На этой неделе официально завершилась культовая серия комиксов Fables, которая выходила под крылом Vertigo (полуживого нынче подразделения DC Comics) на протяжении 13 лет. Ее автор, Билл Уиллингем, написал более 150 выпусков основной серии и бессчетное количество разнообразных сюжетных ответвлений. Завершение онгоинга — отличный повод ознакомиться с комиксом, если вы этого еще не сделали. Главный эксперт по Fables в России Иван Чернявский написал подробный гид по вселенной, придуманной Уиллингемом, а простые фанаты рассказали, за что полюбили это произведение.

1. Комикс / 2. Спин-оффы / 3. Кроссовер / 4. Для фанатов / 5. Книга / 6. Игра / 7. Мерчендайз / 8. Экранизация

КОМИКС

Fables #1-150 (2002-2015)

Fables — последняя крупная сага издательства Vertigo, комикс о жизни героев сказок (преимущественно европейских), сбежавших в реальный мир и построивших в Нью-Йорке свой небольшой квартал под названием Фейблтаун. Сценарист, идеолог и создатель серии — Билл Уиллингем. Первый сюжет для него рисовал Лэн Медина, но основным художником потом стал Марк Бакингем (в некоторых выпусках есть дополнительные короткие сюжеты, нарисованные другими авторами).

В основной серии вышло 150 выпусков, но при этом выпуск №150, мягко говоря, увеличенного формата — он одновременно является двадцать вторым сборником в мягкой обложке. Итого получается: 149 выпусков, 22 TPB (матовая бумага, характерная для Vertigo) и 11 «делюксов». С делюксами все не очень просто, т.к. они пока охватывают 85 выпусков серии и выходят два раза в год, так что ждать полной коллекции придется долго. Это может быть важным моментом для тех, кого соблазнят увеличенный формат, глянцевая бумага и суперобложка. Если же решите коллекционировать трейды, имейте в виду, что первый был переиздан в новом оформлении в 2012 году с обложкой от Бакингема, но продолжения этой серии переизданий почему-то не последовало.

guide_fables_hc_1
guide_fables_hc_2
guide_fables_hc_3
guide_fables_hc_4

Перечислять сюжеты/трейды Fables отдельно не будем: комикс очень «сериальный», то есть его нет смысла читать не с начала. Вкратце можно сказать лишь, что за 150 выпусков меняется практически все: главными героями последних выпусков становятся дети главных героев первых, второстепенные персонажи становятся ключевыми, ключевые уходят навсегда, статус-кво меняется и так далее. Условно сагу Fables проще разделить на несколько смысловых частей.

Первая посвящена жизни сказочных персонажей в современном Нью-Йорке после поражения в войне с таинственным злодеем (его личность — один из главных сюжетных поворотов комикса, не проспойлите себе случайно до начала чтения). Нас знакомят с героями и закладывают фундамент для дальнейших историй. Вторая часть — подготовка к новой войне со зловещей Империей и непосредственно война. Третья часть посвящена новому антагонисту, чье появление стало прямым следствием этой войны. Этот антагонист плавно сменяется еще одним, масштабом поменьше, которому, тем не менее, удается расколоть жителей Фейблтауна на два враждующих лагеря — назревающему конфликту лагерей и посвящена финальная, четвертая часть саги, в ходе которой Уиллингем откровенно подводит итоги (и порой весьма жестоко).

guide_fables_comics2

Несмотря на немного детскую идею серии, Fables всегда предназначался для взрослой аудитории. В районе третьей смысловой части персонажи уже обладают таким багажом, что немного отделяются от своего «сказочного» прошлого в наших глазах, и Fables превращается в мощный фэнтези-эпик, не опирающийся на конкретное литературное наследие. Вы даже можете не знать, откуда взялись те или иные герои, важнее будут их заслуги на страницах комикса.


 

valerya_davydova

Валерия Давыдова, журналист сайта «Теории и практики»

Первый номер Fables я читала на гудящем стареньком ноутбуке почти четыре года назад. Я только что закончила Y: The Last Man, и у меня еле-еле отобрали лезвия, которыми я чуть не вскрылась под синдромом Стендаля. И вот я начинаю читать историю о том, что Белоснежка — это мэр-разведенка, Серый Волк больше похож на бомжеватого алкаша, а не на сказочного персонажа, а звери почему-то много и красочно матерятся. Билл Уиллингем казался мне тогда кем-то вроде летописца, которого сказочные персонажи выбрали среди смертных для того, чтобы записать свои тайны.

Каждую обложку я рассматривала так, как маленькие девочки рассматривают мамины украшения. Только потом я узнала, что 81-ую обложку нарисовал Джеймс Джин, которого даже в приличном обществе я путала с Джеймсом Дином. Обложка №59 подействовала на меня как шедевр живописи, я до сих пор лелею надежду распечатать ее и несколько других любимых обложек — номеров 50, 91, 108, 78 — и повесить как картины.


СПИН-ОФФЫ

guide_fables_spinoffs_lastcastle1Fables: The Last Castle (2004)

Выпуск увеличенного формата, который обязательно входит и в ТПБ, и в делюксы, и большинством читателей будет восприниматься как очередной номерной выпуск серии; пересказывает историю последней битвы с Империей перед изгнанием главных героев. Идет после 18 выпуска Fables.

guide_fables_spinoffs_1001nights1001 Nights of Snowfall (2006)

Обязательная для прочтения антология коротких историй из прошлого жителей Фейблтауна. По сути это приквел к основной серии, но читать его стоит не в первую очередь, а где-то в районе восьмого тома. Выпущен в мягкой и твердой обложке.

guide_fables_spinoffs_jackoffables2Jack of Fables №1-50 (2006-2011)

В 35 номере Джек (читай, аналог вездесущего Ивана из русских сказок) объявляет читателю, что больше никогда не вернется на страницы Fables, и, в общем, держит обещание, удалившись в свою собственную серию. Jack of Fables сочинялась при прямом участии Уиллингема, но куда более отвязна, чем Fables, поэтому, конечно, может быть не близка фанатам первоисточника. Это в большей степени комедия, местами постмодернистская и абсурдистская. Единственное пересечение с основной серией — The Great Fables Crossover, отчасти пародийный, отчасти серьезный кроссовер. В принципе, его можно понять и не читая «Джека», так что следить за спин-оффом, чтобы понять сюжет Fables, необязательно. Но поскольку комикс довольно лихой и забавный, отказываться от него не стоит. Серия собрана в 9 ТПБ (сборник с кроссовером является 13-м ТПБ Fables).

guide_fables_spinoffs_theliterals1The Literals 1-3 (2009)

Выделим в отдельный пункт для порядка, хотя эта мини-серия существовала только для придания весомости The Great Fables Crossover и полностью переиздана в соответствующем сборнике. Так что, если вы будете постигать серию сборниками, вы эти выпуски не пропустите. Читать их отдельно нет никакого смысла, и читать Fables без них просто не получится.

guide_fables_spinoffs_cinderellaCinderella: From Fabletown with Love 1-6 (2010)
Cinderella: Fables Are Forever 1-6 (2011)

По задумке Уиллингема, Золушка после изгнания стала секретным агентом; в основной серии ей уделялось не очень много внимания, и основные приключения разворачиваются на страницах двух мини-серий Криса Робертсона и Шона МакМануса. Несмотря на то, что Золушка по ходу сюжета путешествует в сказочные миры, которые Билл обделил вниманием, и то, что во второй серии фигурирует Ivan Durak, этот спин-офф можно абсолютно смело пропустить. Если не захотите пропускать, обе части переизданы в трейдах.

guide_fables_spinoffs_fairestFairest 1-33 (2012-2015)
Fairest in All the Land (2013)

Наиболее спорный спин-офф Fables. По задумке, каждый сюжет должен был быть посвящен кому-то из героинь основной серии и более полно раскрывать ее суть и приключения. Первый сюжет про Снежную Королеву был довольно вялым, но уже потом, в седьмом выпуске про Красавицу и Чудовище, начиналась подлинная феерия. Находясь за пределами Fables, авторы (среди которых и сам Билл) позволяли себе чрезвычайно многое: в отдельной книжке Fairest in All the Land, идущей между 20 и 21 выпуском спин-оффа вообще происходит такое, что сам Джордж Мартин бы позавидовал. Но читатели, которых отпугнуло начало серии, об этом не узнали, а зря: хотя Fairest наименее самостоятельный спин-офф Fables, это наиболее удачный подарок для самых преданных и внимательных фанатов. Пять TPB и одна книга в твердой обложке (All the Land).

Fables: Werewolves of the Heartland (2012)

Бигби Вульф, то есть, Серый Волк, благодаря видеоигре (см. ниже) воспринимается публикой как главный герой Fables, хотя это не так: в финальной части саги он вообще довольно надолго исчезает. Уиллингем явно не хотел, чтобы Бигби тянул одеяло на себя и становился похожим на местного Росомаху, поэтому не стал жертвовать хронометражем основной серии и выделил Волку отдельную книгу на сольный выход. После событий сюжета The Dark Ages Бигби отправляется искать новое место для Фейблтауна, захваченного злодеем, и натыкается в американской глубинке на городок, захваченный оборотнями. На сюжет основной серии комикс не влияет никак, но прочитать его определенно стоит. Он издан в твердой обложке, а также входит в делюкс с The Great Fables Crossover.

guide_fables_spinoffs_werevolfesof


kirill_savinov

Кирилл Савинов, редактор w-o-s.ru

Идея Fables — герои сказок оказываются в нашем обычном мире — не то чтобы оригинальна, но в комиксе идеально сочетается сказочная и политическая составляющая. В лучшие моменты это политический триллер про принцев и принцесс, чудовищ и волшебных зверей. Оживление Пиноккио используется как технология для создания армии деревянных солдат, а сказочные животные устраивают революцию в стиле Оруэлла. Пришедшую из сказочного мира в общину сказок в Нью-Йорке Красную шапочку проверяют (не шпионка ли?) почище, чем в сериале «Родина». Прекрасный Принц становится популистским мэром. К сожалению, все эта политика начинает к номеру 80-му утомлять. Особенно когда какие-то сказочные штуки используют как оружие массового поражения — вроде тактического применения Спящей Красавицы, для обезвреживания целого полчища врагов или использования волшебных бобов для стратегического десанта в волшебное королевство. Так что лучшая история второй половины серии — это короткое приключение детей Бигби Вульфа в королевстве потерянных игрушек Cubs in Toyland (#114-121), грустная и пугающая история; сама по себе отличная сказка, а не просто препарирование жанра.


КРОССОВЕР

guide_fables_spinoffs_theunwrittenThe Unwritten Fables (2013)

В 2009 году в линейке комиксов Vertigo появился побратим Fables — еще одна серия на тему вымысла и реальности, The Unwritten Майка Кэри. В некотором роде это Fables наоборот, поскольку здесь больше фокус на авторах, да и проводником читателя является (вроде бы) обычный человек по имени Томми Тейлор. Про Unwritten стоит разговаривать отдельно, тем более что на русском про эту серию почти никто не писал, но здесь стоит упомянуть, что у родственных комиксов случилось пересечение, и все тот же Бигби Вульф попал в мир Томми Тейлора. Это происходит в девятом томе Unwritten и абсолютно никак не сказывается на сюжете Fables. Если без спойлеров, то кроссовер является частью длинного путешествия Бигби по чужим мирам и вселенным, во время которого он отсутствует в основной серии. Так что читать стоит только как часть The Unwritten.

ДЛЯ ФАНАТОВ

Fables: Covers by James Jean (2015)

Одним из важнейших факторов, привлекающих внимание к Fables, изначально были выдающиеся обложки Джеймса Джина, который работал над серией до 81 выпуска, а потом, к огромному сожалению, покинул индустрию комиксов. Обложки Джина для ежемесячных комиксов и сборников издавались отдельной книгой в 2008 году, но именно в 2015-м вышло новое, максимально полное издание (отличающееся от первого на 50 страниц). Стоит, правда, ради справедливости признать, что после ухода Джеймса обложки стали хоть и другими, но не менее эффектными и, пожалуй, заслуживают того, чтобы быть переизданными отдельно.

guide_fables_others_covers2
guide_fables_others_encyclopedia
Fables Encyclopedia (2013)

Составленная фанатом под надзором Уиллингема энциклопедия, призванная напомнить подуставшим за столько лет читателям, кто есть кто. Ключевой особенностью книги является то, что там, хоть кратко, но даны справки не только по комиксной жизни персонажей Fables, но и о том, кем и когда они были придуманы изначально. Так что, уважаемый переводчик/составитель комментариев для российского издания «Сказок/Басен/Легенд/Фейблов», если ты собираешься делать свою работу без этой энциклопедии… Лучше ее не делай вообще.


alexey_serebrennikov

Алексей Серебренников, заместитель главного редактора сайта kinopoisk.ru 

Помимо всего прочего, комикс ценен тем, что открыл миру художника Джеймса Джина. С 2001 года, с самого окончания  School of Visual Arts в Нью-Йорке, Джин работал на DС, рисуя иллюстрации к самым разным проектом издательства. И в какой-то момент подключился к только начавшейся серии Fables. Сегодня он занимается своей странной живописью, выпускает альбомы принтов, разрисованные шёлковые шарфы и собственные ювелирные украшения, проникнутые странными видениями. Но до 2006 года, когда к нему впервые пришёл бренд Prada с предложением расписать линию сумок, Джин был известен в основном как художник, регулярно получавший премию Айснера за новую обложку комикса про сказки.

Джин — перфекционист: его шелковые платки (по 400 долларов, кстати) выполнены девятислойной шелкографией. Девятислойной, Карл! И все слои положены на тончайшую ткань с геометрической точностью. Его путевые зарисовки и обыкновенные каракули в блокнотах можно сразу публиковать в формате А0, не заморачиваясь с цифровой постобработкой — настолько они идеально прорисованы.

Если взглянуть на сегодняшние работы Джина, легко заметить, что Fables то ли не до конца отпустили его, хотя собственно комиксами он перестал заниматься с 2008 года, то ли драматически повлияли (уж за все-то годы работы над серией!). Сновидческие сюжеты, сказочные персонажи, знаковые детали — любая из его нынешних картин прекрасно вписалась бы в каталог.

 


КНИГА

Peter and Max: A Fables Novel (2009)

Роман (не графический, а обычный), посвященный приключениям персонажей английских народных песенок. Как водится у Уиллингема, из персонажей песенок они быстро превращаются в глубоких, значительных героев. Большая часть романа посвящена воспоминаниям персонажей и таким образом является приквелом Fables; та часть, что «в настоящем времени», разворачивается до и после ответной атаки жителей Фейблтауна на Империю. То есть, лучше читать после War and Pieces. В предисловии Уиллингем утверждает, что книгу можно читать и отдельно от Fables, но маловероятно, что кто-то на это согласился. Как и большинство спин-оффов, книга не влияет на сюжет комикса; как и большинство спин-оффов, она нашла небольшое отражение в комиксе (персонажи книги начинают мелькать в Fables ближе к концу). Плюс ее прямо на обложке хвалит Джордж Мартин!

guide_fables_books

ИГРА

The Wolf Among Us (2013-2014)

guide_fables_games01
guide_fables_games02

Вне всякого сомнения, повысившая узнаваемость бренда Fables игра от студии Telltale, известной своими квестами по мотивам «Ходячих мертвецов» и «Игры престолов», является приквелом комикса. Поэтому в нее охотно играли люди, с миром комикса незнакомые, — возможно, у них создалось неверное впечатление об атмосфере Фейблтауна (TWAU более мрачная и менее масштабная, чем Fables), но желание ознакомиться с первоисточником наверняка появилось. Как и в других играх Telltale, игрока ставят перед моральным выбором и показывают его последствия, значение имеют даже выбранные интонации; как и в других играх, концовка неизменна, но добраться до нее можно разными путями (при этом некоторые персонажи комикса эксклюзивны для того или иного варианта прохождения). Telltale критикуют за то, что они делают «интерактивное кино», и игра действительно мало отличается от тех же «Ходячих мертвецов», но фанатам Fables ее надо пройти обязательно. Выбирать не из чего: The Wolf Among Us пока что единственный претендент на звание «экранизации» Fables. По мотивам игры по мотивам комикса вышел одноименный ей комикс, который пока что распространяется в цифре и является расширенным пересказом сюжета. О сиквеле не слышно ничего, но надежда на него (или на отзвук сюжета игры в финальном выпуске) остается: спойлер не спойлер, а последние минуты TWAU оставят больше вопросов, чем ответов.

МЕРЧАНДАЙЗ

Сувенирная продукция по авторским комиксам, подобным Fables, выпускается редко; с другой стороны, много ли комиксов, подобных Fables (в конце концов, в 2013 году у этого комикса была даже своя конвенция, проведенная совместно авторами и фанатами)? Так что по Fables выпускалось несколько продуктов, но, к сожалению, сейчас их достать тяжело: на официальном сайте DC сейчас в наличии не значится ничего. В продаже были футболки с логотипом серии, но не очень интересные, а вот на статуи стоило обратить внимание. Вот эти статуи: Белоснежка и Бигби, Розочка и Шерхан, бюст Белоснежки, бюст Бигби.

guide_fables_spinoffs_merchandise1
guide_fables_spinoffs_merchandise2
guide_fables_spinoffs_merchandise3
guide_fables_spinoffs_merchandise4

Но, пожалуй, главным лотом были книжные подставки. На сайте Vertigo недавно стартовал розыгрыш полной коллекции трейдов (с автографом Уиллингема) вместе с подставками, но это все, что есть — сведений о том, что подставки снова будут производить, к сожалению, пока нет. Подставки сейчас найти чуть проще, чем статуи, но тоже, пожалуй, не стоит откладывать покупку на потом: их партия изначально была ограничена.

guide_fables_spinoffs_merchandise5


dik_ivanov

Дик Иванов, научный сотрудник Курчатовского института

О Fables я узнал из списка «100 рекомендуемых комиксов» на SpiderMedia: это было единственное произведение из первой десятки, которое я не читал. В результате прочтения 80 с лишним выпусков серия прочно заняла первое место в моем личном списке рекомендаций. Почему? Во-первых, потому, что изображение сказочных персонажей в Fables показалось мне не столько переосмыслением, сколько определенным реваншизмом. Герои фольклора у Уиллингема избавились от тех ограничений, которые накладывала адаптация сказок для детской аудитории, и обрели многомерность, моральную двусмысленность и жесткость, свойственную сырому фольклорному материалу. Во-вторых, потому, что автор проделал серьезную исследовательскую работу в области европейского фольклора, которая значительно расширила мою эрудицию. Лис Ренар, кузнец Вейланд, старый король Коул и пр. — было невероятно интересно читать все, что связано с этими персонажами за пределами комикса.  Ну и, в конце концов, Fables — это еще и отличные истории с лихим экшеном, крутейшими детективными интригами, отличными реминесценцияим на популярную культуру и непошлым романтизмом. После раскрытия личности adversary, к примеру, я еще долго не мог прийти в себя, а арка с волками еще месяц вызывала у меня самопроизвольную улыбку при воспоминании.


ЭКРАНИЗАЦИЯ

В 2005 году права на экранизацию комикса о персонажах сказок, замаскированных под обычных людей и живущих в современном мире, купил телеканал NBC. Был написан пробный сценарий, но затем работа прекратилась. В 2011 году на NBC стартовал сериал Grimm, о персонажах сказок, замаскированных под обычных людей и живущих в современном мире. В 2008 году права на Fables перешли к телеканалу ABC, но сериал опять не случился, зато в том же 2011 году стартовал Once Upon a Time, о персонажах сказок, замаскированных под обычных людей и живущих в современном мире. е.

Николай Арсель
Николай Арсель

После того, как были сделаны поспешные очевидные выводы (на основе, например, странных интервью, в которых создатели сериала сначала говорили, что Билл гораздо талантливее их, а потом признавали, что почти не читали комикс), неожиданным защитником сериала выступил сам Уиллингем. Он дал интервью CBR на эту тему, где объявил, что никаких претензий у него нет, что он не видит факта плагиата и что вообще общается с создателями сериала. В конце концов, Уиллингема даже позвали на съемочную площадку, и инцидент можно смело считать исчерпанным. В настоящий момент идет работа над киноверсией Fables; режиссером выбран датчанин Николай Арсель («Королевский роман»), сценарий пишет Джейн Голдман («Звездная пыль», «Люди Икс: Первый класс/Дни минувшего будущего», «Пипец», Kingsman), а продюсируют люди, делавшие «Гарри Поттера». В общем, можно осторожно предположить, что фильм в надежных руках.

  • Peter Fisher

    ..и ни слова о fabletownGroup

    • Jouko Talvinen

      Да, и это прискорбно, ребята просто герои

  • Ibragim Al Sabakhi

    Ток вчера дочитал. Очень оверхайпнутое произведение. Слишком неровное. Периодически хотелось бросить.Персонажи показались плосковатыми. Да это сказки, но хотелось большей неоднозначности. Приятно удивил лишь злодей, выгнавший сказания, да Принц с Бафкином замечательные персы. Остальные не тронули никак. Финал тоже не шедевр. Удивительно, но нуарная атмосфера волка мне понравилась. Тут этого не хватало.