«Звездные войны», рецензия

0
1278

«Звездные войны» вернулись, причем не только в том смысле, что их реклама в первой половине декабря, на пике, окончательно проникла во все сферы жизни, но и в другом, гораздо более важном.

Их не было очень долго. Попытки воскресить то чувство, когда мы в первый раз видели Вейдера на Хоте или «Сокола» в небе, предпринимались, и неоднократно, однако новая трилогия — плохие фильмы, состоящие из не самых плохих эпизодов — казалась неудачным ремейком картин, которые мы так и не видели, анимационные сериалы были все-таки рассчитаны на зрителей строго определенного возраста, а в видеоиграх, комиксах и книгах количество откровенно слабого материала лавиной хоронило под собой то хорошее, что там было.

review-sw-episode7-01

При этом ценность «Звездных войн» передается из поколения в поколение, она не формируется как результат маркетинга и не столь сильно зависит от качества нового материала. В некотором роде она — величина абсолютная. Тем не менее, на чем-то это величие же надо показывать, старая трилогия явно нуждалась в некоем входном билете, транскрипции, расшифровке. До зимы 2015 года, чтобы объяснить важность старых эпизодов, требовалась достаточно серьезная работа со стороны обоих поколений. Теперь есть подходящий наглядный материал, одновременно и актуальный, и вырастающий из легенд о прошлом.

Star Wars: The Force Awakens Ph: Film Frame © 2014 Lucasfilm Ltd. & TM. All Right Reserved..

Новый эпизод откровенно заимствует сюжетные ходы и образы старой трилогии; и до какого-то момента можно привычно отмечать галочкой все знакомые мифологемы и архетипы, но только до какого-то, потому что потом все они встают на свои места, формула оживает, пропитывается мощью, энергией и силой, и уже не отпускает.

Прежде далеко не всегда уверенная манера работы Абрамса с материалом здесь поддерживается всеми вокруг — от актеров до специалистов по цветокоррекции. Харрисон Форд выдает лучшую роль за многие годы. По всем новым лицам отчетливо видно, какое это для них счастье. Ни к одному кастинговому решению вопросов нет, все роли интересные и удивительно перспективные. Да, есть ряд вопросов к оператору; да, некоторой халтурой кажется одна из линий сценария — но все это простительно, когда на экране персонажи Дейзи Ридли или Адама Драйвера, равно как и Бойеги или Айзека.

Star Wars: The Force Awakens L to R: BB-8 w/ Rey (Daisy Ridley) Ph: David James ©Lucasfilm 2015

Абрамс бережно обращается не только с визуальным стилем, но и с настроением старых лент — вернулись смешные перепалки между персонажами, бестолковая беготня и пальба в коридорах вражеских баз, половина диалогов состоит из никак не переводимого пищания BB-8. Пафос и драматичность постоянно гасятся комичными интонациями, тем самым не бронзовея на ходу, а делаясь живыми. Мы опять видим еще только рождающийся эпос, то, что точно когда-то происходило, и о чем потом, спустя много лет, мы и наши дети (у кого они уже есть и достаточно выросли, чтобы сходить в кино на этой неделе) будем рассказывать потомкам.

Теперь мы знаем, что чувствовали люди 40 лет назад.