Through The Woods, рецензия

3
2897

Совсем недавно вы могли прочитать на нашем сайте интервью с Эмили Кэрролл, создательницей сборника Through the Woods. Я, как и большинство познакомившихся с этой книгой, буду усиленно болеть за нее на Айснере, скрестив пальцы. А о том, почему я это буду делать, мы поговорим ниже. В тексте отсутствуют какие-либо спойлеры, имеющие отношение к сюжетной составляющей. Читайте без всякой опаски.

За подробностями биографии Эмили вы можете обратиться к тому же самому интервью. Я лишь повторюсь, что для нее все началось со скромных веб-комиксов, на которых она очень быстро отточила свой специфический стиль повествования и рисунка. Затем последовали публикации в нескольких антологиях, самой известной из которых является, пожалуй, The Witching Hour от Vertigo. Поработала Эмили и за пределами комикс-индустрии. Например, она приложила руку к достаточно громко прозвучавшей пару лет назад игре Gone Home, созданной маленькой инди-студией Fullbright Company, в которой на должности 3D-художника работает жена Кэрролл.

Through the Woods стала первой полноценной книгой Эмили. Говоря простым языком, это небольшой сборник, в который вошли пять комиксов в жанре хоррор. Четыре из них являются оригинальными и были написаны специально для книги, а пятым стал переработанный под печатное издание веб-комикс His Face All Red, одна из самых ранних работ Эмили, выложенных в Сети.

through_the_woods_08

Первое, что мгновенно удивляет в Through the Woods, когда вы берете ее в руки, — это безупречный дизайн сборника. Читателя встречает роскошная обложка, по которой уже можно понять, что у автора, как минимум, все хорошо с покраской, да и со вкусом в целом. Первый десяток страниц книги, где расположено посвящение, содержание и издательская информация, украшен минималистичными панорамами леса, пробравшись через которые, вы встречаетесь с весьма необычным решением: вступление книги представлено не в привычном текстовом виде, а само по себе является маленькой нарисованной историей. Заключение, к слову, сделано аналогично, и такое оформление удивительно эффективно работает на восприятие сборника, как целостного произведения.

Уже на вступительных страницах Кэрролл создает в самом буквальном смысле ламповую атмосферу, когда рассказывает, как в детстве читала по ночам книги и насколько это был волнующий процесс. Это не только милая биографическая деталь, но и тот важный переход, который отделяет вас от мира сборника. Всего за три страницы Кэрролл погружает читателя в правильное настроение и заставляет переключить тумблер внимания на восприятие ее жутких историй. Но этим ценность вступления не ограничивается, ведь в нем содержится самая настоящая инструкция по применению Through the Woods. Эту книгу надо читать именно так, как сама Кэрролл читала свои книжки в детстве: ночью, при свете лампы (можно даже масляной!) и без присутствия поблизости посторонних. Такое, знаете ли, интимное развлечение. То, насколько ненавязчиво и красиво Кэрролл удается передать эту идею, заставляет уже на вступлении полюбить эту книгу нежной любовью.

Все пять рассказов в сборнике очень разные и никак не связаны между собой: действие происходит в различные временные периоды и времена года, каждая история уникальна и написана своеобразно. Слепящая зимняя белизна в Our Neighbor’s House сменяется осенней меланхолией в My Friend Janna; почти целиком состоящая из одного большого монолога His Face All Red соседствует с «разговорной» The Nesting Place.

through_the_woods_03
through_the_woods_04
through_the_woods_05

Through the Woods выглядит поразительно разнообразно

Практически все главные герои в творчестве Кэрролл — девушки и женщины. Угрюмые, депрессивные, совершенно одинокие. Они оторваны от окружающего мира и не могут ждать помощи близких людей. Такой архетип прослеживается и в Through the Woods, и в веб-комиксах Эмили. Этот образ появляется у нее достаточно часто, чтобы начать подозревать в этом какой-то скрытый контекст, хотя делать это, на мой взгляд, совершенно не нужно и даже вредно.

Рисунок в сборнике мгновенно приводит в полный восторг. Будучи комиксом, Through the Woods своим внешним видом вызывает сильнейшие ассоциации с детскими иллюстрированными книжками, чего, по заверению автора, она и старалась добиться. Одна из характерных черт визуального стиля Эмили — полное внедрение текста в сами иллюстрации. С позиции читателя, вы всегда воспринимаете текст частью рисунка, и Кэрролл постоянно использует разнообразные способы графического отображения текста для различных ситуаций, чтобы передать эмоциональный антураж. Самый яркий пример этого — история A Lady’s Hands are Cold, где текст парит по пространству замка и заполняет страницы, идеально передавая сначала мелодичность, затем обрывочность, а потом и настойчивость песни призрака через рисунок. С таким способом включения текста в визуальный ряд сделаны первые четыре истории. Исключением стала только последняя, The Nesting Place. По расположению текста и панелей лишь она в сборнике похожа на стандартный комикс.

Это не очевидно, но здешний арт не сделан целиком на компьютере. Кэрролл часто рисует вручную — в зависимости от необходимости используется и кисть, и тушь, и карандаш, после чего идет сканирование и обширная доработка цифровым способом. Все рассказы выглядят исключительно приятно, но самой красивой, безусловно, стала та самая история A Lady’s Hands are Cold — она же является самой любимой у самой Эмили. Это, пожалуй, наименее пугающая часть книги, но какой уж тут страх, когда Кэрролл выдает на страницах красивейшие и, при этом, минималистичные композиции, управляясь с цветом на уровне лучших колористов индустрии. Особенно потрясающе это выглядит на планшете. Подсветка дает местному арту совершенно ошеломляющий допинг.

through_the_woods_02Как можно не полюбить книгу, в которой нарисовано такое?

Так как текст здесь не подчиняется никаким законам леттеринга, удачно разместить его можно было только при минимальном количестве текстовой информации. Поэтому пишет Кэрролл предельно кратко, но это никоим образом не вредит повествованию. Скорее, наоборот. В местных сценариях нет ничего лишнего, каждая фраза важна и отшлифована до блеска. Экономный сторителлинг, крупные кадры, плотное взаимодействие текста и картинки — все это заставляет читателя пролететь 200 с лишним страниц книги со скоростью Барри Аллена. Through the Woods читается в один-два захода, немного сбавляя обороты только на финальном рассказе.

Здешние истории отличаются от многих прочих хорроров своей уютной, мрачной красотой. Это такой классический тип ужасов, очищенный от грязных примесей в виде torture porn и рек крови. Для наиболее точного определения тональности рассказов Эмили хорошо подойдет словосочетание «страшная сказка». К тому же, сказочные и фольклорные мотивы очень часто крепко вплетены в ее комиксы. Истории, вошедшие в Through the Woods, это лишний раз иллюстрируют. A Lady’s Hands are Cold является вариацией на тему всем известного сюжета о Синей бороде, а Our Neighbor’s House не стесняется делать прямые визуальные отсылки к образу Красной Шапочки. Никаких новых приемов в хоррор Кэрролл не добавляет. Мы все это видели и знаем. Страх темноты и звуков из подвала, боязнь заблудиться в лесу и остаться там на ночь, ужас от осознания того, что близкий человек может оказаться не тем, кем кажется — здесь нет никаких революций. Кто-то назовет это банальностью, но на деле это не что иное, как классика. И все классические ходы, которые использует Кэрролл, по-прежнему работают. Through the Woods обращается к «основным инстинктам» хоррора, и выигрывает.

Ужасы Кэрролл невероятно элегантны и притягательны в своей простоте. Такие приятно читать перед сном. И тут мы снова возвращаемся к тому, что я написал о вступлении. Хоррор всегда был жанром, который требовал для своего правильного приготовления определенных усилий от потребителя: темное время суток, наушники, одиночество. В общем, максимальное отрешение от окружающего мира. И чем искушеннее становился потребитель, тем сложнее его было пугать, и тем важнее было соблюдение правил. Сейчас сильные впечатления от ужасов вы можете получить разве что в играх. Да и то, в основном, в инди-проектах. Остальные развлечения практически не способны вызвать настоящий, сильный испуг, поэтому я даже не собираюсь вам врать, что от чтения Through the Woods вы будете визжать и звать маму, даже если будете читать его, запершись в лесной хижине посреди тайги. Но кроме этого самого испуга, есть и такая вещь, как хоррор-эстетика, и то самое размытое понятие атмосферы в произведении. И в этих двух вещах Through the Woods преуспевает, как мало какой современный хоррор-комикс. При условии, конечно, что вы будете соблюдать правила. И когда вы все-таки погасите свет, включите лампу или экран планшета, то поймете, что еще хорошо умеет делать Through the Woods. Возвращать вас в детство. Увы, давно прошло то время, когда я по ночам всматривался в темный угол комнаты, чтобы проверить, не повернула ли моя мягкая игрушка голову, пока я на нее не смотрел. Теперь ночью я пишу о комиксе, который напомнил мне про те ощущения. Это своеобразная, если хотите, романтика ужасов. Наивная, но неизменно приятная. И вот ей-то как раз Through the Woods наполнен до краев.

through_the_woods_06Кадр из Our Neighbors House – моей любимой истории в сборнике

Если вы познакомитесь с книгой Эмили, и вам понравится (если не понравится, значит у вас, как минимум, нет души), то стоит обратить внимание на ее веб-комиксы. Все они доступны по этому адресу: http://www.emcarroll.com/. Эти истории совсем крошечные, и ознакомиться со всеми можно примерно за час очень медленного и вдумчивого чтения. Но если у вас совсем страшная нехватка времени, то могу посоветовать несколько наиболее удачных на мой взгляд.

Out the Door. Весь «метод Кэрролл» в миниатюре. Буквально несколько артов: девушка просыпается ночью и спускается в подвал. Все совершенно элементарно. Помните: уровень саспенса зависит только от вас. Попробуйте настроить масштаб и скроллить максимально медленно, сидя в 3 ночи у себя на даче. В процессе можно почувствовать себя Хичкоком.

Margots Room. Пожалуй, наиболее крупный и серьезный веб-комикс Кэрролл. Все ключевые элементы задействованы. Томная героиня и ее подозрительный муж в наличии, рисунок ничуть не уступает рассказам из Through the Woods, а финал с петляющей по веб-странице раскадровкой сделан по-настоящему изящно.

Out of Skin. Мистика с декорациями из бади-хоррора. Нужно отдать Кэрролл должное: никакой грязи здесь нет, несмотря на то, что дизайны из мяса получились весьма любопытными!

When the Darkness Presses. Эта история транслирует в ваш мозг то самое ощущение из детства, когда кажется, что кто-то скребется в дверь/окно/дверцу шкафа. Предназначается каждому, в ком еще живет ребенок с богатым воображением. И финальный твист, между прочим, достоин отдельной похвалы.

through_the_woods_07

Героиня Margots Room — это квинтэссенция всех женских персонажей Эмили

На этом все, пожелаем Эмили удачи на Айснере. Ее книга с интересом читается, великолепно выглядит и вызывает к себе всяческие симпатии, что для хоррор-комикса в наши дни огромная редкость. И, конечно, ждем от Кэрролл новых работ.

  • Maria Polovinkina

    Очень атмосферная статья) Подскажите пожалуйста, где можно купить эту книгу?

    • Roland1580

      спасибо ) на amazon.com есть — если хочется побыстрее, на amazon.co.uk — если готовы ждать обычную почту

      • Maria Polovinkina

        Конечно по-быстрее)) спасибо)