовала качеством серии и была на редкость сплоченной. Но номеру этак к 88 Арагонесу пришлось сменить формат GROO, приспособившись к переменам, коснувшимся рынка комиксов.  Серджио и Марк заранее объявили читателям, что с определенного месяца GROO будет стоить дороже, но печататься на более качественной бумаге, почти не содержать рекламы и иметь мелкие бонусы. Арагонес из ситуации, когда ему нужно было сообщить неутешительную весть (комиксы все еще читали дети и подростки, а для них увеличение цены даже на полдоллара-доллар было существенным) выкрутился с помощью, опять же, своего трудолюбия, сделав так, что новый GROO заставлял старый комикс бледнеть в сравнении с собой. Появилась колонка с приветствием: в ней нарисованные Марк, Серджио, Том и Стэн рассуждали на разные темы относительно производства серии, просто дурачились, шутили и расслаблялись. За комиксом о Гру тут же следовал фичер на пять страниц о других персонажах (часто о Сейдже), который, в свою очередь, продолжался одностраничным комиксом-гэгом. Точно такой же комикс-филлер теперь красовался на каждой задней обложки синглов: эти микрокомиксы были посвящены Руфферто и его неистребимому желанию сожрать что-то вкусное. Еще одна страница с паззлами предваряла колонку с письмами. Арагонес признается, что в детстве очень любил журналы, печатающие на своих страницах этакие маленькие приложения-бонусы, позволяющие взаимодействовать с ним на ином уроне, нежели просто чтение. Вот Серджио и начал рисовать на страницах GROO восхитительные черно-белые головоломки, задачи на внимательность, шарады и прочее. Каждый номер GROO теперь был не просто комиксом, а варьете, где каждый находил себе развлечение по вкусу. Ради прорвы нового контента, правда, пришлось пожертвовать самой выразительной часть серии – двухстраничными разворотами. Их сократили вдвое, но результат, конечно, был несопоставим.

Забавный факт: на протяжение всей истории публикации GROO Эванир, тщательно скрывающий, чем он конкретно занимается, помогая Серджио, в каждом выпуске комикса обозначая свою должность не как «сценарист», а иначе. Эпитеты у Марка не кончаются до сих пор, пусть, порой, они мало имеют отношения к его непосредственным обязанностям или даже английскому языку как таковому.

guide_thegroo_evanier_01
guide_thegroo_evanier_02
guide_thegroo_evanier_03

Незадолго до важного для серии юбилейного сотого номера Арагонес и компания создали лучший арк в истории GROO – «Wager of the Gods». Эти сто страниц GROO – пик творческой мощи команды. Сюжет арка рассказывает об игре Богов: каждый из небожителей выбирает себе чемпиона, а затем делает все в его силах для того, чтобы его фаворит выиграл, а соперники проиграли. Один из богов выбирает Гру, а тот против своей воли становится вассалом всесильного существа. Арк отличается от всех выпусков серии тонкой сценарной работой, замечательным и разнообразным артом и густой атмосферой античного приключения. IDW в свое время, издавая GROO в формате Artist Edition, выбрало как раз этот арк для переиздания в большом формате как наиболее выгодно демонстрирующий прелести всей серии и мастерства Арагонеса в частности.

guide_thegroo_artist_01

Сотый же выпуск стал очередным откровением. Это не просто был номер с двумя нулями на обложке – из юмористического комикса GROO был превращен в трогательную историю, посвященную обретении себя. Гру, так до этого момента и не научившийся читать, вконец устает от насмешек  всех встречных-поперечных, поэтому задается целью получить образование любым путем. Случайно он проваливается в пещеру к мудрецу-отшельнику, который и учит его грамоте. Поумневший варвар затем сталкивается с проявлениями жестокости, деспотизма и прочими прелестями феодально-монархического строя правления, но встречает зло уже не с позиции глупца, а человека образованного. Для меня сотый выпуск остается самым памятным – в нем образ Гру перестает быть одномерным, да и вообще весь статус-кво изменяется навсегда.

guide_thegroo_100issue_02

В 1995 году Epic обанкротились, а Арагонес и Эванир ушли вместе со Стэном и Томом искать себе новое прибежище. В девяностые годы, как вы помните, динамично развивалось едва образованное тогда издательство Image. Люди, ставшие у его руля, как раз были авторами, не желающими мириться с положением авторов в комикс-индустрии. GROO был взят под их опеку сразу же. Дальше макси-серии дело не зашло, но поклонники серии, утирающие слезы после заявления Марка в сто двадцатом номере комикса о завершении сотрудничества с Epic, могли вздохнуть спокойно – серия продолжалась.

Смена же издателя на сам комикс не повлияла никак, разве что Серджио еще раз сообщил, что «в продажу поступает чрезвычайно редкий первый номер GROO». Это заявление тоже было разновидностью шутки среди фанатов со стажем. Уже во времена Eclipse Марк и Серджио шутили, что GROO «топит» своим присутствием издателя, но зато люди в таком случае покупают больше «первых» номеров, на которых тогда были помешаны все коллекционеры. «Первых» номеров серии выходило на данный момент уже с дюжину, а то и больше.

guide_thegroo_newissues_01
guide_thegroo_newissues_02
guide_thegroo_newissues_03

В 1996 году вновь настало время перемен. Арагонес перебрался в Dark Horse. Издательство с тех пор выпустило с дюжину его комиксов, а заодно продолжает заказывать у четверки авторов и  GROO. Комикс уже двадцать лет как издается только мини-сериями по четыре выпуска в каждой. Первая вышла в 1996, последняя закончилась в прошлом месяце. Мини-серии избавились от бонусов и плюшек, вернувшись к прежнему формату. Все они по-своему неплохи, но до «эры Epic» не дотягивают – в них стало чуть меньше действия и больше болтовни, изменился с приходом средств цифровой обработки арт, став более четким, стал приземлённее юмор.

guide_thegroo_graphitti_designsИ в завершение поговорим об изданиях. Первый том с рук продают почти всегда только в  виде микро-трейдов. Смело берите их вместо синглов, они по качеству превосходят выпущенные в 2015 трейды DC и Marvel. Или же можете копить деньги на редчайший хард, в который входят все «Хроники»: его выпустило Graphitti Designs и он, как положено, подписан Арагонесом, пронумерован и издан в формате нестандартного оверсайза (чуть больше современных делюксов). Тираж – 1000 экземпляров, доступность на рынке мизерная. Те же Graphitti позаботились о выпуске трейдов «LIFE OF GROO» и «DEATH OF GROO» — лучших канонических мини-серий. Те были выпущены в формате, напоминающем современные издания bd. Коллекционеры могут надеть свою шляпу для охоты за раритетами и попробовать сохотить редкий хард, включающий оба тома. «Wager of Gods» был издан здоровенным томом, включающим в себя бонусный арт, особо впечатляющие развороты, обложки и прочее. Лимитированное издание от IDW выходит с двумя разными обложками и стоит до 1000$. Все мини-серии времен Dark-Horse доступны для покупки за смешные деньги и до сих пор не исчезли из продажи. Не путайте эти трейды с другими, большими по формату – эти издавали Epic. Второй том серии честно пытались издавать в трейдах, содержащих по четыре выпуска, но, собрав ровно половину из 120 номеров в 15 книгах, производство книг в итоге заморозили. Лучшим, самым дешевым и правильным будет собрать GROO времен Epic в синглах. Благо, продавцы на Ebay часто продают весь ран целиком. Только в таком случае можно увидеть, каким журнал был на пике своей мощи, а не его кастрированную версию в репринтах.

GROO не из тех комиксов, которые кажутся хорошими только потому, что ты смотришь на них сквозь розовые очки ностальгии. Он также смешон, увлекателен и актуален, как и тридцать лет назад. Дайте горбоносому варвару шанс, и, может быть, вас ждет самое незабываемое чтиво вашей жизни.