«1949 Шанхай», обзор

17
3608

1949 год. В Китае продолжается гражданская война: силы Китайской Национальной народной партии отступают под натиском коммунистов. Весной сражения вплотную подступают к Шанхаю, который пока еще находится в руках гоминьдановской армии, но это ненадолго — уже в конце мая шанхайский гарнизон прекратит сопротивление.

«1949 Шанхай» — первый результат сотрудничества Максима Шараева (см. комикс «Смерть, к которой он не причастен») и издательства Alt Graph («Босоногий Гэн»). И результат удачный — во всяком случае, если судить по качеству издания. По формату книга практически совпадает с делюксом (на самом деле она даже чуть больше), выпущена в твердой обложке, с хорошей бумагой. На первом и последнем разворотах приведена очень красивая карта Шанхая. Хорошее издание, правда.

Революционный Китай — не слишком типичный выбор места и времени действия для отечественного комикса. По словам самого автора, на создание книги его вдохновили случайно попавшиеся на глаза фотографии старого Шанхая. И то, что в основе комикса лежат конкретные образы, а не конкретные истории — очень заметно. «1949 Шанхай» — произведение для людей, у которых восприятие графической информации превалирует над восприятием текстовой.

review_shanghai_08

Что я хочу сказать: Максим Шараев — явно сильный художник. Его стиль заставляет вспомнить, например, Сержио Топпи, чей «Шараз-Де» в скором времени выпустит Zangavar. Однако хорош ли автор настолько же и в сторителлинге, по «Шанхаю» сказать нельзя. Его комикс — скорее набор запоминающихся (и блестяще нарисованных) образов: расстрел партизан, шанхайские проститутки, поезда, заполненные беженцами даже на крышах. Формально здесь есть несколько сквозных персонажей, но их путь прочерчен через эти 80 страниц совсем уж нечетким пунктиром. Обрывочность повествования имеет формальное объяснение — мол, перед нами записи из дневника, многие листы которого были вырваны, а другие — испачканы кровью. Но логики происходящему это не прибавляет. Кроме того, российский читатель вряд ли доподлинно знает, какие волнения сотрясали Китай во второй половине 1940-х: за разъяснением придется лезть как минимум в Википедию. Впрочем, издателем честно предпринята попытка уместить всю суть конфликта в одном абзаце, предваряющем комикс.

Так или иначе, это очень красивая книга. Возможно, если бы читатель был более погружен в выбранный автором конфликт, она произвела бы более сильное впечатление. А пока остается надеяться, что Максим Шараев продолжит осваивать искусство рассказывать истории.

книга была предоставлена для обзора издательством Alt Graph

  • ёжики подпольные

    В наших реалиях вообще возможно вырасти хорошему сценаристу комиксов? У нас вроде бы все в первую очередь художники, а сценарий это уж как-нибудь приложится.

  • Anton Sereda

    Проблема еще в том, что художника там тоже нет, как это не печально. «Шанхай» — это просто обведенные фотографии.

    • zettt1970

      А ты сам ТАК обведёшь?

      • zettt1970

        Кстати, только что всю книгу пролистал — круто! Этот стиль называется «работа с референсами» и сейчас за бугром (и раньше) этот прием широка используется. Главное — как это сделано и какой результат. В «1949 Шанхай» нарисовано (пусть и по фото) но с потрясающим художественным вкусом! Достаточно взглянуть на саму штриховочку, как всю отточено, как скомпановоно! Браво!

        • Anton Sereda

          За обводкой могут быть видны хоть тонкости психологического портрета автора, в том случае, если ты мнишь себя великим психологом. А на деле же мы не получаем неживой рисунок, с абсолютным отсутствием динамики в повествовании из-за многочисленного деления одной фотографии на кучи маленьких кадров, среди которых затесался абсолютно нелепый текст. Но на беглый взгляд, конечно, хорошо. И, судя по оргазмирующим отзывам на Шанхай, видно, что наш средний читатель абсолютно поверхностный субъект — ему достаточно красивой обертки и ничего боле. Взять, например, предыдущий альбом Шараева «Смерть, которой он не причастен». Интересная история, необычно выстроенная в на бумаге, с рисунком, в котором действительно чувствовался авторский стиль, но не столь броская, и, как следствие, никем не замеченная.

          • zettt1970

            Ну ты прав, скорее-всего. И позволь тебе ответить на «мнишь себя психологом» — а ты себя кем мнишь? Если ценителем хороших историй, то это один аспект. А если ценителем хорошего рисунка — это уже другой. Я вижу в Шанхае ту сложную задачу, которую Шараев поставил перед собой. А именно — попробовать выбрать из кучи разрозненных фоток что-то, хоть отдалённо, связное. По-мне, так вполне получилось. Ну да, я тоже заметил, типа, «подставьте текст к картинкам».)) Ну да и хер с ним. Мне сама книга понравилась. Кроме того, у меня вот сейчас разложены фирмовые альбомы (тот же Топпи) и Шанхай вполне на уровне — и по качеству печати и по корке и по форзацу и по рисунку. Кстати — про рисунок — он виртуозен (имхо) у Шараева и в Шанхае и в приведенном тобой «Смерть..» А ты что думаешь — ему бы слабо было нарисовать, не обводя фотки?? Просто ты прикинь — сколько бы он на это времени убил! Тот же Жигунов ВСЁ рисует по фоткам. Но через кальку обводит. А Шараев обвёл по очень бледным фото. Ты сам сядь и попробуй и посмотри — каково это. А ты такого худа Альберто Бреччия слыхал? Он из одного кадра выстраивал всю страницу целиком  — это я по поводу нелюбимого тобой приема нарезки одного и того же изображения. Я сам вижу в этом приеме, как-раз, и нагнетание психологизма! И этот прием, если вглядеться во многих авторов комиксов — очень широко применяем. Тот же Алекс Малеев на Марвеле (сам из Болгарии) — вообще тупо фоткти кадрирует и рисует поверх на компе. Но зато КАК он это делает!! Так что, брат, ты прав и не прав. Но я уважаю твоё мнение!. ps — кстати сказать, у меня уже приличная коллекция рисунков, комиксов и прочих работ этого Шараева и доложу я тебе — он нехило рисует. Я читал, что эти фотки он до такой степени высветлял, что, практически, сверху по-новой рисовал!

            Суббота, 16 мая 2015, 22:32 UTC от «Disqus» :

          • Anton Sereda

            Меня превратно поняли, когда в моих словах нашли мысль о том, что, мол, фотографии обвести плевое дело. Дело не в сложности проделанной работы или в самом способе, а как раз в результате такого подхода. Сейчас я держу перед собой Шанхай, и хотя я, конечно, не проводил полную исследовательскую работу, но в комиксе видны кадры, которые Шараев выполнил не по фотографиям(например момент в театре) Вот они как раз выглядят круто, хоть там и нет такой уж правильной геометрии и детализации. Здесь разница между творчеством и трюкачеством. Творчество при таком подходе можно было проявить удачной компоновкой кадров и скреплением их хорошим текстом. Но увы нет. Как только мы начинаем погружаться в одну часть истории, нас тут же пинками вышибают в другую, где нас уже поджидают новые тумаки. По поводу приема нарезки одного кадра. Это было бы к месту, если бы это дозировано, и использовалось для описания одного момента времени. Тогда бы действительно нагнетался саспенс. Здесь же на одном кадре пытаются построить развитие истории, что выглядит крайне натянуто.
            «Выбор» не читал. Осветления фотографий видны в самом комиксе, некоторые кадры не были до конца прорисованы.

          • Artur-Denisov

            Антон, а не проще ли Вам, просто взять, и вернуть книжку в магазин?)) Если не нравится — зачем держать у себя? Зато, купит тот, кому нравится!

          • Anton Sereda

            Книга представляет для меня библиографическую ценность, неудачная работа хорошего автора.

          • Artur-Denisov

            а какие отечественные комиксы, по-Вашему, удачные? Всё очень субъективно и, заметьте, — Ваше мнение субъективнее всех прочих мнений, ибо большинство, и уверяю Вас, подавляющее большинство считает, что это УДАЧНЫЙ ПРОЕКТ (один из САМЫХ ) очень хорошего автора. Да и о чем мы с Вами тут говорим? «Смерть, к которой он непричастен» уже, как вы выражаетесь, библиографическая редкость, так-как её не переиздадут, потому что Кхан-комикс из казахстана не являются правообладателями этого комикса и любое переиздание от них грозит им судебным иском. А Шанхай уже, ни сегодня-завтра, сметут с полок. Так что…надо сказать автору спасибо, что он, вообще, в России печатается, а то не видать всем нам Шараева, как своих ушей, и это, вполне, серьёзно.

          • Anton Sereda

            Ну, прям «Шараев, спасибо, что живой»

          • zettt1970

            извини за офтоп — задел за живое!))) А ты не видел комикс Шараева «Выбор»?

            Суббота, 16 мая 2015, 22:32 UTC от «Disqus» :

    • ComicArtist

      Уважаемый Sereda , не пиши того, о чем не имеешь ни малейшего представления. Так «обвести» — это надо уметь. За такой «обводкой» видно многолетний труд и незаурядное мастерство. Шикарный альбом! Рисовка — оболденная!

      • Artur-Denisov

        Ну что ж, уважаемый Антон Середа, при всем уважении — Вы в явном меньшинстве!))) Что ни говори, «1949 Шанхай» это бомба на отечественном рынке комиксов! Бомба и новый, нестандартный, провокационный, блистательный взгляд на то, каким может быть российский комикс! И эта книга даст фору многим, очень многим современным европейским графическим историям! по поводу фото, оставленного Шараевым в первозданном виде (кстати, оно в книге одно!) так я не думаю, что он это по недосмотру))) Этим , на мой взгляд, подчеркнута документальность и отдана дань тем, кто снимал свои репортажи , непосредственно, на месте событий!)

        • Anton Sereda

          Да, я частенько бываю в меньшинстве. Скажем, куча народу у нас в стране любят группу ДДТ, а мне как-то не очень. Эх.
          Ой-вей, Вы похоже не внимательно рассматривали альбом. Таких фото два, если одно из них выглядит к месту, то второе совершенно нет.

          • Artur-Denisov

            ))) Антон, не Вы один не любите ДДТ!)) Прямо скажу — перед такими ребятами, как Captain Beefheart, или The Fall , ДДТ и рядом не стоит! Вот, Петр Момонов — это круто! И AC/DC — тож круто!)) И «1949 Шанхай! — это мега-круто!!)))

  • Pingback: «Пхеньян», рецензия | Комикстрейд()