7 октября вышел 50-й номер комикса Teenage Mutant Ninja Turtles от IDW Publishing, завершающий 4-летнюю историю перезапуска. На фоне такого громкого события Максим Гранько, главный редактор проекта Comicsourse.ru, решил признаться в любви этому онгоингу.

Немного истории

TMNT_guide_02Первый комикс о черепашках-ниндзя вышел в 1984 году. В то время создатели комикса даже представить не могли того ошеломительного успеха, который ожидал черепах в будущем. Это была черно-белая серия, изданная небольшим тиражом и во многих аспектах пародирующая Dark Age комиксы 80-х, в частности, Daredevil Фрэнка Миллера. Для современного читателя этот комикс может показаться неотесанным и немного комичным. Тем не менее, TMNT сегодня — самый успешный независимый комикс в истории, если мыслить финансовым успехом франшизы и ее влиянием на поп-культуру. А влияние это несоизмеримо.

Сейчас в России издается масса комиксов о черепахах, благодаря издательствам Ilusion Studios (оригинальный комикс Mirage и не только) и Комильфо (перезапуск IDW 2011 года). Именно об успехе перезапуска издательством IDW я хочу рассказать в этой статье, но для этого придется немного порыться в истории. Поехали!

 

TMNT_guide_04Всё началось в 1984 году. С тех пор комиксы про черепах неоднократно теряли и вновь приобретали интерес читателя. После 2 томов родного издательства Mirage героев ждала серая полоса в виде короткого, но наложившего свой след рана издательства Image в 1996-1999 гг. В то время эти ребята не издавали Chew, Sex Criminals и Saga, не били рекордов продаж «Ходячими мертвецами». В те годы творения Image представлялись чем-то на грани неплохих (для 90-х) комиксов и абсолютного трэша для пубертатных подростков. Вот и черепах постигла участь большинства героев того времени, когда их решили сделать более «мрачными и серьезными», но не в том виде, как вы подумали. В черепахах пошла речь о кибернетизации Донателло, лишении конечностей Леонардо, обезображивании Рафаэля и большом количестве других престранных идеях. И если в стандартной супергероике такие провокации используют для увеличения продаж (с последующим ретконом через год-другой), то здесь все было так запущено, что помочь комиксу было уже нечем.

TMNT_guide_05
TMNT_guide_06

TMNT_guide_07В 2001 Mirage снова продолжили оригинальный ран в рамках 4 тома, перепрыгнув на 15 лет вперед после событий 2 тома, тем самым игнорируя том третий. После продажи прав компании Viacom в 2009 году, один из создателей «Черепашек» Питер Лэрд в рамках условий контракта имел право продолжать комикс, однако 31 номер вышел только в онлайн-виде, а 32 был выпущен через 4 года спустя в рамках “Дня Бесплатных Комиксов 2014”. Остается надеяться, что когда-нибудь серия закончится.

Помимо кратко описанных выше комиксов, еще была серия комиксов TMNT Adventures от издательства Archie (в России 90-х ее издавал «Махаон»). Она создавалась «по мотивам» первого мультфильма и периодически меняла общий тон. Если кратко, издатель хотел детский комикс, авторы хотели сделать свой вклад в серию, но ресурсов вроде «черепах против загрязнения окружающей среды» (true story!) им не хватало. Закончился этот комикс громким обещанием эпичного сюжетного арка, отмененного, как и сама серия. Несмотря на немного разорванное повествование из-за постоянной смены авторских команд и общего настроя серии, в ней были интересные истории и персонажи. А некоторые моменты просто шикарны, например путешествия во времени для уничтожения Гитлера:

TMNT_guide_08

Этот комикс также повлиял на текущий перезапуск, но об этом чуть ниже (потерпите, вступление почти окончено!).
Дело в том, что я должен  кратко пересказать все инкарнации, потому что практически каждая из них нашла отражение в перезапуске.

В заключение вступления хочу сказать, что фанатское сообщество черепах в мире настолько велико, что, усилиями фанатов и художников комикса, в разные его периоды были также выпущены окончание 3 тома Image (отменяющее все те жуткие вещи, которые случились за тот период) и «Одиссея» как свободная трактовка «последней истории» черепах. Впервые увидев эти проекты, я был настолько удивлен их качеством, что переосмыслил свое отношение к неофициальным комиксам.

Новое происхождение

Итак, в 2011 году интернет ошеломила новость об издании нового тома черепах под шапкой IDW Publishing.

TMNT_guide_09

Признаюсь честно, я отнесся к этой новости скептически, но только потому, что не верил в обещания издателя и саму концепцию «полностью новой истории». Я не помню точно, с какого номера я познакомился с серией, но помню совершенно точно, что причиной купить все на бумаге был лишь один выпуск (1-й номер Secret History of a Foot Clan), нарисованный Матеусом Сантолокой. Прочитав этот номер, я загуглил творчество художника и влюбился в эту инкарнацию черепах. Затем, уже после заказа всех вышедших на тот момент сборников, я не выдержал и прочитал первые 12 номеров онлайн. И, хотя большую часть комиксов перезапуска рисовали другие художники, рыболовный крючок IDW было уже не вытащить.

Я уже писал выше про заимствование идей из разных инкарнаций о черепахах. Это в равной степени касается как персонажей, так и сюжетных элементов.

Первое на что обращаешь внимание — это новое происхождение. То, как оно подано, играет не меньшую роль. Насколько я помню, до этого было несколько близких друг другу версий:

TMNT_guide_10Mirage. Cплинтер был крысой, принадлежавшей Хамато Йоши, которая, с помощью мимикрии, запомнила боевые искусства Йоши и, после мутации, обучила этому разумных черепах. Шреддер был врагом сенсея Сплинтера. Мутаген — продукт отходов экспериментов Утромов (местные слизнеподобные пришельцы в экзоскелетах).

Мультфильм 1987 года. Тут разница была небольшой. Утромов заменил Крэнг, концептуально списанный с них же. Сплинтер — это и есть Хамато Йоши, контактирующий с крысой перед воздействием мутагена.

Мультфильм 2007 года. Тут авторы максимально много взяли из оригинала, но было и кардинальное отличие. Шредер — предатель, восставший против ему подобных, а ниндзя-стилистика и стилизация экзокостюма объясняется, тем что живет он уже пару веков, после крушения корабля в феодальной Японии. Это было просто отлично обыграно в мультфильме, хотя и кажется непривычным.

ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕРЫ

Каково же новое происхождение черепах? В целом оно осталось прежним, но с огромными дополнениями, открывающими новые возможности для сценаристов. Итак, несколько веков тому назад, Ороку Саки (Шреддер) казнит Хамато Йоши (Сплинтер) и 4 его сыновей, после узурпации власти Foot Clan. В наши дни история начинается в лаборатории Бакстера Стокмана, которую грабят ниндзя того же клана по приказу Шреддера. В процессе этого ограбления несколько животных из лаборатории оказываются в канализации, среди них — крыса подверженная психотропным препаратам для расширения (само)сознания, и 3 черепах. Почему трое? Рафаэль на какое-то время (около года, если не ошибаюсь) был потерян из-за схватки между котом (будущий мутант Old Hob) и Сплинтером за жизнь черепашек аккурат перед падением в мутагенную лужу. Этот момент дополнительно подчеркивает свойственные Рафаэлю гнев, чувство “одиночки” и частый эгоизм, порожденный этими эмоциями.

TMNT_guide_11

После объединения семьи Сплинтер объясняет сыновьям (а значит, и читателю), что к чему: главные герои являются реинкарнациями Йоши и его сыновей. Черепашки настроены скептически, но постепенно принимают это, не без помощи символических сновидений с появлением их матери.

TMNT_guide_12

Интересно, что читатели (например, я) принимают это также постепенно. Йоши объясняет сыновьям, почему Шредер является столь опасной угрозой.

И тут у читателя должен возникнуть вопрос: а откуда, черт возьми, появился Шреддер в наше время? На инопланетянина и мутанта он не похож, и внешний вид за века не изменился. Тут в игру вступает представитель новой группы персонажей Бессмертных*, Китсуне (что на японском значит «лиса»).
*Стоит отметить, что идея Бессмертных была заимствована из оригинального комикса. Там Крысиный Король являлся членом лишь упоминаемой группы сверхестественных существ именуемых Пантеоном.

 

В более полном виде мы можем лицезреть ее в мини-серии Secret History of the Foot Clan. Эта серия дополняет историю прежней жизни Саки и Йоши и, как понятно из названия, рассказывает нам подробно об этом клане. Эта самая Китсуне — ведьма/демон, сумевшая «подарить» Шреддеру условно вечную жизнь, пока в результате предательства он не успевает принять очередную порцию таинственной субстанции (мутагена, переданного утромами Китсуне через пространственно-временной портал). Однако Китсуне смогла законсервировать Шреддера до лучших времен. Как вы уже поняли, это время и наступило сейчас.

Такое происхождение позволяет интересно обыгрывать это в сюжете. Например, знание боевых искусств теперь выглядит намного логичнее, а Микеланджело умеет читать по-японски, сам того не понимая:

TMNT_guide_WTF_01
TMNT_guide_WTF_02

Рисунок

Несмотря на мое расхваливание творчества Матеуса Сантолоки, новых черепах рисует далеко не он один. Кратко назову имена всех художников основного комикса и мини серий, а также поделюсь своими наблюдениями.*

*поскольку спецвыпуски (и мини серию Turtles In Time) рисовало много приглашенных художников, я не вижу смысла уделять им всем столько времени. О кроссоверах с другими персонажами издательства я также промолчу.

Дэн Дункан рисовал основную серию с 1 по 12 номера. Его рисунок идеально подходит для первонального знакомства с новой версией героев. Особенно идеально выглядит сцена, в которой Сплинтер раздает сыновьям разноцветные повязки вместо красных классических, тем самым подчеркивая индивидуальность каждого из них. И, хотя черепахи нарисованы слегка по-разному, без оружия и повязок понять, кто есть кто, было бы проблемно. Его выпуски балансировали между угловатыми рисунками оригинала и чем-то более современным.

Dan Duncan

Энди Кун отвечал за 13-16 номера, а также минисерии Mutanimals и Utrom Empire. Оглядываясь назад, я понимаю, что его стиль идеально подходил под стори арк с появлением Слэша. Мрачный рисунок с огромным количеством туши смотрится не менее эффектно и в мини сериях.

Andy Kuhn

Бен Бэйтс рисовал 17-20 номера. Это была первая крупная сюжетная арка с участием Крэнга. Если честно, мне его рисунок не особо запомнился и немного слился в воспоминаниях с прошлым художником.

Матеус Сантолока рисовал номера 22-28, 33-36, 38-40, 45-47, 50, а также мини-серию Secret History of The Foot Clan 1-4. Начав с переломного сюжета City Fall и поддержав его мини серией о предыстории Шреддера, Китсуне и Крэнга, Матеус покорил сердца фанатов черепах. Я бы сказал, что секрет его рисунка в детализации и эмоциях. Если убрать из его выпусков цвет и стереть оружия из рук черепах, можно четко понять, кто есть кто. Помимо цвета самих черепашек, их телосложение кардинально отличается др. от друга. Например, Донателло самый высокий, Майки самый мелкий (в пропорции), Рафаэль самый мускулистый. Даже повязки черепах по форме подчеркивают их характер:

Mateus Santolouco

Росс Кэмпбелл рисовал лишь один story arc в номерах с 29 по 32. Но какие это были номера… Мой второй любимый художник комикса. По сюжету этого арка, черепахи зализывают раны, как физические так и эмоциональные. Герои выглядят очень уязвимо, как поверженные дети, чуть не потерявшие отца и друг друга. Даже обложки отображают это просто превосходно, что уж говорить о комиксе.

Ross Campbell

Кори Смит отвечал за номера #37, 41-44, 48-49. Я могу только сказать, что из-за динамики в сюжете, понимание того, что Матеуса кто-то подменил, приходит не сразу. Очень уж грамотно его чередовали с Кори Смитом. Отличный рисунок под стать сюжету.

Cory Smith

Кевин Истмен — вставки в 1-4 номерах, альтернативные обложки и ежегодники. Ну, тут комментировать бессмысленно.

Eastman

Сюжет и структура повествования

За авторство комикса отвечают Том Вальц и Кевин Истмен, один из создателей оригинальных «Черепашек». Это отчасти объясняет серьезный подход к переосмыслению не только персонажей, но и старых сюжетов. Я проспойлерил уже достаточно информации, поэтому не вижу смысла останавливаться.

Несмотря на вполне сквозное повествование и деление стори арков на 4 номера каждый, читать комикс вначале может оказаться проблемно. Дело в том, что хронологически между основными номерами выходило немало спецвыпусков. Это, с одной стороны, усложняет жизнь тем, кто взялся читать все с 1 выпуска (особенно если читать трейдами), с другой — дает возможность делать личные истории персонажей отличными (в том числе по рисунку) от основного комикса, при этом связывая их воедино. Я бы даже сказал, что основной комикс можно читать, игнорируя отсылки на спецвыпуски, хотя,  конечно, этого делать не стоит. В конце концов, это не то же самое, что разбираться в хронологии классического DC, тем более, если читать все это добро в цифре.

TMNT_guide_18

Сюжетная основа копирует оригинальный комикс Mirage, и это прекрасно. В последние пару лет я особенно наслаждаюсь историями, которые кончаются так, как ты того ждешь. Современные комиксы/кино/сериалы настолько погрязли в безумных cюжетных поворотах, что надпись to be continued, подчеркивающая роль «клиффхенгеров»* в конце каждого номера часто теряет свою силу.

*Cliffhanger (дословно – свисающий с обрыва) – название для финальной сцены, заставляющее зрителя ждать следующего эпизода/выпуска.

Новые «Черепахи» бьются на арки довольно условно. Да, я могу вспомнить несколько четко разбитых томов, но запоминаются не стори арки или отдельные сюжеты, а конкретные моменты. Комикс цепляет тем, что все сюжетные линии взаимосвязаны с самого начала и читаются на одном дыхании.

TMNT_guide_19

7 октября вышел 50-й номер комикса, который я ждал с особым трепетом. В нем закончилась основная сюжетная линия противостояния между Шреддером и Сплинтером, к чему все шло с первого номера. Финальная глава стори арка Vengeance, по сути, очень четко отражает не только последние события, но и причину главного противостояния — возмездие. По идее, данная финальная битва является отражением стори арка оригинальных комиксов City at War.

Это подводит меня к основной причине успеха перезапуска — мы уже знаем эти истории. Конечно для кого-то это лишь мультфильмы и видеоигры из детства, для кого-то тонны прочитанных комиксов, для кого-то и то и другое, но история везде одна. Черепашки не только подростки, мутанты и ниндзя, они — братство, которое нельзя разрушить. И главное, чем эта инкарнация отличается ото всех прошлых версий — это то, как теплота и непосредственность таких своеобразных персонажей не мешает развитию безумно драматичных событий. Это первая версия, где черепашки действительно подростки, которым, помимо прочего, приходится взрослеть быстрее, чем им бы этого хотелось. Авторы понимают, что процесс происходящего и неизведанные жизненные тропы порой важнее последней страницы и закрученного поворота, а успех серии доказывает это снова и снова. Если подумать, это очень жизненно, ведь мы живем изо дня в день, испытывая судьбу на прочность и не зная, что будет завтра, так почему не уделять больше внимания тому, как мы это делаем, а не тому, чем все закончится?

Но, как я уже сказал выше, история не остановится на 50 выпуске. В мини-серии April & Casey, последний номер которой вышел буквально на прошлой неделе, нам четко дают понять, с кем черепашкам придется бороться дальше. Те самые Бессмертные, некогда правившие миром собирают массово восстать, причем каждый со своими амбициями и причинами.

50-й номер TMNT

Итак, сейчас утро 8 октября. Пробираясь через заснеженные дороги к Москве на работу, я еще раз перечитываю 50 номер «Черепах».

Начну с рисунка. Матеус превзошел сам себя. Этот номер в 2 раза толще обычного, поэтому удовольствия (как и двухстраничных разворотов) тоже было в 2 раза больше. Не могу для себя выбрать конкретную панель или страницу, но особенно запомнилось вот это:TMNT_guide_20Как и ожидали знакомые с оригиналом фанаты, конечный результат вышел предсказуем, но другого я и не ждал. Черепахи победили Шредера, и реванш ему уже не взять. Новый статус-кво, по всей видимости, установился надолго. Из всех прекрасных моментов (а их было много) мне более всего запомнилось то, как закончилась история разрушенной дружбы Йоши и Саки. Грамотно вставленные флешбеки в видениях Сплинтера намного глубже показывают, что он тоже не без греха и, как и Шреддер, полон своих пороков. Пытаясь найти в воспоминаниях слабые места для победы над врагом, он лишь понимает, что уже знает, как победить в этой битве. Физически ранив врага, Сплинтер умудряется достучаться до Саки. Более того, Шреддер выбирает путь чести (всем знакомый ритуал), напоследок называя Сплинтера братом. Вообще, несмотря на ранее рассказанные предыстории Йоши и Саки в феодальной Японии, этот номер всего 10-15 страницами намного глубже раскрывает их как персонажей, причем персонажей не настолько сильно отличающихся друг от друга. Сплинтер научился контролировать свой гнев, но неумение контролировать свою слабость (жажду тотального контроля и доминирования) погубило Шреддера. Нельзя не оценить также причину этих отличий: любовь. И Саки, и Йоши любили своих женщин, но если для Сплинтера это было созидательным решением, подчинившим его гнев, то любовь Шреддера к Китсуне усугубила его проблемы, добавивив к ним еще и манипуляции бессмертной ведьмы.

После понимания этого конфликта чуть лучше, история Щреддера вызывает свою долю сочувствия, чему я был крайне удивлен. Это отчасти связано и с кукловодами за сценой этого конфликта — Бессмертными и Утромами (а конкретно — Крэнгом). Здесь их не обошли стороной, и если с Китсуне никаких сюрпризов нет, то эпилог, показывающий Крэнга,  добывающего образцы из трупов Йоши и его сыновей сразу после их захоронения Шреддером ввел меня в абсолютный ступор. Значит ли это, что семья Йоши и до мутагена были не совсем черепахами и крысой? Была ли их реинкарнация не только мистической?

TMNT_guide_21

Основную часть выпуска занимают 2 битвы, первая — между учениками, вторая — между учителями. Повторюсь, рисунок просто божественен, и я не устану это утверждать. Помимо рисунка, битву отдельно красит детальная проработка боя и способов устранения противников. Здесь наглядно демонстрируется та разница в размерах и телосложении мутантов, о которой я писал выше. Это, кстати, идеально отражает суть проблемы Шреддера. Он жил и правил по принципу грубой силы, не допуская иных путей решения конфликта, и его главные войны обладают теми же чертами и слабостями.

В заключение могу сказать, что отныне в комиксе будет намного больше непредсказуемого и нового. Начинается новая эпоха, и нам остается только ждать следующих выпусков.

КАВАБАНГА, товарищи!

  • Александр Мосин

    Отличная статья. Спасибо.

    • Гранько Максим

      Вам спасибо, что прочли =)

  • На завтра передают взрывные продажи.

  • Vieven

    Обожаю IDW-шных черепах.

  • Eugene Voger

    Любовь к черепахам сквозит в каждом абзаце! Шикарная статья! Огромное спасибо!

    • Гранько Максим

      Спасибо и Вам за отзыв =)

  • Roman

    Очень интересная статья! Крайне приятно был удивлен, т.к. именно сегодня утром закончил чтение 16-го номера от «Комильфо».

    Не могли бы вы подсказать порядок чтения idw-черепах?
    Насколько я понял, «Комильфо» пока приостановило выход микросерий. А я читал вместе с ними, и теперь не хочется упускать моменты «расширяющие» сюжетную канву. Буду искать их в цифре.
    Ещё раз спасибо за столь интересную статью!

  • Kromm

    Как же я надеюсь что Комильфо издаст черепах в харде, на крайняк в ТПБ