Несмотря на то, что комикс-индустрия в США чувствует себя относительно неплохо, с изданием европейских комиксов на английском языке все итерсо-прежнему ненамного лучше, чем 10-15 лет назад. Humanoids печатают какие-то издевательски маленькие тиражи «Инкала» и «Метабаронов», которые заканчиваются еще на стадии предзаказа, Dark Horse приютили у себя Blacksad и другие отдельные тайтлы, в последнее время немного зашевелились Titan Comics и Magnetic Press. И все же огромное количество классики до сих пор не издано ни в каком виде. Короче говоря, хороший европейский комикс на английском — это все еще праздник и диковинка. Поэтому издание альбома Бенуа Петерса и Франсуа Скойтена The Leaning Girl можно смело называть одним из самых примечательных релизов BD прошлого года. К сожалению, фамилии авторов вряд ли многое скажут читателям за пределами нескольких европейских стран, хотя оба они достойны отдельного представления.

Бенуа Питерс
Бенуа Петерс

Бенуа Петерс родился в 1956-м году в Париже. Спустя два года после рождения, он с семьей переехал в Бельгию. Там, в 1968-м, он познакомился с коренным бельгийцем Франсуа Скойтеном (именно так, кстати, читается фамилия Schuiten, никаких «шуйтенов»). Оба они ходили в одну школу и даже были одноклассниками. Знакомство быстро переросло в дружбу, которая длится до сих пор. Каждый из них с детства мечтал создавать комиксы: Скойтен хотел их рисовать, а Петерс — писать. Их первым совместным проектом стала… школьная газета. Тогда они, конечно, еще даже не подозревали, насколько плодотворным окажется их дальнейшее сотрудничество.

Пока Петерс изучал философию и публиковал свои первые литературные работы (наиболее известен он по биографии и анализу творчества Эрже), Скойтен оказался перед нелегким выбором. Родители Франсуа были архитекторами и очень хотели отправить сына по своим стопам. Отец обучал его основам своей профессии на дому, когда мальчик еще учился в школе. Но, несмотря на то, что Скойтен испытывал к архитектуре серьезный интерес, он не хотел делать ее своей специальностью. Его главной страстью были комиксы. В конце концов выбор был сделан, и Франсуа отправился в художественную школу, отказавшись от карьеры архитектора. Понемногу он начал публиковаться во французских журналах и в 1977-м попал в культовый Métal hurlant, проиллюстрировав историю, которую написал один из его братьев. Вскоре ее перепечатал не менее культовый американский Heavy Metal, и этот восьмистраничный рассказ стал первой работой Скойтена, появившейся на английском языке.

Франсуа Скойтен
Франсуа Скойтен

В конце концов пути друзей снова пересеклись. В 1982-м году они вместе начали работать над комиксом для бельгийского ежемесячного журнала A Suivre. Позже эта история вышла в отдельном альбоме и стала первой частью цикла под названием Les Cités obscures (The Obscure Cities). В этом проекте Петерс нашел применение своим философским идеям, а Скойтен — возможность объединить страсть к комиксам со своими познаниями в архитектуре.

Проект The Obscure Cities вырос в большую, самодостаточную вселенную. К ней принадлежит, в том числе, и The Leaning Girl. События цикла происходят на некой альтернативной Земле, которая похожа на наш мир образца XIX века, но сдобренный элементами из стимпанка и классической фантастики. В этом мире архитектура является движущей силой общества, а население сосредоточено в больших городах. Каждый из них обладает уникальным архитектурным стилем, собственной культурой и традициями. Грубо говоря, в каждом поселении живет как бы отдельная нация, но жители разных городов могут свободно перемещаться между ними. Большая часть альбомов цикла посвящена одному городу или зданию. Архитектура является здесь отправной точкой для историй. Например, в La Fièvre d’Urbicande главной темой выступает монументализм середины ХХ века, в Brüsel — классическая архитектура родного для Скойтена Брюсселя, в La Tour — идея библейской Вавилонской башни. В этих декорациях авторы рассказывают свои сюжеты, неразрывно связанные с местом проживания персонажей.

the_leaning_girl_4
the_leaning_girl_5
the_leaning_girl_6

Страницы из разных книг цикла Les Cités obscures

Сейчас серия насчитывает шестнадцать альбомов. Десять из них являются ключевыми историями, а еще шесть — это спин-оффы, расширяющие вселенную разнообразными материалами. При этом к The Obscure Cities относится еще и множество других книг (в том числе от тех же авторов), короткометражки, радиоспектакли, фотоальбомы и т.п. Вселенная Скойтена и Петерса выбралась далеко за пределы комиксов и стала мультимедийной. Большинство этих материалов на английском языке недоступны.

Из шестнадцати альбомов The Obscure Cities на английском издано шесть. Изначально выпуском цикла в США занималось издательство NBM Publishing, известное своими переводами европейских комиксов. Тогда серия выходила под названием Cities of the Fantastic, которое считает некорректным даже сам Бенуа Петерс. NBM издали пять книг, последняя из которых вышла в 2004-м, и на том дело заглохло.

the_leaning_girl_7
Стивен Смит

The Obscure Cities вернулись в Америку только в прошлом году уже под правильным тайтлом и с новым издательством. Спасибо за это нужно сказать Стивену Смиту. О нем очень мало информации в Сети. Я знаю, что он вместе с художником Дэйвом Дорманом является основателем Atomic Vision Entertainment и хорошо знаком с издательским бизнесом. Специально для выпуска Les Cités obscures на английском Смит создал издательство Alaxis Press. Большой фанат комиксов Скойтена и Петерса еще с тех времен, когда их работы публиковались в Heavy Metal, Смит всегда мечтал издавать Les Cités obscures на английском. После того, как NBM прекратило выпускать серию, мечта оказалась в пределах досягаемости.

Заручившись полной поддержкой авторов (Скойтен даже нарисовал логотип Alaxis Press, а Петерс написал вступление к The Leaning Girl), Смит решил начать издавать книги серии с тех, которые NBM еще не выпускало, а потом вернуться и перевыпустить уже переведенные. Начать решено было с комикса L’enfant Penchee (дословно это все же The Leaning Child, но изменение было согласовано с авторами), который в оригинале вышел в 1996-м году. Смит пошел на Kickstarter. Требуемую сумму со страшным скрипом, но набрали. Книга поступила в продажу в марте 2014-го.

The Leaning Girl, как и все главные альбомы The Obscure Cities, — это отдельная, законченная история, которую можно смело читать, не имея никакого представления о других книгах серии. Комикс повествует о девушке Мэри, дочери крупного промышленника, у которой после странного происшествия в парке аттракционов появляется удивительный «дефект»: она начинает постоянно наклоняться к поверхности, всегда под одинаковым углом в 30 градусов. Врачи затрудняются назвать причину столь странного «заболевания» девочки, а у окружающих эта особенность вызывает резкое неприятие и раздражение. Мэри придется проделать долгий путь к пониманию и принятию себя, пока она будет пытаться избавиться от своей необычной проблемы.

the_leaning_girl_8 Комикс начинается с цветных снов, в которых авторы завуалированно представляют экспозицию

Если знать, кто такой Петерс (философ, критик, весь такой интеллектуал), то можно весьма удивиться, что комикс написан очень простым и легким языком. Сценарист здесь даже не пытается делать сложное лицо, не бросает в лицо читателю незнакомые термины и не нагружает ворлдбилдингом, хотя за спиной у него стоит целая вселенная. Вы получаете ровно столько информации, сколько необходимо для восприятия конкретного сюжета. Поэтому, например, концепция важности архитектуры для общества этого мира в сценарии The Leaning Girl вообще нигде не проявляется по причине того, что здесь эта концепция просто не нужна. История Мэри — одна из самых личных в цикле и чуть ли не единственная, где сеттинг имеет второстепенное значение.

Подача облегчена еще и тем, что комикс постоянно переключается между тремя сюжетными линиями: история Мэри, астронома Ваппендорфа и художника Десомбреса. Петерс на протяжении всего комикса тасует эпизоды, и заскучать здесь совершенно некогда. Иногда даже расстраивает, что сценарий так быстро летит вперед. Здешние персонажи живут в удивительном мире, о котором в комиксе рассказано предельно мало. The Leaning Girl отрицает концепцию большинства томов The Obscure Cities и не привязана к одному месту действия. Мэри по ходу сюжета оказывается в разных городах. Каждый из них появляется лишь на несколько страниц и успевает заинтриговать, но все подробности о них стоит искать в других альбомах.

Вообще, этот комикс не похож не только на другие книги цикла, но и на традиционные европейские работы, для которых часто бывает характерна перегруженность страниц — побочный эффект от их небольшого количества. The Leaning Girl – это BD, которое (уж простите за каламбур) распрямилось во весь рост и вздохнуло полной грудью. В альбоме более 170 страниц, приличную часть из них занимают fullpage-арты, а количество кадров на остальных не превышает трех-шести. При этом пузыри не ломятся от текста, и Петерс не старается объять необъятное за один сюжет.

the_leaning_girl_9
Дизайн северного города Содровни основан на архитектуре Восточной Европы и России

Да, при поверхностном знакомстве местный сценарий можно даже покритиковать. В центре главной сюжетной линии лежит история изгоя — далеко не самая оригинальная затея. Все персонажи второго плана кажутся простыми как палка, будь то ворчливая мать Мэри, ее апатичный брат или эксцентричный астроном Ваппендорф. Но при всей своей показной незамысловатости, The Leaning Girl не так проста, как хочет казаться. Каждый сон героини в начале комикса имеет прямую связь с сюжетом. Намеки на сексуальный подтекст, раскиданные по всему комиксу, находятся там не просто так. Петерс, на самом деле, хитрит с самого начала, но догадываешься об этом уже ближе к финалу. Я уверен, что многих разочарует последняя четверть книги, которая может не соответствовать ожиданиям читателей. В первую очередь тех, кто вовремя не поймет, что этот комикс не о приключениях. В зависимости от точки зрения, одни могут упрекнуть Петерса в сомнительной философии и заигрываниях с метафизикой, тогда как другие — в излишне простых метафорах. Однако, лично я нахожу кульминацию вполне грамотной. Она достаточно однозначна, чтобы понять, что произошло, и достаточно размыта в деталях, чтобы можно было подумать над тем, как это произошло и почему.

Ну а теперь о самом вкусном. При всех достоинствах сценариев Петерса, все книги цикла Les Cités obscures известны в первую очередь своей безупречной визуальной частью. Почти каждый альбом имеет в рисунке какие-нибудь уникальные особенности, вроде частичного раскрашивания. The Leaning Girl не исключение. Комикс практически целиком черно-белый, однако вступление, где Мэри рассказывает о своих снах, полностью раскрашено. Смысл этого жеста, я думаю, нет необходимости объяснять. Кроме того, одна из трех ключевых сюжетных линий, история художника, представлена в формате фото-новеллы, то есть вместо иллюстраций на месте кадров используются постановочные фотографии. Так тонко здесь обыгрывают то, что действие этой линии происходит в нашем, реальном мире, а вся нарисованная часть — в мире The Obscure Cities.

the_leaning_girl_10

Действие истории художника происходит на рубеже XIX и XX веков, и это, конечно же, неспроста

Но даже если отбросить все ухищрения с формой, The Leaning Girl останется виртуозно нарисованным комиксом, каждую страницу которого хочется рассматривать до мельчайших деталей. Говорить про рисунок Скойтена непросто. С одной стороны хочется избежать пафоса и восклицаний, а с другой — тут мало обычной похвалы. Дело совсем не в детализации. Сама техника гравюрной штриховки и изысканные дизайны окружения, отсылающие к граверам уровня Пиранези, заставляют полюбить работу Скойтена бесповоротно. Это свежо для комиксов, очень красиво и эстетично (кажется, я пишу это слово в каждом тексте, но здесь без него снова не обойтись!). О том, как Скойтен работает именно с наследием Пиранези, написано достаточно статей. Например, можете поискать отличное эссе архитектора Луиса Мигеля Люс Араны Piranesi/Schuiten: Architecture, comics and classicism. Там тема раскрыта с точки зрения профессионала. Здесь же я не буду останавливаться на теории дизайна, к тому же, в случае The Leaning Girl, достаточно озвучить самые базовые вещи. То бишь потрясающее умение Скойтена создавать на страницах винтажную атмосферу, беря понемногу у классиков от Эшера до МакКея, и способность бельгийца проектировать миры, которые влюбляют в себя с первого взгляда на них.

the_leaning_girl_11
the_leaning_girl_12
the_leaning_girl_13

Каждый из эпизодов комикса открывается артом, занимающим всю страницу целиком

В этом году The Leaning Girl была представлена на «Айснере» в двух номинациях: Best Penciller/Inker и Best U.S. Edition of International Material. Франсуа попал в номинацию с серьезной конкуренцией из талантливых и популярных в США художников и, разумеется, не выиграл. Может это, в каком-то смысле, и правильно. Скойтен, все-таки, уже давно играет в несколько другой лиге, и премии будут гораздо полезнее молодым авторам. Вторая награда тоже прошла мимо The Leaning Girl, хотя книга была ее вполне достойна.

Выпуск английского издания был связан с определенными трудностями, которые издатель Стивен Смит устроил себе сам. Как часто бывает на «Кикстартере», собрать деньги оказалось проще, чем выпустить книгу. Комиксы от NBM мало того, что выходили под некорректным названием, так еще и по качеству были, как сказал сам Бенуа Петерс, «not perfect». Смит же решил не идти на компромиссы и сделать издание, полностью идентичное оригинальному как по формату, так и по качеству печати и бумаги. Оригиналы Les Cités obscures выпускало бельгийское издательство Casterman, причем печатались книги в Италии. Смит не стал изобретать велосипед и принял решение напечатать тираж The Leaning Girl в той же самой итальянской типографии. Это вылилось в огромные задержки и проблемы сначала с печатью тиража, а потом и при его перевозке через Атлантику. В результате выход книги задержался более чем на полгода. Но перфекционизм Смита оказался оправдан.

the_leaning_girl_14

Главным источником вдохновения для The Leaning Girl послужил роман Жюля Верна о путешествии на Луну

The Leaning Girl существует в двух вариантах: стандартное ($30) и лимитированное ($100) издание. Я, как скромный крестьянин, купил стандартное. С него и начнем.

Итак, это софткавер (состоятельные парни покидают нас на этом моменте) на 176 страниц. Формат очень крупный: книга значительно выше обычных делюксов, чуть ниже абсолютов и очень-очень широкая. Интересная особенность, нехарактерная для английских комиксов, — у издания обложка с клапанами. На одном из них написаны краткие биографии Скойтена и Петерса, а на другом — цитата из The Leaning Girl, анонс следующих книг серии и адреса официальных сайтов. Если раскрыть обложку целиком, то можно увидеть, что на ней расположен один большой арт, который продолжается и на клапанах. Сама обложка сделана из толстого картона. Книга состоит из двух вступлений, самого комикса и пяти страниц со скетчами в конце. Бумага очень плотная (поэтому издание необычно «пухлое» для своего количества страниц) и удивительно приятная на ощупь. Она ощутимо жесткая и определенно матовая, но привести никаких точных аналогий из своего опыта не могу. Говорят, что все это похоже на издание The Photographer от First Second. Как бы то ни было, черно-белый арт на такой бумаге выглядит восхитительно. Книга прошита и склеена — разумеется, ничего никуда не выпадает, читать очень удобно. В целом, пусть слово paperback не вводит вас в заблуждение. Это весьма солидное, большое и качественное издание.

Чем отличается лимитированное издание? Во-первых, оно в хардкавере с суперобложкой (и сама книга и обложка украшены уникальными артами). Во-вторых, издание подписано Петерсом и Скойтеном. В-третьих, там присутствуют дополнительные восемь страниц скетчей. Формат и бумага аналогичны стандартному изданию. Все это счастье выпущено ограниченным тиражом в 500 копий, стоит 100 долларов, покупается напрямую у Alaxis Press, причем скидок никаких нет, а доставка стоит 30 долларов. Готовы к такой трате? Если да, то экземпляры на официальном сайте еще остались.

Но даже если не готовы, то ничего страшного. Обычное издание тоже способно доставить массу удовольствия. Приобрести книгу можно, например, на Amazon или TFAW. А вот что делать точно не надо, так это читать The Leaning Girl в цифре. У комикса нестандартные пропорции, поэтому на планшетах рисунок выглядит совсем мелким и неприглядным, что для арта Скойтена — настоящая катастрофа. Так что только бумажная версия. Вы не только сделаете хорошо себе и купите прекрасное издание отличного комикса, но и поддержите дело Alaxis Press. Издательству важна чуть ли не каждая проданная копия.

the_leaning_girl_20
the_leaning_girl_21
the_leaning_girl_22

Обложки будущих книг Alaxis Press и английского издания 12 La Douce

Подводя итог всему вышесказанному, хочется пожелать Стиву Смиту удачи в издании будущих томов серии. The Obscure Cities — это удивительный цикл комиксов, и нам очень повезло, что он снова стал доступен за пределами Европы. Следующий ближайший релиз назначен на осень — это английское издание 12 La Douce. Саму книгу издает Casterman, но перевел ее Смит. Это история машиниста Леона, страстно влюбленного в свой паровой локомотив, способный развивать огромную скорость. Увы, страна Леона медленно погружается под воду, и железные дороги все чаще оказываются затопленными. Общество меняет наземный транспорт на воздушный, но для Леона расстаться с любимым локомотивом — немыслимо, и он готов бороться до конца. Мы обязательно вернемся к этой истории уже после выхода книги. Stay tuned.

  • Полгода по меркам кикстартера (да и краудфандинга в целом) — это вообще, считай, ни о чём. В настольной отрасли (тоже связанной с типографиями и нетривиальной логистикой) стандартная задержка — год, а то и дольше. У компьютерных игр, где, казалось бы, вообще нет физического объекта, всё иной раз ещё хуже, вплоть до судебных исков после 2,5 лет ожидания. Вовремя высылают свой продукт только те, кто использует каудфандинг в качестве маркетинговой площадки (а у самих уже всё готово и лежит на складах).