КомМиссия 2015: второй уикенд

1
1185

Фестиваль рисованных историй «КомМиссия 2015» продолжается в центре дизайна ART PLAY — и Комикстрейд передает оперативные сводки со второго, международного уикенда этого мероприятия.

Главное ощущение: пусто. Пустота «КомМиссии» замечательно рифмуется с пустотой на улицах праздничного города. Людей мало, и в воздухе среди участников ярмарки разлито явное разочарование: подробные комментарии гостей фестиваля мы опубликуем чуть позже. Есть надежда, что люди появятся позже — аккурат к приезду на фестиваль Брайана Болланда. А пока мы сидим в центральном лектории и ждем начала первой творческой встречи — со французским художником Дамьеном Кювилье.

kommissia_weekend02_damien

Как сообщает информационная справка организаторов фестиваля, Дамьен Кювилье рисует с детства и уже в 13 лет выиграл на школьном комикс-конкурсе в Ангулеме.

Основные тезисы выступления Дамьена:

  • kommissia_weekend02_damienРисунок в комиксе не должен быть чересчур перегруженным: если человек много времени тратит на изучение отдельного кадра, то волей-неволей выпадает из истории и перестает следить за тем, что происходит.
  • Художник должен рисовать хорошо, чтобы арт, с одной стороны, привлекал внимание, а с другой — не паразитировал на нарративной составляющей.
  • Конечно, это не относится к тем случаям, когда художник вдруг вставляет очень насыщенный деталями кадр, чтобы передать смятение персонажа.
  • Ловушка многих художников комиксов заключается в том, что при работе, к примеру, над историческими комиксами приходится набрать огромное количество материала — и потому в итоге возникает желание вывалить всю эту информацию на читателя.
  • Сценарист и художник должны иметь общие темы для обсуждения. Есть примеры комиксов, при работе над которыми художник и сценарист недолюбливали друг друга, но ни одна из этих историй не оказалась удачной.

Также Дамьен показал несколько страниц из своего нового комикса — фотографии мы обязательно добавим к этому материалу, как только найдем хороший мобильный интернет и перебросим их со смартфона.

kommissia_weekend02_damien_02

Следующий выступающий — бельгийский художник и музыкант Барли Барути родом из Конго.

kommissia_weekend02_baruty

Барли Барути пришел к комиксам благодаря своему отцу, который был художником. При этом на родине автора, в Конго, никто не воспринимает комиксы как настоящую работу: когда отвечаешь «рисую комиксы» на вопрос «чем ты занимаешься?», тебя переспрашивают: ну хорошо, а работаешь-то ты кем?

Большую часть своего выступления г-н Барути рассказывал о роли Конго в первую и вторую мировые войны, заключив, что будущее Европы решалось именно там. А в самом финале проехался по европейцам, которые «любят учить всех демократии», и спел. Такие дела.

Родни Рамос оказался самым зажигательным спикером фестиваля, обладающим редким умением: игнорируя многие вопросы по сути, по форме вызывать вспышки смеха у всего зала. Мы взяли у г-на Рамоса интервью и обязательно опубликуем его в ближайшее время.

kommissia_weekend02_ramos

К вечеру публика все же подтянулась. Во-первых, были люди, которые пришли специально на презентацию издательства Bubble. Хотя мы ее пропустили, так как общались с Рамосом. Так или иначе, во второй половине дня выставка работ участников фестиваля уже не так пустовала, как на приведенных фотографиях.

kommissia_weekend02_part01
kommissia_weekend02_part02

А во-вторых, конечно, часть публики целенаправленно пришла на встречу со знаменитым Брайаном Болландом. Господин Болланд оказался в Москве уже в третий раз и с удовольствием делился впечатлениями: «В первый раз я оказался в России в 1986 году, во времена холодной войны. И тогда за нами постоянно наблюдали какие-то странные люди, которые прятались по углам. Второй раз я очутился в России в 1991: поехал на поезде из Хельсинки в Санкт-Петербург. И тогда мне запомнились ужасающие очереди везде, где только можно».

kommissia_weekend02_bollandПо признанию Болланда, он гораздо сильнее симпатизирует Джокеру, чем Бэтмену. Последний — слишком гротескный персонаж, который все время прячется в тени, тогда как Джокер более театрален, за ним чувствуется история. «Да, это ужасный персонаж, который делает ужасные вещи — но в каждом из нас сидит такой Джокер и мечтает о чем-то подобном».

Сейчас мастер работает над чем-то вроде автобиографии, причем составленной, по большей части, из отсканированных старых фотографий с подписями. «Я помню себя в возрасте 13-14 лет, а сейчас мне 64. Этот проект — попытка осознать, на что ушли все эти годы». Сегодня готово уже 115 страниц книги и, возможно, это число дойдет в конце концов до 300: Болланд делает по одной странице в день.

И еще одно неожиданное признание: несколько лет назад Брайан начал рисовать на компьютере — от руки, но в Photoshop. И теперь рисовать без компьютера он не сможет: возможность быстро поправить что-то или изменить в нужном месте масштаб, если ты ошибся, быстро входит в привычку.

 

  • Слишком долго длилась Коммиссия.