КомМиссия 2015: день первый. Репортаж

3
2172

Сегодня утром в Москве начался очередной (уже четырнадцатый!) фестиваль рисованных историй «КомМиссия».  Мероприятие проходит с 1 по 12 мая в центре дизайна ART PLAY. Главный редактор Comicstrade.ru передает из центра событий!

Заранее прошу прощения за сумбур: до презентации издательского дома «Рамона» осталось ровно 30 минут, за которые я должен успеть рассказать вам, что происходит сегодня в центре Москвы (это же центр? будем считать, что да) и почему вам стоит сюда приехать.

В этом году мероприятие занимает большое пространство — сразу несколько залов в корпусах 2, 3 и 7. В третьем корпусе, по идее, проходят тематические иностранные выставки и вход туда бесплатен для всех — но я туда еще не заглядывал. Основные движения проходят в корпусах 2 и 7, бегать между которыми приходится под мерзким (и периодически исчезающим) весенним дождем.

kommissia_live_06
kommissia_live_08
kommissia_live_07

В павильоне 7 проходит выставка Донасьена де Рошамбо «Влияние: Современная живопись». Здесь выставлены работы современных российских художников, на творчество которых в том или иной степени повлияли комиксы. Список участников весьма разнороден: тут можно увидеть как работы Леонида Тишкова, так и, например, Сергея «Пахома» Пахомова. Работы весьма интересные: будем надеяться, сюда не нагрянет наряд православной казачьей полиции.

kommissia_live_09
kommissia_live_10
kommissia_live_11

Кроме того, в этом же зале нон-стопом крутится документальный фильм про Джеффа Смита, создателя великолепного Bone. По словам Руслана Хубиева, главного редактора «Рамоны», права на ленту были получены специально для показа на фестивале: также издательство позаботилось о переводе фильма и дубляже. При этом в зале, откровенно говоря, совсем пусто: либо российская аудитория в принципе не очень пока хорошо представляет себе, кто такой Джефф Смит (и русскоязычное издание Bone эту ситуацию должно исправить), либо все просто зрители оставили просмотр кино на потом. Так или иначе, издательство обещает выложить этот фильм с русской озвучкой в открытый доступ.

Здесь же, если подняться по лестнице, находится зал воркшопов. Сегодня это скромное пространство (стульев для слушателей иногда не хватает) было оккупировано сценаристом, дизайнером, верстальщиком и просто специалистом по широкому кругу тем Михаилом Заславским, который рассказывал об истории мирового комикса.

kommissia_live_zaslavsky

Впрочем, главное место силы — центральный зал во втором корпусе. Выглядит это пространство так:

kommissia_live_02

 

С одной стороны (левой) находится аллея авторов: именно здесь проходят автограф-сессии участников выставки. С другой — ярмарка, участие в которой принимают все крупные отечественные магазины комиксов, фигурок, настольных игр и пр. В конце зала — главная сцена (на которой вот в эту минуту рассказывают о русском издании Bone. Подробности через пару минут — или см. в нашем паблике ВКонтакте).

В этом же зале организована выставка журнала «Велес» — с ее организаторами мы непременно еще пообщаемся.

kommissia_live_04
kommissia_live_05
kommissia_live_03

Несколько слов о презентации «Рамоны». Руслан Хубиев начал свое выступление с рассказа о Джеффе Смите и Bone: комикс получил 21 награду, выходит на 15 языках в 28 странах мира, разошелся тиражом более 6 миллионов экземпляров только в США — короче, вы знаете. А если не знаете, тогда напомню, что мы рассказывали об этом комиксе в нашей шелфпорн-рубрике.

kommissia_live_ramona

Итак, держите подробности: твердая обложка, объем первого тома 160 страниц, общее число книг серии — девять. Разумеется, цвет. При этом издательство постарается удержать стоимость издания в рамках 700 рублей и выпускать новые книги серии с периодичностью раз в 4-5 месяцев.

kommissia_live_bone_01
kommissia_live_bone_02
kommissia_live_bone_03

Но это еще не все: «Рамона» анонсировала целую антологию работ заслуженных популярных авторов, в которой Bone станет лишь первой ласточкой. Все издания этой антологии будут выдержаны в едином оформлении. При этом сквозной нумерации не будет — только в рамках одной серии. То есть, вы можете собрать весь Bone, пропустить книги следующего автора, и приобрести комиксы третьего — и все это будет смотреться на полке органично и не будет возникать ощущения, что вы что-то пропустили. Какие еще авторы будут изданы «Рамоной» в составе этой антологии — пока секрет.

kommissia_live_artemАртем Траханов рассказал, как попал в Image Comics, как он познакомился со Стивом Орландо (сценаристом Undertow) и почему ненавидит фильм «Мстители-2». Мы законспектировали самые интересные моменты его выступления:

  • Сценарист Undertow Стив Орландо имеет русские корни и в принципе увлекается русской культурой: собственно, работы Артема он нашел, когда решил найти в интернете каких-нибудь современных комикс-художников.
  • Если вы думаете, что в США начинающему автору или художнику пробиться легко, и только в России отечественные издательства не горят желанием издавать ваши гениальные работы, то подумайте еще раз.
  • Артем Траханов и Стив Орландо вместе сделали около 20 страниц для двух разных антологий издательства IDW. Ни один из этих коротких комиксов не был опубликован до сих пор.
  • «Существует специальный сайт, на котором вы можете посмотреть всех персонажей в public domain, взять их и сделать никому не нужный комикс».
  • Undertow появился из образа мертвого тела, всплывающего на поверхность океана.
  • В издательстве Image работает чуть ли не 13 человек: это позволяет им быть гибкими, но зато авторам приходится самим работать над PR своих комиксов.
  • Русскую версию Undertow Артем переводил сам. «Я уже видел отзывы, написанные по выложенным превью — мол, перевод плохой, переводчик не вполне понимает, о чем идет речь. Но я вас уверяю, что «Прибой» по смыслу максимально близок к оригинальному тексту».
  • «Пока я работал над Undertow, ко мне обращались другие авторы — мол, давай поработаем вместе. Я отвечал: не сейчас. Прошло время, и я теперь вижу, как выходят комиксы, рисовать которые мог бы я».
  • Раз в 2 года Артем перерисовывает свой комикс Mad Blade. В данный момент он точно также корректируется, переводится на английский — и будет выложен на tumblr или другую открытую платформу.

Официальное открытие фестиваля проходило в седьмом выставочном зале: организаторы выставки поблагодарили участников и рассказали, что хорошего будет ждать посетителей «КомМиссии» в ближайшие две недели.

kommissia_live_openingНа этом мы заканчиваем репортаж с первого — самого важного — дня фестиваля. Всем спасибо, рады были увидеть многих наших читателей вживую. В ближайшую неделю вас ждут другие материалы, приготовленные нами в рамках «КомМиссии», а следующий репортаж обещаем устроить через неделю, 9 мая.

А вы были сегодня в Art Play? Делитесь впечатлениями в комментариях!