«Готэм», первый сезон: рецензия

6
4371

Закончился первый сезон сериала «Готэм», рассказывающего о юных годах Брюса Уэйна и о становлении всех остальных персонажей вселенной Бэтмена. Наш постоянный кинокритик Максим Острый суммирует впечатления от увиденного.

 

Место действия — выдуманный мегаполис, время действия — неопределенное, живописное безвременье (мобильные телефоны есть у всех, но при этом все ездят на длиннющих «линкольнах» и «шевроле»). В темном переулке убивают богатую супружескую пару, их сын, Брюс Уэйн, остается сиротой. Так начинается всем знакомая история, но «Готэм» не хочет прыгать вперед на 30 лет, он хочет остаться в этом моменте и попробовать рассказать, что последовало сразу, непосредственно за этим событием, и что его окружало.

А окружало его многое: мафиозные разборки, расцвет коррупции в полиции, сразу несколько несчастных детских судеб, серийные убийства, начало карьеры молодого и перспективного детектива Джеймса Гордона.

gotham-season-one-01
gotham-season-one-02
gotham-season-one-03

Здесь очень много всего: сериал с первого эпизода жаждет нас поразить. Для этого он то покажет Селину Кайл в возрасте 12 лет, то познакомит с полицейским судмедэкспертом Нигмой, то расскажет, как Освальд Кобблпот получил смешное прозвище. Это и хорошо (по очевидным причинам — нам нравится визуализация знакомых нам мифов), и плохо — потому что в результате очень многое куда-то пропадает и забывается. Вот была где-то в третьем, кажется, эпизоде парочка не продажных копов — Монтойя с напарником — но больше они на протяжении всего сезона толком не появляются. Вот эпизод с участием Харви Дента, еще одного молодого и перспективного работника органов, уже из прокуратуры, но и он тут же тоже куда-то девается. Такая расхлябанность проявляется и в нарративе текущего момента — иногда не совсем понятно, как и почему персонажи оказались именно здесь и именно в таких обстоятельствах: возникает чувство, что из сценария вырезались какие-то логические связки, но сам сценарий после этого не правился.

gotham-season-one-04

Есть вопросы по поведению некоторых героев: здесь самые слабые звенья — это роли Морены Баккарин (доктор Лесли Томпкинс) и Эрин Ричардс (Барбара Кин). Первой играть нечего вообще, у второй — слишком размытый контур персонажа (Тяжелое прошлое? Сложное детство? Все какими-то намеками и отрывками.). Бен МакКензи (Джеймс Гордон) тоже, поначалу, выглядит растерянным, но тем приятнее наблюдать, как он нащупывает свой образ и вживается в него.

Зато кто растерянным не выглядит ни секунды, так это Донал Лог, играющий напарника Гордона, умудренного опытом и потрепанного жизнью детектива Харви Баллока. Кастинг — вообще сильная сторона «Готэма», здесь очень интересно и фактурно подобраны актеры на все роли без исключения. Вот по кадру плавает старый кит, мафиозный босс дон Фальконе; вот что-то жирное ест в ресторане его соперник — психованный сангвиник дон Марони; вот у них за спинами ходит с гордым видом гротескная и абсолютно хладнокровная Фиш Муни; а вот и Пингвин, который тут такая невероятно осклизлая и омерзительная тварь, что на нее у всех окружающих патрона жалко — и в результате именно он всех и переживет. Точно также тщательно отрабатывают свое и самые крохотные актерские выступления: очень страшное и эффектное первое появление Джокера (кажется, это все-таки он); чудесно нелепая суета продавшего и перепродавшего себя мэра Обри Джеймса; хамоватая манера общаться отставного военного Альфреда Пенниворта.

gotham-season-one-05

Еще один, не столь заметный, но очень важный плюс сериала — операторская работа. Она грамотная, уверенная, не выделывается на ровном месте и очень хорошо подчеркивает все смысловые нюансы мизансцен. Она помогает создать атмосферу, она добавляет глубины драматизма там, где не всегда твердо стоит на ногах сценарий, именно она, наравне с актерами, в ответе за тот Готэм, который тут, кажется, задумывался и получился — не живой гигантский город, а череда декораций в стеклянном шаре с искусственным снегом. Это очень образный Готэм, населенный не столько людьми, сколько именно персонажами. Они могут казаться нам нереалистичными или карикатурными, а их поведение нелогичным, но, надо признать, в границах этого города они все абсолютно уместны. И они работают на мифологию Готэма точно так же, как мифология Готэма работает на них.

  • Согласен с автором. Про странность персонажей — самого вопрос мучает. Плюс на постерах показали Иви Пайпер — только у нее роль совсем маленькая и поэтому не понял, зачем на нее делали акцент.

  • Jess

    Чорт, я только после плакатов в этой статье увидела, что рыжую девочку зовут Айви и я поняла, что это та самая Айви. А кого автор статьи принял за Джокера?

    • Артём Максимов

      Парниша, которую убил свою маму. В серии про цирк.

  • Pavel Rosihin

    Ох, а я ведь только сейчас задумался: а нафига вообще вводили Двуликого и Монтойу? Просто для ознакомления?

    Мне кажется этот сериал немного не подходит для новичков в бэтвселенной, он все же для тех кто чуть-чуть, но знаком с ней. Именно от момента ожидания нового злодея или напарника начинаешь трепетать. Ведь вспомните, какой шум подняли на счет Джокера (он это или нет?). И все-таки, его появление (да еще какое!) было только в плюс к сериалу.

    А вот с Дентом как-то мимоходом. Тоже касается и Рене.

    Недавно как раз дочитал Gotham central — отличный комикс про нее и напарника. С прекрасным сюжетом, с проработанными характерами персонажей. Это настоящий детектив вписанный в Готэм. И там Монтойя раскрывается прекрасно. Советую тем, кто еще не читал.

    Но сериал вышел может и не на 10, но очень атмосферным и интересным.
    За статью как всегда КЛАСС 🙂

    • Jess

      > Просто для ознакомления?
      Камео = фансервис. Для тех, кто их не знает, это просто какие-то чуваки второго плана. Фанатам — большая радость. Места они там особо не занимают, так что хуже не стало. Плюс у всех потенциально большая роль в будущих сезонах, а ввести их постепенно обычно лучше, чем когда новые значимые фигуры врываются внезапно. Надеюсь только, что эти «будущие сезоны» будут. :О Парочка хотя бы…

  • Артём Максимов

    Рецензия хорошая, но уж больно скомканная — там ведь есть, чего анализировать, материала куча 🙂
    Сериал замечательный, хотя поначалу я был очень скептичен в его отношении — всё было как-то скупо на детали и натянуто, но создатели набирали темп с каждой новой серией и к половине сезона сериал стал настоящей, масштабной летописью Готэма с огромным количеством историй, качественно сплетённых в одну.