«Флэш», первый сезон: рецензия

6
4904

Закончился первый сезон сериала «Флэш» — пора подводить итоги! Специально приглашенный эксперт Андрей Строук рассказывает о том, чего именно не хватает сериалу и как он оценивает увиденное.

[dropcap]В[/dropcap] какой-то момент зритель узнает, что быстрый метаболизм Барри Аллена не позволяет ему пьянеть, а значит, «вся его молодость катится к чертям». В отличие от Барри, зритель сериала пьянеть может, и пьянеет он чаще всего от просмотра сериала The Flash. Вранье? Конечно. Но звучит поэтично. Трезво оценивать The Flash сложно, ведь многие аспекты шоу шустро западают в душу, отчего приходится закрывать глаза на изъяны, коих здесь предостаточно.

Признаюсь: это вторая вариация моего текста о сериале. Первоначальный черновик, как бы печально это ни звучало, напоминал бесформенную массу заурядных и криво построенных предложений. Я было списал все на мою письменную импотенцию, как вдруг после нескольких перечитываний в мою голову закралась здравая мысль: я очень многое прощаю The Flash! Нежелание ставить палки в колеса полюбившемуся сериалу притупило стремление оценить работу по заслугам, а это в беспристрастной рецензии непростительно.

[dropcap]T[/dropcap]he Flash стартовал как ответвление паршивого качества сериала Arrow, где впервые и появился улыбчивый Барри Аллен. За два эпизода Arrow можно было сформулировать четкое представление о персонаже: у эмоционального, оптимистичного и неряшливого Барри было мало общего с хмурым и хладнокровным Оливером Куином. Немногим позже выяснилось, что тон личного шоу Флэша соответствует его жизнерадостному характеру и позиционирует себя как противоположность Arrow в тематике. Тем не менее, пропасть между сюжетной структурированностью двух сериалов не так уж велика. Характерные параллели между первым сезоном «Флэша» и первым сезоном «Стрелы» провести легче простого (дальше будут спойлеры, выделите текст для просмотра):

  • главный герой на длительный период выпадает из привычной жизни;
  • антагонисты являются участниками одной группы людей (Список/Мета-люди);
  • главный антагонист раскрывает себя перед зрителем в середине сезона;
  • у героя есть «команда техподдержки», нередко становящаяся участником боевых событий;
  • остальные ключевые персонажи шоу, по большому счету, — девушка, с которой у героя никак не завязываются прочные романтические отношения, и ее отец-полицейский (впрочем, у копов роли диаметрально противоположные);
  • третьей вершиной любовного треугольника является смазливый парень с родственной связью с главным злодеем. При этом оба погибают в конце сезона.

review_flash_season01_02

Думаю, можно отыскать и другие аналогии, но не стоит. Ведь The Flash делает все возможное, чтобы отстраниться от эстетики своего «братца». Это не мешает сериалам тесно уживаться в одной вселенной, а персонажам — свободно наведываться друг к другу в гости на протяжении сезона. От этого возникают некоторые трудности при просмотре: следить за персонажами желание есть, но третий сезон «Стрелы» — срамота, которую стоит смотреть, только лишь если незнакомые лица приковали вас к стулу, включили телевизор и угрожают вам расправой раскаленной кочергой. На третьем году своего существования Arrow окончательно деградировал: персонажи топчутся на месте, их образы разрушены в угоду низкосортной слезливой драмеди; актерский состав необоснованно растет, а конфликты возникают и прекращаются исключительно абсурдным путем.

Есть предположение: каким бы отрадным ни был первый сезон «Флэша», существует высокая вероятность, что в дальнейшем это шоу, как и «Стрела», потускнеет. Корни проблем, затащивших Arrow под землю, уже сейчас видны и в The Flash: к примеру, растущий основной состав персонажей начинает тесно между собой взаимодействовать, уживаться в одной комнате. В ином сериале на другом канале можно было бы назвать это достоинством, но здесь есть шанс, что персонажи лишатся собственных ролей в сюжете. Как и в Arrow, реплики будут крутиться вокруг одной мысли по несколько оборотов — The Flash уже порой страдает таким недугом. А и без того томная любовная линия перерастет в еще более идиотскую: по-другому тут и быть не может.

Но это все пока лишь предположения, и я предлагаю рассматривать исключительно первый сезон «Флэша». Уверен, последующие сезоны уже будут иметь уже другой окрас.

[dropcap]П[/dropcap]ритягательность The Flash заключается в его скоростном темпе развития сюжета и бессовестном черпании из комиксной мифологии персонажа всего подряд. Всего. Подряд. За один сезон на экране появилась львиная доля rogue gallery Флэша — начиная с Капитана Холода и заканчивая Гориллой Гроддом. Создатели совсем не стесняются использовать потенциал шоу в этом плане на полную катушку, и практически каждый эпизод является сражением с новым сверхсильным подонком, один другого краше. Так первые серии сезона устраивают пробежку по протоптанной дороге бесславного сериала Smallville: протагонист каждый эпизод нарывается на очередного фрика и успешно его обезвреживает. Впрочем, «Флэш» делает это толковей «первопроходца» — здешние противники куда более колоритные и запоминающиеся.

В визуальном плане шоу не смотрится вычурно, но крепко держится на ногах, лицом в грязь не падает. Операторская работа, как вы могли подумать, ничем не примечательна, а вот спецэффекты хочется отметить: при бюджете мелкого кабельного телевидения порой хватаешься за голову от того, как солидно все смотрится на экране. Дешевые повторяющиеся вставки мелькают и откровенно плохо проработанные моменты тоже бывают, но если вы не конченый зануда-перфекционист, то сетовать вам будет не на что. Спецэффекты во «Флэше» разнообразны и сделаны толково, тот же Горилла Гродд выглядит внушительно.

T

Основная задача The Flash ясна — показать становление Барри Аллена на героический путь. В отличие от Сорвиголовы или Стрелы, у Флэша нет сомнений насчет правоты своих действий. Он точно знает, что должен помогать людям, и творит добрые деяния без задней мысли. Чаще ставится под вопрос именно природа зла: сталкиваясь с очередным похожим на него мета-человеком, Барри больше заботят причины, по которым те становятся на неверную тропинку. При любой возможности он старается разрешить все мирным путем, а не пускать стрелу промеж глаз, как некоторые. Под сомнение Барри ставит и свои удивительные способности, которых не всегда достаточно для спасения всех в его городе. В то время как одни ставят под вопрос свою благую миссию, Флэш ставит под вопрос свои силы, требуемые для ее достижения. И поэтому Барри должен пройти через многое, прежде чем стать уверенней и смелей.

[dropcap]С[/dropcap]ложнее всего для меня было вынести вердикт по двум элементам: проработке персонажей и актерской игре. Эти два понятия тесно связаны между собой, отчего и трудно оценивать одно в отрыве от другого. Но в «Флэше» часто игра актера не коррелирует с образом, и одно другому противоречит. Например, мне нравится, как Вентворт Миллер играет спокойно отрешенного Капитана Холода, но меня вымораживают его регулярные каламбуры про лед, снег и низкую температуру. К негодяям шоу относится снисходительно и игриво, поэтому карикатурности их образам не занимать. При этом между игрой Миллера и его репликами есть заметный диссонанс и это мешает просмотру. Мне так кажется.

Самый большой недостаток сериала (что подтвердит любой, кто его смотрел) — это не что-то, а кто-то, а именно: отвратительно прописанная Айрис Уэст в исполнении Кэндис Паттон. Айрис — настоящий злодей сериала, своими появлениями она будто нарочно старается испортить настроение и персонажам, и зрителям. Кэндис старается играть персонажа в меру своих актерских способностей, но это не спасает положение — реплики Айрис равноценны часовому сеансу прослушивания царапаний гвоздем по доске. В основном составе сериала всего два женских персонажа, и поэтому оправдания безалаберному отношению к образу Айрис Уэст не находится. Реплики Айрис можно размежевать на два типа:

  • Айрис говорит о романтических отношениях — кого-либо с кем-либо, ей все равно;
  • Айрис говорит о себе.

review_flash_season01_04

Ее эгоцентризм и зацикленность на своих и чужих любовных интересах играют на нервах зрителей весь сезон, а сама Айрис существует в сериале только как любовный интерес двух парней, которым она регулярно капает на мозги. Мисс Уэст не дают ни единого шанса показать свою собственную ценность, однако разговоров об этом чрезвычайно много — Барри и его команда то и дело огораживают Айрис от угроз и носятся с ее капризами. Она успела побывать «девицей в беде», но не успела проявить себя как репортер. Репортерская карьера Айрис могла быть соломинкой спасения для ее образа, но за нее решили не держаться: и без того нечасто мелькающие эпизоды ее журналисткой деятельности постепенно сходят на нет в течение сезона. Удручает и тот факт, что ее статьи целиком зациклены на одном Флэше, а из самой важной из них персонажи выносят лишь кто на ком женится. Персонаж-инвалид, ей-богу.

Ранее упомянутый второй женский персонаж — Кейтлин Сноу (Даниэль Панабэйкер) прописана лучше Айрис, но назвать ее образ удачным не получается. Роль Кейтлин в сюжете разделена с Циско Рамоном и Гаррисоном Уэллсом — каковые являются техподдержкой Флэша. И тут возникает проблема: дальше данной роли, отведенной сразу трем персонажам, Кейтлин отводят лишь одну тему для беседы: страдание по утерянному жениху. Обычно Кейтлин говорит только о своей утрате, либо слушает нытье Барри по поводу его feeeeelings. На фоне остальной команды Сноу выглядит самой бесполезной, пусть это и обещают исправить в будущем.

Из мужских персонажей The Flash очень поверхностно прописан Эдди Тоун (Рик Коснетт), в какой-то мере он даже большая «Мэри Сью», чем его девушка Айрис. Эдди — это третья вершина любовного треугольника, который влияет даже на его карьеру детектива (его напарник — отец Айрис) / это отсылка к Реверс-Флэшу, чтобы знатоки могли гадать, каким образом он связан со злодеем / это смазливое личико на утеху рядовому зрителю CW. По сути, Эдди — это самый объективированный персонаж сериала. Кроме как гадать хороший он парень или заносчивый придурок — ничего не остается, и образ Тоуна совсем не работает в отрыве от остальных персонажей.

Я почему-то заострил внимание на проблематичных образах, но в The Flash удачных персонажей даже больше. Роль Джо Уэста бесподобно играет Джесси Л. Мартин. Остроумный коп со стажем чаще остальных дает здравое напутствие Барри и органично смотрится на экране, лучше большинства других лиц. Пожалуй, это самый удачный подбор актера в сериале.

Стараниями Джеффа Джонса персонаж второго плана Циско Рамон (Карлос Валдес), в отличие от его напарницы Кейтлин, получал больше экранного времени и раскрывался с различных сторон. Циско чаще действует на поле боя, авторы уделили время его семье, а ближе к концу ввели его собственную побочную линию — иными словами, Циско очень ценят. Рамон играет роль чудаковатого нерда, чья голова забита цитатами из популярных фильмов, и который очень эмоционально реагирует на творящиеся вокруг чудеса. Из-за открытости Циско зрителю легче всего с ним себя ассоциировать.

Наставника Флэша Гаррисона Уэллса играет Том Кэвэна. Первую половину сезона эпизоды заканчивались каким-нибудь шокирующим клиффхэнгером от Уэллса: то убьет кого-нибудь, то газету из будущего притащит. Создатели порционно подогревают интерес зрителя к Уэллсу с самых ранних пор, а манера разговора и злобные зыркания Кэвэна не оставляют зрителю шанса быть равнодушным к загадке доктора.

review_flash_season01_05

Со второй половины сезона сериал постепенно отходит от схемы «freak of the week» и авторы начинают все больше уделять внимание сюжетной линии коварного Реверс-Флэша. Эобард Тоун, пожалуй, является одним из самых устрашающих злодеев из экранизаций супергеройских комиксов — расчетливый, хладнокровный и непредсказуемый. Реверс-Флэш постоянно оказывается на шаг впереди Барри Аллена, водит его за нос, и готов терпеть десятилетия ради достижения своей цели. Чем дальше продвигается сезон, тем грозней становится и Реверс-Флэш.

Но что же до главного героя сериала, Барри Аллена? Грант Гастин — молодой актер, поэтому назвать безупречной его работу будет излишним преувеличением, но, черт возьми, перенести на экран образ Флэша у него получилось великолепно. В чем-то он даже больше располагает к себе, чем зануда Барри из комиксов. Если отбросить пагубную любовную линию между ним и Айрис, за персонажа Гастина зрители будут переживать всей душой. Потому что он настоящий Флэш — добродушный, оптимистичный и отважный.

[dropcap]П[/dropcap]од гнетом конкуренции на рынке ТВ-сериалов авторам приходится сильно изворачиваться в попытках удержать внимание зрителя. Разогнать шоу до нужной скорости и не потерять аудиторию очень сложно, но The Flash, к удивлению многих, это удается. Шоу, подобно его главному герою, мчится вперед с умопомрачительной скоростью, не убавляя по пути ни в качестве, ни в интересе для зрителя — в этом и весь его секрет. Создатели черпают свое вдохновение в комиксах Серебряного Века, со всеми их сильными сторонами и недостатками: реплики, состоящие из проговаривания всех мыслей и эмоций вслух, курьезно одетые злодеи и дерзкие клиффхэнгеры. И в засилье мрачных и псевдо-реалистичных сериалов «Флэш» является яркой вспышкой. Если «Сорвиголова» — лучший сериал по супергеройским комиксам, то «Флэш» — лучший супергеройский сериал по комиксам.

review_flash_season01_06

Иногда лучше обойтись без трезвого, сухого взгляда на вещи. «Флэш» — шоу не без изъянов, но их стоит прощать. Стоит прощать и неопытных актеров, и бесхребетные образы, и периодически клишированные диалоги — шоу дарит эмоции. Эмоциональная связь с сериалом не дает покоя в день выхода нового эпизода, не дает покоя и в томные моменты ожидания этого самого дня. Читатели комиксов будут ловить множество отсылок и намеков на комиксные концепции и персонажей, а обычные зрители будут вовлечены в удивительный мир «Флэша», где не стесняются использовать самые диковинные и рискованные идеи из супергеройских комиксов. Это развлечение и развлечение первоклассное.

 

  • >Айрис — настоящий злодей сериала, своими появлениями она будто нарочно старается испортить настроение и персонажам, и зрителям.

    Да, дичайше бесила эта дама.

  • Дмитрий Андреев

    Андрей, замечательный обзор не менее замечательного сериала.
    По поводу Айрис и Кейтлин с вами полностью согласен. Так же подписываюсь под тем, что Ривиерс-Флэш — пока что лучший суперзлодей!
    Вы правы, Флэш много заимствует от своего старшего брата. На мой взгляд, идёт шлифовка не только элементов первого сезона, но и доводятся до блеска некоторые сюжетные ходы из второго сезона Arrow. Посудите сами: основной антагонист Реверс-Флэш так же как и Дефстроук выступает другом и учителем главного героя, а потом придаёт его. В Централ сити появляются люди со сверхспособностями. Флэш мстит антагонисту за смерть матери.
    Но, к сожалению, как вы и подметили, у сериала есть минусы. К вышеперечисленным, хотелось бы добавить ещё парочку. После окончания «трилогии Файршторма» сериал слегка сдал в своих клиффхэнгерах и растерял былое напряжение, т.к. персонажи в конце серий стали узнавать то, что зрители знали уже давно. Да, путешествия во времени. Да, Харрисон Уэлсс — злодей. Да он Риверс-Флэш. Стало заметно скучнее. Плюс, в каждой серии есть странное операторское решение — «испытание вестибулярного аппарата зрителей путём нарезание кругов камеры вокруг ведущих диалог персонажей». Этот ужас пришёл из Arrow и отказывается нас покидать.
    И да, Флэшу очень многое хочется прощать, т.к. настолько по хорошему комиксно-безумного супергеройского сериала до сего дня на ТВ не было. Где ещё можно увидеть протагониста врывающегося в черную дыру с целью забежать её на смерть?!
    P.S. Читаю ваш сайт почти с первого поста. Вы классные! Успешной дальнейшей работы!

    • Andrew Stroke

      не думаю, что Реверс-Флэша и Дэфстроука корректно сравнивать, у них совсем разная мотивация (у последнего высосанная из пальца), и первый все-таки изначально планировал предательство, даже до встречи с Барри из настоящего
      Дэфстроук просто обезумел посреди сезона и был таков

      • Дмитрий Андреев

        Хм, скорее всего, вы правы. Они действительно различны в своей мотивации. Хотя, подчеркивая их «похожесть» я имел ввиду общую концепцию: персонаж, который для героя изначально является учителем и другом, к середине сезона оборачивается злодеем. Но это, действительно, очень обширная категория злодеев, явно введённая не сценаристами CW.

  • Гудвин

    >Эобард Тоун, пожалуй, является одним из самых устрашающих злодеев из экранизаций супергеройских комиксов — расчетливый, хладнокровный и непредсказуемый.
    Ммм, нет. Потому что Кингпин.
    Да и Ра’с аль Гул в один момент чуть не переплюнул Обратного Флэша. Но нельзя не признать, что именно мотивация у героя Каваны — самая… действенно сильная.

    Хорошая рецензия. О, и это доболе знакомое чувство, когда ты что-то пишешь скорее по наитию, чем по плану, и на выходе видишь какое-то месиво)

    • Andrew Stroke

      >одним из самых
      >одним из самых
      >одним из самых

      >Ра’с аль Гул
      ах эта свадьба свадьба свадьба пела