Специально для нас Максим Чумин поговорил с американским художником Паоло Риверой, известным своими работами для издательства Marvel (Mythos, The Amazing Spider-Man, Daredevil) и разделившим в 2012 году с Марком Уэйдом премию Айснера за лучший уан-шот.

 

Для меня все началось со знакомства с Джимом Крюгером (Earth X) на конвенте в Орландо — я тогда был совсем юным школьником. Мы с ним подружились, а спустя пару лет, когда я поступил в колледж, он заказал мне несколько рисунков для его собственных серий. Эта случайная работа оказалась моим пропуском в Marvel: они меня взяли, как только Джим показал мои труды. И так получилось, что на протяжении всей жизни я даже и не думал о чем-то другом! Я вообще не представляю, смогу ли я заниматься чем-либо за пределами комиксов.

interview_paolo_rivera_07

Мой любимый русский художник — Репин; я даже взял за основу один из его рисунков для Mythos: Captain America. А так у меня довольно узкие вкусы: я безмерно люблю и уважаю мастерство, но при этом мне важно, чтобы художники умели все упрощать.

Я обожаю рисовать комиксы в любом виде, но, признаю, мне сложно соблюдать сроки, когда дело касается онгоингов. Максимум, на что я способен — это четыре выпуска подряд, после которых остаюсь попросту истощенным. Мне обязательно делать паузы и переключать свое внимание на что-то другое — иначе у меня не получается. Но при этом я, как и любой художник, получаю в разы больше удовольствия от создания полноценных историй — главное иногда от них отдыхать.

interview_paolo_rivera_04

Выбор работы чаще всего сводится к знакомым — знакомства сыграли решающую роль в моем участии в The Valiant. За всю свою жизнь я прочел сотни комиксов, но никогда и не слышал об издательстве Valiant. Но, как оказалось, я знал их главного редактора (он был моим редактором в Marvel) и слышал исключительно хорошие вещи о Мэтте Киндте и Джеффе Лемире. Кроме того, они предложили мне отличный гонорар, чего не скажешь об остальных молодых издателях. The Valiant была создана будто бы для меня: мини-серия из четырех номеров, а законченные истории я люблю в разы больше онгоингов.

interview_paolo_rivera_03

Мой блог — лучший способ понять, как я рисую. Я должен превращать сценарии в картинки — эта задача лежит исключительно на моих плечах. Сам процесс состоит из набросков, референсов, покраски… Ничего интересного, но иногда мне приходится снимать фото — они мне помогают понять логику анатомии и жестов. Я использую фотоматериалы исключительно в познавательных целях, никакого трейсинга: если рисунок оказался излишне реалистичным, то путь ему в помойку.

interview_paolo_rivera_05Работа над «Сорвиголовой» — прекрасная пора; мне кажется, это был настоящий успех! Марк (Уэйд — прим.) был полностью уверен в собственном видении персонажей и мира комикса, но при этом у меня была настоящая свобода: я мог с ним обсуждать любые идеи, которые только придут в голову!

У меня была одна трудность: в 2011 году мне было так же сложно соблюдать сроки, особенно с ежемесячной серией. Во-первых, мне невероятно повезло с командой редакторов: благодаря их терпению серия получилась такой, как я хотел. Во-вторых, на помощь с рисунком ко мне пришел отец — это меня буквально спасло.

За последние 20 лет комиксам удалось разрастись до небывалых масштабов и превратиться в общепризнанный вид искусства. Конечно, им еще есть куда расти, но авторов уже ничего не сдерживает — это один из важнейших этапов развития. Когда я учился, я и подумать не мог, что через 15 лет комиксы будут изучать повсеместно, а не в паре заведений на всю страну. Прекрасно быть автором рисованных историй в наши дни — и то ли еще будет!