В этот день, 98 лет назад, родился великий и неповторимый Джек Кирби — человек, раз и навсегда изменивший комикс-индустрию. В честь столь знаменательной даты мы вспомнили, чем нам так дороги его работы, и проиллюстрировали материал лучшими образцами творчества мастера.

 


DRIOF-Sa9zk

Александр Удовиченко, автор Comicstrade и ведущий блога Near the Window

У Уоррена Эллиса в Planetary однажды упоминался один персонаж — человек, которому ученые попытались имплантировать в мозг вселенную. Результат вышел плачевным, а герой комикса мигом сошел с ума.

Фанатам комиксов повезло чуть больше. В любимом нами медиуме работал с 1936 по 1994 год Джек Кирби, человек, сумевший обуздать вселенную в своем разуме. Он начал рисовать очень рано, украшая своими работами стены маленькой нью-йоркской квартиры. В 19 лет устроился работать в газету: создавать маленькие стрипы. Спустя всего пять лет Кирби уже в соавторстве с Джо Саймоном создает Captain America. Его продуктивной карьере не помешала даже служба в армии, а ведь Джек воевал на полях Второй Мировой, между прочим. Настоящим прорывом для художника стала работа в Marvel, где он в паре со Стэном Ли за короткий промежуток в начале 60-х годов создал всю Марвел-вселенную. Он был соавтором большинства иконических персонажей, ориджинов (соблюдающихся до сих пор), злодеев, целых галактик.

В то время он работал дома, сидя в маленькой студии-подвале по 14-16 часов в день. Склонившись над доской для рисования, он по одному штриху за раз создавал целые миры, современные мифы, комплексные сказки невиданной красоты. Его воображение и было той самой вселенной. Она не имела границ, будучи ярким морем образов и концепций, а Джек принимал ее дары с радостью. Фантазия Кирби порождала миры техно-викингов и северных богов; суперсолдат, являющихся эталоном физической силы; пришельцев с иных звезд, добрых или же злых; монстров и разнообразных тварей; ученых, борющихся с космическим злом исполинских масштабов; рыцарей и странников.

Вклад Кирби в становление комиксов несоизмерим. Он один из немногих авторов, о которых можно сказать «не работай он в медиуме, современный ландшафт индустрии выглядел бы сейчас совершенно по-иному».

Для меня лично Кирби был поводом найти, прочесть и полюбить старые комиксы. Проникнуться их атмосферой, увидеть их изобретательный экшен, прикоснуться к чуду.



bigquestion_schevchenko

Василий Шевченко, совладелец магазина комиксов «Чук и Гик» 

Для меня Кирби — не только, да и наверное не столько художник, сколько автор. Когда читаешь его комиксы, возникает ощущение, что ты случайно стал свидетелем какого-то маленького проявления гигантского безумного мира. Очень немногие авторы на такое способны — и вне зависимости от медиума это великие повествователи. Они могут быть очень разные, их вклад в «мировую культуру» тоже может быть неизмерим, но в этом списке будет например Лавкрафт и Толкин, Хидео Кодзима и Гильермо дель Торо, и так далее. У всех у них понимание того, ЧТО рассказать, находится в полной гармонии с тем, КАК рассказать. Кирби — фактически первый, кому удалось подобное в супергеройском комиксе. Да что уж там, в комиксах в целом. Его «Фантастическая Четверка» очень отличается от остальных ранних марвеловских комиксов (не говоря уже о поздних), а Новые Боги — и едва ли не самое амбициозное, что предпринималось в рамках медиума. Потому и сейчас, когда 90% старых комиксов смешно открывать, комиксы Кирби не просто можно, а даже нужно перечитывать.



aleksei_volkov

Алексей Волков, основатель сообщества Old Komix

В детстве-отрочестве Кирби для меня был художником, которого я любил «заочно», т.е. я врубался в его стиль (благо был мультсериал «Серебряный серфер» и игра Freedom Force), но то, что все эти физиономии, квадратные пальцы, шумерские какие-то костюмы, линии с утолщениями и нагромождения кирби-дотс — фишка именно Короля, я не знал. Позже я неимоверно полюбил его дуэт с Саймоном (в котором Саймон всё-таки преобладал), а Кирби шестидесятых-семидесятых казался мне такой ступенькой перед Джоном Бушемой и Джоном Бирном. Скорее всего, это произошло потому, что я читал запоем и не особенно беспокоился созданием в голове картины собственно процесса, откуда что пошло. А потом меня дернуло перечитывать «Четверку», и понеслось. Думаю, если бы я начал видеть вдруг какой-то новый цвет, я был бы не так шокирован. Вообще, складывается такое ощущение, что очень хороший художник Золотого Века Джек Кирби начал натурально сходить с ума, как Луис Уэйн, и в Серебряном Веке транслировать какое-то священное сумасшествие. И при всей экзотичности и явной бесполезности дизайнов всяких устройств и чудовищ, которых он так полюбил рисовать еще в пятидесятые, они работают на сто процентов эффектно. Позже, конечно, Кирби окончательно ударился в самокопирование (куча героев с внешностью Тора, кругом Дарксайды, многие его поздние работы это скорее крутые артбуки, нежели комиксы), но его стиль не перестал работать. Это монументальность без потери экшена, это вкус иных миров.



andrew-stroke-photo

Андрей Строук, ведущий паблика COGCOMICS

Для меня творчество и карьера Джека Кирби являются равноценно важными элементами индустрии комиксов. Кирби был фантазером-первооткрывателем: он всегда создавал предельно странных персонажей, будь то Новые Боги или Дьявольский Динозавр, и сюжетная составляющая его комиксов часто меркла под гнетом потрясающих концептов и изобретательных композиций Короля. Впрочем, истории для Кирби никогда не уходили на задний план, и тот факт, что Джек из двух страниц сценария Стэна Ли был способен создать полноценный комикс и даже персонажей, которые Стэну и не снились, говорит о том, каким великим рассказчиком был Кирби. Помимо очевидных примеров подражателей стиля Короля Тома Сиоли и Дэна Макдейда, я думаю, большинство западных художников (осознанно или нет) черпало, черпает и будет черпать вдохновение из его работ. Ведь он просто делал комиксы — быстро, качественно, и в огромном количестве! Его, несомненно, волновала эксплуатация его таланта, но важно лишь то, что это не останавливало Короля от рисования.

И я считаю, Королем его называют неспроста — творчество Джека Кирби основывается на страстной и безграничной любви к комиксам!



artem_trakhanov

Артем Траханов, художник

Для меня, как для художника, творчество Кирби – это лавкрафтианский детектив внутри нашей любимой индустрии. Вот как разворачивается его сюжет: сперва ты узнаешь о самом Кирби, постепенно понимаешь его уникальную эстетику, влюбляешься в неё… Потом углубляешься в его работы, начинаешь видеть эволюцию развития его стиля и понимать механизмы его действия.

Попутно ты, разумеется, начинаешь видеть отпечатки стиля в Кирби во многих авторах, работавших вместе с ним, и в большинстве авторов, работающих после него. Поставьте рядом картинку классического Кирби и современного Миньолы – и вы можете не увидеть большого сходства, но поглядите на Миньолу 80х – 90х… Десятки аколитов Кирби шагают по миру и делают современные комиксы такими, какими завещал их всеотец.

Вот и выходит, что Кирби – это прото-художник, пустивший корни во всю индустрию современных комиков. Или, если угодно, переверните диаграмму, и окажется, что корни всех современных художников уходят вниз — к одному гигантскому, хтоническому ядру Короля, засевшего в глубинах Земли.

…и вот, в самом-самом конце, ты понимаешь, что никогда не сможешь рисовать космос, не думая о Кирби.



vladimir_morozov_02

Владимир Морозов, арт-директор издательства Zangavar

Кирби персонально для меня — это über-трэш журналы начала 50х (Strange Tales, Tales of Suspense) и, конечно, Серебряный Сёрфер — крутейший, единственный и главный. Кирби прекрасно удавались злодеи, что Доктор Дум, что Магнето — просто отличные ребята, настоящие dark-folks. Да и Демон (кстати, подрезанный из «Принца Вэлианта» Хэла Фостера, если кто не знает) был очень хорош. Но если начистоту, то мне сложно разделить этих гениальных сиамских близнецов — Кирби и Ли. Так что, до дна за обоих!