Не только лучший научно-фантастический комикс на рынке в данный момент, но и просто один из лучших комиксов вообще. Эпическое, трогательное, незабываемое исследование того, что значит быть человеком.

Джон Лэйман

В прошлом году Elephantmen, серия комиксов за авторством Ричарда Старкингса, перебралась через отметку в шестьдесят номеров. Солидная цифра для любого современного онгоинга и довольно редкий случай для издательства Image Comics. На протяжении уже более восьми лет Старкингс пишет свой магнум-опус, с помощью которого доказывает право называться не только мастером леттеринга, но и талантливым сценаристом. Однако, несмотря на стабильно позитивные отзывы тех немногих, кто добирается до чтения этого комикса, Elephantmen постоянно остается в тени других проектов издательства. Ситуация грустная, особенно если знать, насколько у серии высокий уровень исполнения. Даже на зарубежных ресурсах материалов по теме относительно немного, а уж в рунете и вовсе царит полный информационный вакуум. Для того, чтобы хотя бы немного его заполнить, был подготовлен этот материал. Перед вами достаточно объемная статья, из которой вы узнаете об Elephantmen все самое важное и даже чуточку больше.

Давайте сперва сразу же ответим на базовый вопрос — «о чем?»

Будущее, XXIII век. Зловещая корпорация во главе с не менее зловещим гением с помощью манипуляций в генной инженерии создает новый вид солдат. Эти создания представляют собой разумные гибриды животных и человека. Они быстры, сильны и невероятно выносливы. Единственная цель их существования — быть живым оружием на войне. Такое вступление достойно стать началом клишированного экшена про суровые будни боевых суперзверей. Но, к счастью, это не тот случай. Первая же война заканчивается для зловещей корпорации самым плачевным образом. Она терпит поражение, и вся верхушка попадает под трибунал. Суперсолдаты-гибриды оказываются освобождены от гнета своих создателей. Что же делать с несколькими десятками тысяч этих существ? Объединенные Нации по определенным причинам (ничего в Elephantmen не происходит просто так) решают оставить их в живых. После прохождения обязательного курса реабилитации новой расе дают шанс интегрироваться в общество людей и попытаться ужиться в нем. У кого-то это получается, у других — не очень. Официально этих существ называют трансгениками, но в народе приживается их пренебрежительное прозвище — те самые elephantmen. Собственно, сам комикс рассказывает об этих существах, обычных людях и странном мире, в котором все они вынуждены сосуществовать.

Первый шаг главных героев на пути к новой жизни
Первый шаг главных героев на пути к новой жизни

Если, прочитав вышенаписанное, вы заинтересовались, я предлагаю вам пройти со мной длинный путь от истоков серии до последних ее выпусков. В процессе я постараюсь рассказать о том, откуда взялся этот комикс, как к нему подступиться и чем же он хорош. Статья поделена на пять частей, желательно знакомиться с ними последовательно. Я начну издалека, с самого начала.

1. Истоки серии / 2. Порядок чтения / 3. Hip Flask / 4. Elephantmen / 5. Бумажные издания

Истоки серии

Чтобы узнать, откуда «выросли» Elephantmen, нужно проследить, на чем вырос их автор. Комикс этот является квинтэссенцией всего того, что было близко его создателю во время взросления.

Ричард Старкингс родился в 1962-м году в Лидсе, Англия. Первый свой комикс прочитал в 9 лет. Вся его юность прошла под знаком увлечения научной фантастикой, которая переживала тогда свой расцвет. На британском телевидении выходило огромное количество сериалов на фантастическую тематику. На их основе создавались самые разнообразные комикс-стрипы, затем попадавшие в журналы-антологии, вроде Countdown и Look-In. Там же публиковались и оригинальные сюжеты. The Trigan Empire, Fireball XL5, UFO, Star Trek — эти названия стали для Старкингса первыми шагами в увлечении комиксами. По ним у него сформировалось определенное понимание архетипа протагониста. «Я всегда считал, что настоящие герои держат свою силу и намерения при себе, а не бросаются ими в лицо противников, угрожающих нажать на курок. Герои моей юности были путешественниками и исследователями, которые понимали, что с большой силой приходит и большая ответственность. Они спасали людей, а не убивали их», — вспоминает Старкингс. Неудивительно, что из всех американских комиксов он испытывал наибольшую симпатию к Fantastic Four (которую всегда воспринимал как замаскированный под супергероику сай-фай), а его любимым персонажем был The Thing. И действительно, провести параллели между главным персонажем Старкингса Гипом Фласком и Беном Гриммом можно с первого взгляда. Фласк в комиксах Ричарда занимается ровно тем же, чем когда-то герои его любимой фантастики — что-то исследует или расследует, старается спасать, нанося минимум вреда. Он миролюбивый большой парень, крайне неохотно прибегающий к огнестрельному оружию и старающийся найти компромисс в любой ситуации.

А еще Старкингс позаимствовал у фантастики 70-80-х множество визуальных элементов и дизайнов, вместе с художниками применив их повсюду, от транспорта до архитектуры. Он навсегда остался влюблен в работы таких иллюстраторов британских стрипов, как Дон Лоуренс, Рон Эмблтон и Майкл Нобл. И это не говоря уже о совсем очевидных источниках вдохновения, будь то работы Мебиуса или Blade Runner Ридли Скотта. В результате, идейно и отчасти визуально, Elephantmen выглядит как старорежимная фантастика, а безумный концепт может напомнить о самых разных вещах — от Kamandi до «Планеты обезьян».

03
04
05

Классика, послужившая источником вдохновения авторов Elephantmen

Старкингс сделал головокружительную карьеру. Твердое решение связать свою жизнь с комиксами привело его в Marvel UK, где он проработал пять лет на разных должностях — от дизайнера и замещающего автора до редактора. Поняв, что пора двигаться в высшую лигу, Ричард в начале 90-х уехал в Америку и устроился заниматься леттерингом в головной офис Marvel. Потом был еще миллион разных трудностей, революционное решение о создании шрифтов на компьютере и основание Comicraft — пожалуй, самой известной на данный момент компании, занимающейся дизайном и леттерингом в комиксах. Вы можете найти ее логотип или имя самого Старкингса во множестве прекрасных серий — от Marvels и Astro City до Conan и Godland.

Ричард Старкингс
Ричард Старкингс

Вслед за Comicraft последовало основание издательства Active Images, через которое Старкингс вполне успешно продавал свои шрифты. Для их более наглядной рекламы был необходим какой-нибудь маскот, узнаваемый персонаж, который мог бы привлечь внимание на баннерах и иллюстрациях. Старкингс попробовал договориться на этот счет с Marvel и DC, но ничего не вышло. Тогда он решил создать своего собственного героя. Имя Hip Flask было придумано еще до визуального образа. В дословном переводе это карманная фляжка для алкоголя, из которой любят отхлебывать потрепанные детективы в кино. Кроме того, Ричард очень хотел, чтобы в атрибутах одежды присутствовали шляпа и пальто, но не знал, делать ли персонажа человеком или антропоморфным животным. Тогда его жена резонно заметила, что хомо сапиенс в пальто и шляпе будет не самым оригинальным вариантом. Нужно было использовать что-то поинтереснее. А раз уж hip перекликалось с hippo, то идея с гиппопотамом лежала на поверхности. Так маскотом Старкингса стал прямоходящий бегемот Гип Фласк. Справедливости ради нужно добавить, что в комиксах это не настоящее имя персонажа, а его прозвище.

В качестве героя с рекламных плакатов и пинапа, лишенный всякого контекста, Гип просуществовал еще несколько лет. И тут в истории появляется приятель Старкингса, художник Хосе Ладронн.

Хосе Ладронн
Хосе Ладронн

Ричард познакомился с Ладронном в конце 90-х, когда мексиканец работал в Marvel. Они быстро нашли общий язык, и Ладронн согласился на предложение нарисовать пинап с Гипом. Чуть позже оказалось, что у них не только общая работа, но и культурные интересы. Ладронн тоже оказался поклонником научной фантастики, комиксов Жана Жиро и фильмов Ридли Скотта.

Вскоре случилась не очень приятная история, из-за которой отношения художника и Marvel дали трещину. Хосе работал над мини-серией из четырех выпусков Inhumans, взял на себя обязанности инкера и художника и надеялся самостоятельно ее покрасить. Однако, в жесткий график Marvel он никак не укладывался. О работе с цветом пришлось забыть сразу, а когда он закончил рисовать третий выпуск, ему объявили, что издательство наняло другого художника для завершения серии. И как только Ладронн вынужденно освободился, Старкингс предложил заняться идеей, которую они уже обсуждали ранее — созданием полноценного комикса про Фласка. Ричард пообещал другу полную свободу авторского видения и отсутствие любых ограничений по срокам (звучит весьма иронично, потому что серия выходит уже 13 лет и все еще не закончена). Ладронн согласился. Вместе они начали работать над мини-серией с незамысловатым названием Hip Flask.

Порядок чтения

Необходимо сразу уточнить структуру всей линейки комиксов про элефантменов, чтобы вы не запутались в последующих текстах. Вселенную можно разделить на три ветви: мини-серия Hip Flask, онгоинг Elephantmen и мини-серия Elephantmen: War Toys.

  • Hip Flask начал выходить в 2002-м году, раньше онгоинга, и не закончен до сих пор.
  • Elephantmen появился в 2006-м и его события происходят за несколько лет до ключевого сюжета Hip Flask. То есть это спин-офф/приквел.
  • Действие Elephantmen: War Toys, в свою очередь, происходит еще раньше онгоинга.

Порядок чтения и точка старта здесь не совсем очевидны. Ниже я указал тот порядок, который сам считаю оптимальным. Пропускать какую-то часть историй я бы крайне не советовал из-за их взаимосвязи, да и причины отсутствуют — в Elephantmen нет ни одного откровенно плохого сюжетного арка. Итак:

Hip Flask #1: Unnatural Selection (иногда встречается под названием Elephantmen #0)
Hip Flask #2: Elephantmen
Hip Flask #3: Mystery City
Elephantmen #1-9
Elephantmen: Pilot
Elephantmen #10-30
Elephantmen: Man and Elephantman
Elephantmen #31-33
Elephantmen: War Toys #1-2
Elephantmen: War Toys — Yvette
Elephantmen: War Toys #3
Elephantmen #34-39
Hip Flask #4: Ouroborous
Elephantmen #40-…

Примечание. Будьте внимательны. Фактически, Hip Flask #2-3 можно читать в любое время, без всякой зависимости от онгоинга. А вот в Ouroborous присутствуют критические спойлеры к поздним событиям основной серии. Если не хотите делать долгий перерыв между выпусками, можете просто отложить чтение Hip Flask #2-3 на потом и вернуться к ним после 39-го номера онгоинга.

Hip Flask

Hip Flask — это мини-серия из пяти выпусков: Unnatural Selection (2002), Elephantmen (2003), Mystery City (2005), Ouroborous (2012) и Irreversible (на момент создания этой статьи еще не вышел). В первых двух Старкингсу с диалогами помогал Джо Кейси, которого позвали в качестве подушки безопасности, а дальше Ричард справлялся уже самостоятельно.

Unnatural Selection представляет собой полностью обособленный ориджин — создание элефантменов, их тренировка, участие в войне и освобождение. Очень кратко и вместе с тем емко. Это лучший «вход» во вселенную из всех возможных. Здесь вы сразу поймете, к какой стилистике тяготеет Старкингс, и какое настроение он хочет создать на страницах. Идеальное знакомство для нового читателя. Что и неудивительно, конечно, ведь это самый первый комикс про элефантменов.

Момент творения: рождение Гипа Фласка
Момент творения: рождение Гипа Фласка

Остальные четыре выпуска мини-серии образуют единый сюжет — The Big Here and the Long Now. Трансгеники уже расселились по всему миру и люди к ним привыкли. Гип Фласк, сотрудник Информационного Агентства, ведет расследование, которое начнется с неопознанного трупа, продолжится путешествиями во времени, а закончится… пока не ясно чем. Серию обещали закончить в этом году, но есть ощущение, что этого опять не произойдет, потому что ничего про выход Irreversible до сих пор не слышно.

Так как сценарий был написан во времена, когда Старкингс только-только прощупывал почву сторителлинга в авторском проекте, не нужно возлагать на саму сюжетную линию The Big Here and the Long Now особо крупных ожиданий. Это вполне занятное фантастическое приключение, но не более того. Гораздо интереснее здесь сам мир, персонажи и способы их взаимодействия. Именно Hip Flask заложил весь фундамент вселенной, в которой потом будет разворачиваться действие онгоинга. По сути, что нужно было Старкингсу? Написать комикс про бегемота в шляпе. Самым легким и логичным решением было бы сделать Гипа юмористическим героем и поселить в каком-нибудь городе животных. Но Ладронн и Старкингс пошли трудным путем. Они изначально решили сделать элефантменов настолько правдоподобными, насколько им позволяла сама история про антропоморфных зверей. Главной задачей было создать персонажей, которые не выглядели бы так, будто сбежали из мультика про говорящих животных. Анатомия стала настоящей проблемой. Пропорции тел, посадка головы, манера передвижения, мимика — все это нужно было проработать особым образом. Ладронн сделал огромное количество эскизов, прежде чем нащупал нужные дизайны.

Добро пожаловать в Лос-Анджелес образца 2262-го года
Добро пожаловать в Лос-Анджелес образца 2262-го года

Но элефантменов еще и нужно было поместить в футуристический сеттинг, и сделать так, чтобы они там прижились. Здешний мир тотальной урбанизации и гигантских небоскребов — не самое очевидное место для проживания подобных персонажей. Подход, с помощью которого Старкингс добился успеха, сильно отличается от того, который мы привыкли видеть в других работах, где задействованы антропоморфные звери. Grandville, Blacksad, Mouse Guard, Mice Templar и т.п. — все это, по сути, комиксы про людей, на которых по определенному замыслу (сюжетному, символическому или просто художественному) надеты аватары животных. Мир Elephantmen не имеет с перечисленными примерами почти ничего общего. Трансгеники — не изобразительный или повествовательный прием авторов. Это совершенно «натуральные» персонажи с правдоподобной историей появления на свет; они взаимодействуют с миром обеими своими половинами — и человеческой, и животной. Проще говоря, вспомните вселенную Shadowrun и поместите туда существ из «Острова доктора Моро». Тогда вы получите очень точное представление об Elephantmen.

Кроме заслуг Ладронна в дизайне мира, надо еще и отметить сам стиль его рисунка, который сочетает европейскую и американскую школы комикса. Детализированный, покрашенный акварелью вручную, арт в Hip Flask выглядит очень привлекательно. Ладронн — типичный перфекционист. Работает он очень долго и тщательно. Несмотря на то, что действие Hip Flask происходит лишь в нескольких местах Лос-Анджелеса, он построил на компьютере макет всего города, чтобы правильно отразить пропорции зданий, углы зрения, и не запутаться в нагромождении небоскребов.

Кстати говоря, специально для серии Хосе нарисовал четыре арта с ключевыми персонажами, которые позже были использованы для рекламы, вариантных обложек и прочего промоушена. Атмосферный арт с Гипом может служить отличным примером скрупулезности мексиканца. Практически вся иллюстрация была нарисована и покрашена на бумаге вручную, а потом в Photoshop добавлялись отражения и детали освещения, чтобы влажные поверхности, потеки ржавчины, рассеянный свет и пар выглядели достаточно правдоподобно.

10
11
12
13

Те самые арты Ладронна

За второй выпуск Hip Flask Ладронн был номинирован на «Айснера» в категории Best Painter, а за третий выпуск эту премию выиграл. Неудивительно, что впоследствии он удостоился чести рисовать Final Incal с благословления Жиро, тем самым завершив дело своего кумира. К сожалению, в последнее время Хосе пересел за компьютер и планшет, что позволяет работать быстрее, но все же впечатляет совсем не так, как сделанное вручную.

Elephantmen

Для обзора достаточно крупной серии я решил использовать официальное разделение по томам (volumes). Никаких серьезных спойлеров вы здесь не найдете. Я не раскрывал ни сюжетные повороты, ни даже большую часть персонажей, ограничиваясь общими описаниями. Надеюсь, что это даст новым читателям представление о содержании и особенностях серии. В каждом томе я выбрал наиболее впечатляющий выпуск. Сразу скажу, что это только мое мнение. Оно взвешенное и обдуманное, но не претендует на истину в последней инстанции. Ну что ж, начнем!

Volume 1: Wounded Animals
(#0-7)

Как я уже говорил выше, онгоинг вырос из мини-серии Hip Flask и появился на свет в 2006-м году. К тому времени компания Старкингса Active Images, которая изначально выпускала HF, уже была тесно связана с Image Comics. Под их крылом и стала выходить серия Elephantmen. Никаких долгосрочных планов на комикс не возлагалось. Задумка была в том, чтобы создать приквел (действие происходит в 2259-2260 годах), который расширил бы вселенную с помощью небольших историй. Из-за этого большинство выпусков из первой дюжины поделены на две части, каждая со своим сюжетом: один законченный, другой сквозной. Уже позже, когда серия перевалила через десяток номеров, Эрик Стивенсон (нынешний издатель Image, если кто забыл) предложил Старкингсу сделать серию полноценным онгоингом без деления выпусков на части. Ричард согласился и в дальнейшем еще не раз благодарил Стивенсона за поддержку серии.

Дождь является неотъемлемым атрибутом  атмосферы Elephantmen
Дождь является неотъемлемым атрибутом атмосферы Elephantmen

Несмотря на то, что по структуре номеров первый том отличается от последующих, в нем присутствуют все сильные стороны серии, все ее ключевые идеи и все то, за что вообще можно любить Elephantmen.

Например, это разнообразие. Старкингс очень старается не стоять на месте. Постоянная смена героев, приемов изложения сюжета, визуального оформления, времени и места действия стала отличительной чертой онгоинга. Причину этого я вижу в том, что для Ричарда это всегда был единственный авторский комикс, поэтому у него естественным образом сформировалось желание писать по-разному и о разном. Вероятно, в этом же лежит причина разноплановости Elephantmen. Это фантастика с широким размахом поджанров: от военной драмы до мелодрамы, от детектива до хоррора, от социальной сатиры до романтической комедии.

Первый том прекрасно отражает это разнообразие. Благодаря постоянной смене персонажей, вы сможете взглянуть на вселенную с разных углов, прочитаете выпуск, где в соавторах сценария справедливо указан Бог, и познакомитесь с полноценной детской сказкой, которую создали Джо Келли и Крис Бачало по просьбе Старкингса.

Еще одна важная особенность Elephantmen — это постоянное использование культурного подтекста и огромное количество разнообразных отсылок. Старкингс очень часто играет с литературой и фольклором. Он любит находить разнообразные параллели с образами животных в международной культуре и использовать их, чтобы наиболее емко и элегантно раскрыть своих героев. Для Старкингса звериная сущность персонажей отражается не только в облике. Она здесь имеет особый смысл: создает архетипы, влияет на характер, поведение, мироощущение элефантменов и их окружающих. На ней строится множество иронии и юмора как в тексте, так и на иллюстрациях.

По словам Старкингса, дизайн «безликого» поезда вызывает у него ассоциации с исторической хроникой и составами, ходившими в Аушвиц
По словам Старкингса, дизайн «безликого» поезда вызывает у него ассоциации с исторической хроникой и составами, ходившими в Аушвиц

Лучший выпуск в томе: #1, See the Elephant. Дебютный номер это стопроцентное попадание в цель, он же является самым любимым у самого Ричарда. Неожиданно серия стартует не с Гипа Фласка, а с совсем другого героя, депрессивного «слона» Эбони Хайда, который интегрировался в общество не так удачно, как Фласк, и до сих пор страдает от воспоминаний о войне. Его случайная встреча на улице с разговорчивой школьницей дает точный образ всего отношения, которое сложилось в обществе к гибридам, вроде Хайда. Одновременно нас проводят через серию флэшбеков, которые дают точку опоры тем, кто не читал Unnatural Selection. Вторая история в этом выпуске представляет нам Джо, незначительного персонажа третьего плана. Джо — человек, и ему совсем не нравится жить по соседству с элефантменами. Его внутренний монолог — это образ мыслей толпы, которая вынуждена делить улицы своих городов со странными существами.

Первый номер хорош и как вводная часть для онгоинга, и как пара отдельных зарисовок. Старкингс за минимальное количество страниц успевает заинтересовать персонажами, создать эмоциональный окрас и показать два ключевых сюжетных лейтмотива Elephantmen: ксенофобию и психологические проблемы ветеранов войны. Пусть конфликт и закончился более 15-ти лет назад, многие герои все еще ощущают себя на поле боя. Этому способствуют предрассудки и тревога обычных людей, которых тоже нельзя винить, ведь их страх вполне оправдан.

14
15

Хайд не смог найти себя ни на войне, ни на «гражданке»

Что касается рисунка, то Хосе Ладронн, к сожалению, никогда не рисовал Elephantmen, ограничившись несколькими обложками. В начале онгоинга его место занял Джастин Норман, более известный как Моритат. За всю историю серии в гостях у Старкингса побывало огромное количество художников, но именно работы Нормана можно назвать наиболее близкими к Hip Flask. Несмотря на нарочито грубый стиль с линиями безумной толщины, он сохранил очень сдержанные, приглушенные цвета мини-серии. Позже онгоинг станет гораздо ярче и потеряет от этого долю своей атмосферы.

В этом же томе, буквально со второго номера, читатель должен свыкнуться с постоянным чередованием художников на серии. Для авторских комиксов вещь довольно редкая, но и Старкингса не назовешь обычным автором. Благодаря количеству своих связей, он может постоянно приглашать самых разных знакомых, чтобы те нарисовали выпуск, пару страниц или, хотя бы, обложку. Так в Wounded Animals на огонек успевают заглянуть Том Сциоли, Генри Флинт и Крис Бачало.

Volume 2: Fatal Diseases
(#8-15, Pilot)

Не поймите меня неправильно, но все сцены с голым Гипом это чистый фан
Не поймите меня неправильно, но все сцены с голым Гипом это чистый фан

Серия быстро набрала максимальные обороты в плане креатива. Практически каждый выпуск в Fatal Diseases заслуживает отдельного рассмотрения.

Например, стоит обратить внимание на так называемый Pilot. Это малосвязанный с остальными событиями в томе выпуск, построенный по принципу историй в истории. Двое персонажей читают комиксы, которые нарисованы в мире Elephantmen фанатами Гипа (он вообще достаточно известная личность, благодаря своей работе и расе). Комиксы эти выполнены в разных стилях и написаны не Старкингсом, а приглашенными авторами — Куртом Бьюсиком, Джо Келли и Джефом Лоэбом. От последнего здесь, например, жгучая пародия на комиксы 90-х, уморительно стилизованная рисунком и сценарием под соответствующий временной период («Comics full of boobs and guns?! What’s not to love?»).

В Fatal Diseases происходит важное событие для онгоинга — здесь впервые появляется сюжетный арк. Короткий, больше похожий на эксперимент, но оказавшийся крайне удачным. В первом томе уже присутствовала некая условно сквозная история, но она никуда, по сути, не привела. Поэтому именно здешний сюжет про падение «заразного» метеорита на пляж Санта-Моники можно считать первой полноценной историей на несколько номеров в Elephantmen.

Зебр Тренч выделяется даже на фоне яркого каста серии
Зебр Тренч выделяется даже на фоне яркого каста серии

Лучший выпуск в томе: #10, Unicorn. В нем через сплав мифов о единорогах раскрывают самого противоречивого персонажа серии, успешного бизнесмена и богатейшего трансгеника в мире Обадайю Хорна. Он появлялся в серии и ранее, но здесь Старкингс хочет передать всю картину его восприятия мира и природу взаимоотношений с возлюбленной, Сахарой. Этот союз трансгеника и обычной женщины вообще играет важную роль для всей серии. Хорн, нечистый на руку безжалостный прагматик, дорожит в жизни единственным живым существом — своей подругой. А она, в свою очередь, усмиряет его природную вспыльчивость и агрессивность. Это искренние и трогательные отношения, но общество относится к ним очень неоднозначно. В Unicorn Хорн предстает перед читателем во всем своем величии. За личиной хитрого дельца скрывается могущественный защитник, который так нужен своей женщине, чтобы она могла оградить себя от страха перед собственным прошлым.

20
Не шутите с единорогами

С этого тома ротация художников на серии приобретает лавинообразный характер. Работы Моритата все еще преобладают, но количество гостевых иллюстраторов значительно увеличивается. Я не буду прописывать здесь все имена, остановлюсь на одном. Йен Черчилл. Его чистый и аккуратный арт резко контрастирует с Моритатом, но ничуть не ухудшает восприятие истории. А еще он как-то особенно грамотно работает с пропорциями тел элефантменов, поэтому трансгеники у него выглядят по-настоящему выразительно.

Volume 3: Dangerous Liaisons
(#16-23)

Пожалуй, лучший том в серии до сих пор.

После окончания арка про метеорит, онгоинг снова обращается к формату законченных историй на один выпуск. Dangerous Liaisons начинается с упражнения автора в нуаре. Старкингс рассказывает эпизод из жизни хладнокровного наемного убийцы Сайленсера. Это не единственный пример того, как в Elephantmen читателю то и дело дают переосмыслить свои представления об эпизодических героях, мелькавших ранее на паре страниц. Вот и коварный Сайленсер в мгновение ока из скучного киллера превращается в очеловеченного, харизматичного плохого парня с четкой мотивацией.

Еще одна интересная часть третьего тома — трилогия выпусков, которые нарисовала Мариан Черчленд. Каждый из номеров посвящен определенной героине серии: развязной таксистке Мики, прилежной стажерке Вэнити и знаменитой Сахаре, подруге Хорна. Опять же, все они уже знакомы читателю, но Старкингс показывает каждую с новой стороны. О каждой мы узнаем что-то особенное, что-то личное. Как минимум часть прошлого, как максимум — совершенно другую, незнакомую нам до этого сторону жизни.

Выпуск, посвященный Мики, заставляет переосмыслить этого персонажа целиком
Выпуск, посвященный Мики, заставляет переосмыслить этого персонажа целиком

Но лучшим выпуском тома и просто одной из лучших историй во всей серии становится #17, The Monster is Loose. Одноглазый «бородавочник» Таск сбегает из своей камеры в больнице и оказывается на улицах Лос-Анджелеса. Он давно потерял рассудок, потому что во время войны оказался в прямом смысле подопытной свиньей, на которой испытывали химическое оружие. На поиски безумного и потенциально опасного элефантмена выходят отряды полиции.

The Monster is Loose это двадцать с лишним страниц концентрированной, пронзительной тоски и бесконечного ночного дождя. При этом даже нельзя сказать, что Старкингс здесь давит на жалость. История тут довольно гротескная, трагикомичная, напоминающая длинный, грустный анекдот. И в финале, когда офицер полиции Тренч многозначительно произнесет, что все люди для него на одно лицо, смеяться совсем не захочется.

Эбони держит дома целый выводок кошек. Они не только спасают его от одиночества, но и выполняют функцию будильника
Эбони держит дома целый выводок кошек. Они не только спасают его от одиночества, но и выполняют функцию будильника

Арт в Dangerous Liaisons еще более разнообразный, чем раньше. Фактически, это уже своего рода антология. Моритат оказался занят на других проектах, поэтому его здесь самый минимум. Разумеется, наиболее интересным пополнением в команде стала Черчленд. У нее совершенно уникальный стиль. Особенно ярко он проявляется в лицах персонажей и покраске. Для последней используются маркеры, акварель и акрил в различных сочетаниях. В результате получается удивительная «воздушная» картинка, которая мгновенно узнается всегда и везде.

Volume 4: Questionable Things
(#24-30)

Как это часто бывает, вслед за вершиной сразу же идет спуск. У Questionable Things даже название говорящее, все тут и правда сомнительно. Причина проста. Большая часть тома посвящена сюжетной линии про подпольную ячейку «MAPPO», той самой корпорации, которая создала элефантменов. После своего поражения почти все ее работники оказались арестованы, но небольшая группа смогла улизнуть. Теперь они всплыли в Лос-Анджелесе и решили провернуть свой хитрый план.

Сюжет получился пусть и не совсем плохим, но, по меркам Elephantmen, довольно-таки скучным, безо всякой интриги и с очень затянутым действием. Несколько выпусков персонажи топчутся на месте, Старкингс использует точку зрения то одного персонажа, то другого, но ничего не помогает. Ну и еще одной проблемой все-таки стал рисунок. Серия прожила довольно долго без постоянного художника (Старкингс даже сделал 25-й выпуск своеобразным арт-сборником, каждую страницу там рисовал разный художник). Когда-то это должно было перерасти в беспорядок. Именно это произошло в Questionable Things. Ротация художников приобрела совсем уж критические масштабы и начала вредить серии. Плюс превратился в минус. Моритат к тому времени уже почти полностью отошел от Elephantmen, несколько номеров дорабатывались всей толпой знакомых Старкингса.

В конце концов с 30-го номера у Elephantmen появился постоянный художник. Им стал Аксель Меделлин, еще один мексиканец кстати говоря. Это, разумеется, не значит, что сторонних иллюстраторов перестали приглашать. Просто теперь это делалось тогда, когда было уместно, а не в авральных обстоятельствах.

Именно арт Меделлина дал комиксу новое лицо, которое он сохраняет и по сей день. Аксель сам занимается и рисованием, и покраской. При этом стадия работы с тушью полностью пропускается. Поначалу этот метод с отсутствием туши Старкингс и Меделлин решили применить в качестве эксперимента. Но результат так понравился обоим, что решено было работать по этой схеме и дальше. И хотя Меделлин вполне компетентен с карандашом, его главное достоинство — умение фантастически красить. В первую очередь благодаря этому нынешний арт Elephantmen имеет совершенно особенный стиль. Это насыщенные цвета, море бликов и общая глянцевость. Да, такой подход сильно отличается от изначального визуального облика серии и традиций Hip Flask, но тут уж ничего не поделаешь.

24
25
26

Арт Акселя Меделлина во всей красе

Лучший выпуск в томе — #30, Siren Song. Под конец тома Старкингс подарил читателям очень «интимный» выпуск, да еще зашел на весьма скользкую территорию межвидовых отношений. Да еще как зашел! Практически ворвался. Чего уж тут скрывать, сексуализация женских персонажей всегда имела место в Elephantmen, чтобы просто добавить серии немного лишнего фана. Но вряд ли кто-то ожидал, что Старкингс пойдет дальше. Как я уже говорил, элефантмены мало похожи на антропоморфных животных из других комиксов. В рамках своей вселенной они абсолютно настоящие. И у них тоже есть секс. Даже с обычными женщинами. Этой теме на протяжении всей серии уделяется достаточно внимания. В первую очередь, ее этической стороне, разумеется. Данная «проблема» очень волнует общество 23-го века, и многие противники элефантменов особенно активно нажимают на этот вопрос. Можно ли считать межвидовые отношения легитимными? Подпадают ли они под понятия сексуальных отклонений? Уж не зоофилия ли это?

Так вот, в 30-м номере Старкингс тактично протаскивает в сюжет элемент очень легкого интима (никаких шокирующих кадров там нет, не переживайте), который не только увлекательно прописан, но и потрясающе красиво нарисован. Siren Song — это хорошая точка завершения для слабого, в целом, тома.

Volume 0: Armed Forces
(#34-35, War Toys #1-3, War Toys: Yvette)

Как можно догадаться по номеру тома, Armed Forces это приквел к основной серии. И не беспокойтесь, он стоит именно на том месте, где должен быть — перед пятым томом. Сюда входят несколько историй, изданных в разное время, но рассказывающих об одном временном периоде и объединенных одним главным героем. Это лимитка War Toys, ван-шот Yvette и парочка номеров из онгоинга. Все они образуют единую сюжетную линию. Путаться здесь негде: просто продолжение лимитки Старкингс запихнул в сам онгоинг.

Несмотря на то, что война имела огромное значение для вселенной Elephantmen, Ричард очень неохотно раскрывал ее детали. Долгое время было даже не ясно, кто с кем и по какой причине воевал. Кусочки истории были разбросаны то тут, то там. Лимитка была призвана ответить если не на все, то хотя бы на большинство вопросов.

Итак, 2239-й год, до событий онгоинга еще двадцать лет. Таинственный смертоносный вирус практически опустошает Европу. С целью захватить территории, пребывающие в разрухе и хаосе, Африканский Альянс, сотрудничающий с корпорацией «MAPPO», отправляет в зону конфликта искусственно выведенную расу солдат, имунных к заразе. У элефантменов простой приказ — зачищать территорию от любых признаков жизни и подавлять сопротивление тех немногих, кто пережил атаку вируса.

В некоторые моменты War Toys выглядит  совершенно макабрически
В некоторые моменты War Toys выглядит совершенно макабрически

Главным действующим лицом сюжета стали не трансгеники, а молодая француженка Иветт. Потеряв семью, она оказывается перед выбором — кардинально измениться здесь и сейчас или умереть. Оказавшись достаточно решительной и целеустремленной, она становится солдатом, затем легендой Сопротивления, а потом и самым безжалостным убийцей на этой войне. Ее ненавидят и боятся элефантмены, ее уважают и обожествляют боевые товарищи. Но она еще не понимает, что встала на путь саморазрушения, с которого ей будет тяжело свернуть.

Историю Иветт можно смело называть одним из главных успехов Старкингса во всей серии. Это довольно лаконичный, но эмоциональный рассказ, от которого нельзя остаться равнодушным. Через Иветт мы смотрим на элефантменов с совершенно непривычной для нас перспективы. Читая онгоинг легко питать симпатию к этим странным созданиям, которых притесняют и недолюбливают злобные людишки. Но в Armed Forces можно увидеть деструктивную сторону трансгеников и хорошенько понять, почему люди в будущем будут бояться и ненавидеть этих существ. Видя их зверства и разрушение, которое они несут ее стране, Иветт вынуждена превратиться из жертвы в агрессора.

Моментом перелома героини можно считать лучший выпуск в томе — Nightingale, который входит в ван-шот Yvette. Это своеобразная история перерождения, пройдя через которое Иветт уже не будет такой, как прежде. На последней странице этого номера не говорят ни единого слова, но в тех шести кадрах, которые там нарисованы, Старкингс рассказывает о персонаже больше, чем дал бы самый длинный диалог. К сожалению, изначально ван-шот вышел позже лимитки War Toys и это подпортило целостность общего сюжета. Настоятельно рекомендую читать Yvette тогда, когда это указано в порядке чтения, чтобы получилась хронологически последовательная история.

Elephantmen постоянно оправдывает свою маркировку «for mature readers», но авторы никогда не переходят черту
Elephantmen постоянно оправдывает свою маркировку «for mature readers», но авторы никогда не переходят черту

Интересной особенностью Armed Forces является сам сеттинг, в котором происходят боевые действия. Несмотря на довольно далекое будущее, война тут изображается с налетом эстетики Первой Мировой. Не в том смысле, что здесь бегают с примитивными винтовками и ездят на допотопных танках. Дело в самом месте действия и атмосфере. Изуродованные европейские деревушки, бесконечные линии окопов и маленькие городки, утопающие в крови и грязи, образуют на страницах серый, холодный мир, по которому бродят звероподобные монстры. Все это совершенно не похоже на то, что мы обычно видим в Elephantmen.

Armed Forces объединяет в себе арт Моритата (весь War Toys) и Бу Кука, британца из 2000 AD (34-й и 35-й номер). Лимитка любопытна тем, что она полностью черно-белая. Благодаря этому история приобретает своеобразный «архивный» вид, который идеально сочетается со стилизацией под Первую Мировую. Бу Кук обычно рисует обложки онгоинга, однако на пару номеров взялся и за внутренний арт. Его работы частично компенсируют сценарий, который в этих номерах немного беднеет и делает уклон в экшн.

Volume 5: Devillish Functions
(Man and Elephantman, #31-33, 36-39)

Центральный арк пятого тома является одной из наиболее драматичных частей Elephantmen. И определенно самой сложной для описания без спойлеров. Здесь заканчиваются пути нескольких важных персонажей, и подводится итог всех рассуждений автора серии о влиянии войны на личность. Старкингс еще до начала работы над онгоингом много общался с настоящими ветеранами военной службы, страдающими от посттравматического стрессового расстройства. Именно поэтому данная тематика присутствует в комиксе. В Devillish Functions определенные герои, наконец, становятся перед четким пониманием того, что война, которая до сих пор идет у них в голове, разрушает их изнутри и мешает жить. Возможно ли повернуть назад? И насколько высокой может быть цена правильных поступков? Лучший номер в томе, #39, The Buddha Resides in a Pure Heart, в ходе своей кульминации расставляет все точки над i.

Не забудем и про standalone-выпуски.

Man and Elephantman не является частью онгоинга, а проходит как ван-шот. В свое время его рекламировали через The Walking Dead #86 как точку старта для новичков. Получилось, на мой взгляд, не шибко хорошо. Людям, не читавшим серию, я бы Man and Elephantman точно не советовал. Номер представляет собой одну большую отсылку к «Превращению» Кафки. Как и герой классического произведения, Гип Фласк с утра обнаруживает себя превратившимся в нечто совершенно ему чужеродное. У Кафки Грегор Замза из человека обращался в насекомое, а вот Гип превращается из антропоморфного бегемота в человека. Это само по себе не самое легкое, путано написанное чтиво, а уж чтобы оценить все отсылки и метаморфозы персонажей, лучше крепко дружить с онгоингом в течение длительного времени.

30
31-1
31-2

Иногда Старкингсу становится лень писать, и он дает художнику карт-бланш

В 33-м номере на огонек в Elephantmen заскочил Шейки Кейн. Это стало первым, но не последним появлением на серии великолепного британца с его неподражаемым стилем. Под стать арту Старкингс написал фееричную историю пластического хирурга, одержимого весьма специфической идеей по усовершенствованию своей жены. Кейн здесь ровненько на своем месте, потому что в сюжете присутствует солидная доля чистого безумия пополам с хлестким черным юмором. То есть именно то, что и привык иллюстрировать Шейки.

Ах да, чуть не забыл. В одном из номеров есть задорный оммаж классическим комиксам про Конана, в котором Эбони машет секирой и спасает прекрасных дам. Чего только ни бывает в Elephantmen!

Volume 6: Earthly Desires
(#40-49)

Том примечателен самым длинным арком в серии, имеющим достаточно сложную структуру. Почти все здесь завязано на нитях, тянущихся чуть ли не с самого начала онгоинга. Непривычно большое для Elephantmen количество параллельных сюжетных линий связывается в здоровенный запутанный клубок. Занимаясь его неторопливым распутыванием, Старкингс не только отвечает на важные вопросы, которые упоминались еще во втором десятке номеров, но и нагло оставляет новые. Программа развлечений в Earthly Desires включает абстрактные сны главных героев, увлекательное путешествие на Марс с последующим фейерверком, хитроумное покушение на духовного лидера и прочие занимательные вещи.

В качестве гостя в серию заглянул дружище Кейна и его соавтор Дэвид Хайн. Он сделал выпуск с характерной для него creepy tale про последние часы жизни одного из идеологов «MAPPO». Это прямо-таки настоящий подарок всем, кто оценил Strange Embrace и просил еще. В свое время Старкингс помог выпустить обновленную версию этого прекрасного комикса, поэтому появление Хайна в Elephantmen было лишь вопросом времени.

32
На колени перед богом зеленых грибов!

Лучший выпуск в томе: #46, The Kalpa of Decrease. Вторая работа на серии Шейки Кейна и еще одно попадание в десятку. Это психоделическая история про случайно попавшего под воздействие особого вируса человека, который приобрел способность этим вирусом управлять. Кейн здесь снова отрывается по полной, а Старкингс мастерски аккомпанирует ему яркими диалогами. Среди прочего, тут присутствует совершенно гениальный ориджин «супергероя». Парень получает свою суперспособность, когда на пляж падает метеорит. К счастью, благодаря своей подружке, в это время наш герой оказывается закопан по шею в песок и с ведром на голове. Что его и спасает в итоге. Совпадение? Не думаю.

Volume 7: Deceiving Appearances
(#50-57)

Приближаясь в 50-му номеру, Старкингсу захотелось серьезно встряхнуть серию, чтобы привлечь в нее новых читателей. Юбилейный выпуск разрекламировали как наилучший способ старта для людей, которым хочется запрыгнуть на поезд Elephantmen с ходу, не обращаясь к старым номерам. Как и в прошлый раз, на цифре 25, праздник отметили по-особенному. Номер почти целиком состоит из нарисованных акварелью full-page артов за авторством Гейба Батисты. Но главная удача здесь даже не классный рисунок, а сценарий. Он рассказывает о появлении элефантменов в Америке (с очевидным кивком в сторону иммигрантов начала ХХ века) и раскрывает подробности их жизни в городских условиях. Получилась, с одной стороны, прекрасная точка «входа» для новичков, а с другой — полезная и интересная вещь для людей, давно знакомых с комиксом. Дело в том, что большинство элефантменов работает на грязных, низкооплачиваемых работах и прозябает в самом низу городской пищевой цепи. Они не расследуют преступления, не служат в полиции, не держат бары и не являются миллионерами. То есть они — не главные герои этой серии. В Blue Collar Blues (именно так называется 50-й номер) Старкингс пролил свет на эту прослойку общества. И сделал это, как всегда, душевно и трогательно.

33
34
35

Рабочие будни обычных элефантменов вряд ли можно назвать увлекательными

Ну а после празднования юбилея, когда все свечи на торте с цифрой 50 были задуты, пришло время нового сюжетного арка. И он кардинально отличается от всего, что было раньше в Elephantmen.

Ричард впервые написал длинный сюжет с минимальным набором действующих лиц. Picking up the Pieces — это очень компактная детективная история, в которой Гип Фласк и его напарник-человек (совершенно новый персонаж) расследуют двойное убийство. Старкингс, видимо, здраво рассудил, что если сунуть в этот арк хотя бы половину персонажей серии, то новый читатель, которого он так хотел завлечь, лишится рассудка. Поэтому новая история получилась максимально сфокусированной, особенно в сравнении с сюжетом из Earthly Desires.

36
Shit happens

На протяжении сюжета автор постепенно объясняет основы вселенной, поэтому людям, давно читающим Elephantmen, пришлось немного покряхтеть. По крайней мере, у меня было ощущение, что мне суют соску после того, как я уже вышел на пенсию. К счастью, впечатление это мимолетно. Чем дальше читаешь, тем яснее осознаешь, что здешний сюжет на удивление хорошо закручен. Я готов поспорить, что прочитав первый номер, вы не догадаетесь, как кончится вся история. Старкингс умело расставил на пути аудитории парочку хитрых ловушек, и чем более искушенным читателем вы себя считаете, тем больше у вас шансов в них угодить.

Лучшим выпуском в томе можно назвать финал сюжетного арка — #55, Semper Veritas. Начав несколько номеров назад с обыкновенного убийства, Старкингс в концовке заставит вас переосмыслить некоторые основополагающие концепции онгоинга. Вплетение в фундамент мифологии Elephantmen новых идей и нестандартная развязка — вот за что можно любить этот выпуск.

Парень с чувством вины и призрак мертвой девушки, который его преследует. Все кажется так просто…
Парень с чувством вины и призрак мертвой девушки, который его преследует. Все кажется так просто…

Но не все в Deceiving Appearances настолько хорошо, как хотелось бы. Если Picking up the Pieces можно однозначно назвать удачей Старкингса, то пара стэндэлонов, разделяющая этот арк со следующим, оказалась достаточно бледной. Шейки Кейн нарисовал свой третий номер для франчайза, историю про брутального зебра Тренча, но все оказалось значительно проще и скучнее, чем в двух его предыдущих безбашенных заходах. В Agathe нам снова представили кусочек истории Иветт, тем самым немного раскрывая этот период для новых читателей. Но, увы, выпуск лишь выглядит как чистейший филлер. Он примечателен разве что симпатичным рисунком, но никак не трогает сюжетно и очень сомнителен с точки зрения хронологии серии.

* * *

На данный момент Deceiving Appearances остается последним завершенным томом в Elephantmen. Последующие номера пока не входят в какой-либо том, и неизвестно сохранится ли вообще эта структура деления, потому что формат выпуска комикса в бумаге после 50-го номера изменился. Как бы то ни было, серия продолжается. В новом арке, Red Queen, Старкингс вернулся из компактного детектива в сюжеты с большим количеством действующих лиц. Но лишь для того, чтобы подрезать неоконченные со времен Earthly Desires линии. Получилось вполне неплохо, хотя выглядело скорее потерявшейся частью шестого тома, чем какой-то новой идеей. По пути вышел чрезмерно солидный оммаж Гигеру, который многие, наверное, приметили по обложке. Как бы интересно он ни выглядел визуально, сценарий этого номера был больше похож на скучную выборку из учебников по эволюции, чем на что-то увлекательное. На моей памяти это был один из двух-трех выпусков Elephantmen, которые мне было скучно и тяжело читать. В общем и целом, эксперименты и оригинальные идеи, которыми так ценна серия, никуда не делись после большого юбилея. Но пока все они мажут мимо цели.

Бумажные издания

Часть 1: Hip Flask

Мини-серия Старкингса и Ладронна Hip Flask выпускалась на бумаге совершенно иначе, нежели онгоинг. Она издана в формате, напоминающем альбомы BD. Это относительно тонкие книжки очень крупного размера (равны абсолютам в высоту, но немного шире).

Unnatural Selection выходила в двух вариантах: обычном в 2003-м году и юбилейном (Tenth Anniversary Elephantmen Edition) в 2013-м. Хотя точнее было бы называть их даже не вариантами, а разными тиражами. В обоих изданиях по 48 страниц и, насколько я знаю, совершенно аналогичное наполнение. Обе книги включают в себя сам комикс, небольшую вступительную часть из следующего выпуска Hip Flask (было актуально в первом издании, но на кой черт это нужно в юбилейном?) и небольшую галерею Ладронна.

Покупать отдельную книгу с Unnatural Selection стоит только в том случае, если вы твердо решили собрать Hip Flask в альбомном формате. Если же вам мини-серия не интересна, а просто хочется иметь ориджин при себе, то дополнительно тратиться не обязательно, о вас позаботились: Unnatural Selection издавался в виде сингла под названием Elephantmen #0 и входит в первый том серии, Wounded Animals. Разумеется, стандартный формат комикса мелковат для арта Ладронна, но купить лупу выйдет дешевле, нежели отдельное издание US.

Следующие два выпуска, Elephantmen и Mystery City, собраны в один 96-страничный альбом Concrete Jungle (2007). Формат точно такой же, как у книг с Unnatural Selection. Аналогично присутствует небольшая галерея. Из существенных отличий в оформлении разве что наличие у Concrete Jungle уникального арта на форзацах. Больше вы его нигде не найдете. Само издание существует в единственном варианте, поэтому если вы хотите иметь у себя эти комиксы на бумаге, выбора у вас просто нет. Только если не решите извратиться с синглами, разумеется.

Ouroborous в виде книги не издан до сих пор, а Irreversible вообще не закончен. Я думаю, что после его появления оба выпуска соберут под одной обложкой, и третий альбом закроет серию Hip Flask. Это было бы вполне логично, однако официально на этот счет пока нет никакой информации.

И еще одна книга, имеющая отношение к мини-серии: 128-страничный артбук The Elephantmen Art of Ladronn: Unhuman (2008). И вот это, господа, совершенно однозначный мастхэв для любого поклонника элефантменов. В высшей степени полезная и информативная книга. При этом главное понимать, что она в первую очередь посвящена лимитке и арту Ладронна, а не онгоингу. Здесь присутствует гигантское количество скетчей, концептов и макетов, которые не публиковались больше нигде, кроме этого артбука. Весь он доверху набит совершенно эксклюзивным контентом. Старкингс написал для него обширное вступление и практически каждая страница здесь снабжена комментариями Ричарда. Отсюда можно многое узнать о том, как формировались идеи, прорабатывались дизайны персонажей и создавалось окружение. Есть достаточно информации об истории серии. Сам Ладронн скромно написал для книги послесловие. Формат издания в точности повторяет размеры альбомов, поэтому на полке они абсолютно гармоничны. В комплекте прекрасная бумага и ляссе. В целом, Unhuman можно смело называть обязательной вещью для всех, кому нравится Hip Flask, и тех, кому интересны истоки вселенной Elephantmen.

Часть 2: Elephantmen

У онгоинга два раза менялся формат выхода на бумаге, поэтому там все немного запутано. Самые первые сборники — Wounded Animals, Fatal Diseases и War Toys: No Surrender — еще не были стандартизированы. Начиная с третьего тома серия перешла на новый формат: 312 страниц, бумага и переплет более высокого качества, появились суперобложки. В дальнейшем первые два тома были перевыпущены, а материал No Surrender попал в Armed Forces. Поэтому при покупке важно не промазать, потому что старые издания до сих пор кое-где валяются.

И старые, и новые издания имеют стандартный размер 10 дюймов и были выпущены в двух вариантах (кроме одного исключения, см. примечание) — тпб и хардкаверы. Разница заключается только в обложках и наличии у всех хардов ляссе. Во всем остальном книги абсолютно идентичны, причем тпб неплохо проклеены.

Примечание. С Fatal Diseases произошли странные вещи. Дело в том, что в старом формате он существует и в твердой, и в мягкой обложке, а в новом — лишь в мягкой. Поэтому вам придется выбирать — брать дополненную версию в тпб или старую в хардкавере.

Посмотрев на цену Elephantmen можно возмутиться: почему это книжки стандартного размера стоят как оверсайз-делюксы от того же Image? Все дело в качестве издания. Отличительная черта всех книг нового формата — очень качественная, дорогая бумага. По плотности и тактильным ощущениям она сравнима скорее с хорошими артбуками или фотоальбомами, чем с комиксами. Именно поэтому том Elephantmen в 312 страниц по весу и толщине соответствует 500-страничным изданиям многих других комиксов. Однако, в этом есть и небольшой минус: книги неохотно раскрываются на 180 градусов, да и вообще держать их на весу не шибко удобно, несмотря на небольшой размер.

Еще одна особенность изданий Elephantmen, которая может некоторых смутить, кроется в дизайне книг. Обложки выпусков здесь представлены не в чистом виде, а стилизованными под синглы. Они часто предстают мятыми, состаренными, занесенными песком, залитыми кровью или водой в соответствии с арт-лейтмотивом, который меняется в каждом томе. Все это наследие ручного подхода к дизайну от Comicraft. Не всем такое может понравиться, ведь часто хочется видеть обложки без посторонних элементов.

Кроме самого комикса, каждый том содержит приятную начинку из дополнительных материалов. Большая их часть взята из синглов Elephantmen, в конце которых Старкингс постоянно помещает море бонусного контента. Вполне логично было использовать его и в книгах. Встречаются как стандартные скетчи с комментариями, так и необычные вещи, вроде иллюстрированных заметок о классиках британских комикс-стрипов. Эксклюзивов, созданных специально для сборников, мало, но они есть. Например, огромная 114-страничная бонус-секция из издания Questionable Things, рассказывающая о художниках серии и создании 25-го выпуска.

Также, специально для выхода в новом формате, черно-белая серия War Toys была полностью раскрашена. Решение достаточно спорное и я, например, предпочитаю оригинальный вариант. Его можно найти в старом сборнике — No Surrender.

Ну и еще одна маленькая деталь. В книгах перед каждым номером есть какая-нибудь интересная цитата, выбранная Старкингсом, и отсылающая к смыслу конкретного выпуска. Там постоянно встречается что-нибудь остроумное. Например: «For many people, morality means a set of rules governing the disposition of one’s genital organs; or a set of injuctions against lying, stealing, or killing, except when such acts are sanctioned by church or state». Сначала цитаты появлялись и в синглах, но затем оттуда пропали по неизвестным причинам. А вот в сборниках их продолжили использовать.

Так как все книги идентичны по форм-фактору, для примера я взял наиболее мною любимый третий том.

После 50-го номера серия еще раз сменила формат. Она стала выходить в более традиционных тоненьких тпб под тайтлом «2260». Причины самые очевидные: это дешевле и доступнее, чем толстые тома. На данный момент таких сборников два: Memories of the Future (содержит только арк Picking up the Pieces) и The Red Queen (включает 5 номеров одноименного сюжета). Стэндэлоны в эти книги не входят, поэтому логично ждать от Старкингса новых хардкаверов. Однако до сих пор неизвестно, как они будут выглядеть и выйдут ли вообще.

Часть 3: Прочие издания

Elephantmen Mammoth Edition

77

Под суровым «Мамонтом» скрывается самый обыкновенный омнибас в мягкой обложке. В нем содержится хронологически последовательная история Иветт (War Toys #1-2, ван-шот Yvette, War Toys #3, Elephantmen #57, 34, 35) и первые одиннадцать номеров онгоинга. Я исключительно против чтения серии в таком порядке, хотя логика тут, конечно, есть. Цена минимальная, поэтому для нового читателя это самый выгодный способ собирать серию. Впрочем, пока вышел только один том, поэтому проще купить обычные издания, чем ждать омнибасы.

Captain Stoneheart and the Truth Fairy

78

Хардкавер со сказкой Джо Келли, которая входит в Elephantmen #7. Это небольшая аллегорическая история про фею и пирата, которая в рамках онгоинга помогала лучше понять личность Гипа Фласка, но может работать и без всякой привязки к серии. По размеру книга сходна с изданиями Hip Flask и кроме самой сказки содержит полный сценарий, оригинальный, непокрашенный арт Криса Бачало и даже аудио-версию на отдельном диске. Плюс небольшие технические улучшения: сделали немного поярче цвета и чуток подправили леттеринг.

Elephantmen: Damaged Goods

EMDamagedGoods_cover.indd

Небольшая тпб-шка, «посвященная» Мариан Черчленд. Содержит Elephantmen #18-20 и кучу дополнительных материалов, например скетчбук художницы. Вступление написал муж Мариан, небезызвестный Брэндон Грэм.

 

Elephantmen: Cover Stories

85

64 страницы, на которых представлены избранные обложки серии в чистом виде. Первая половина посвящена работам Ладронна, а вторая рассказывает про арты Бу Кука. Традиционно в наличии много комментариев и скетчей. Часть про Кука позже появилась в издании Devillish Functions.

 

 

Скетчбуки

81
82
83
84

 

Их ровно четыре: три от Ладронна (Hip Flask, Elephantmen и Mud in Your Eye) и один от Моритата (называется, как ни странно, тоже Elephantmen). Так как на различных выставках художники рисовали очень много набросков по заказу фанатов, хитрый Старкингс все это пофоткал, отсканировал и решил срубить копеечку. Впрочем, многие наброски из скетчбуков можно найти в дополнительных материалах синглов и книг.

* * *

Ну вот и все, что я хотел рассказать об Elephantmen. Несмотря на не ахти какие продажи, серия все еще живет и здравствует. Недавно Бу Кук показал обложку уже к 65-му номеру. В ближайшие месяцы ожидается выход сборника коротких историй Elephantmen: Shots. И когда-нибудь, наверное, Ладронн закончит рисовать Hip Flask: Irreversible. Старкингс по-прежнему единолично ведет свое детище куда-то в будущее и останавливаться пока не собирается. Если серии чего-то и не хватает, так это читательского внимания. Поэтому даже если вам кажется сомнительным концепт или смущают антропоморфные животные, дайте Elephantmen шанс. Это комикс, который умеет удивлять.

38

 

  • Офигенный материал, спасибо!

    • Roland1580

      спасибо )

  • Гранько Максим

    Статья великолепная. Не так давно сам подобное исследование делал, чтобы понять с чего начать. Вот бы Вы пораньше написали=)

    • Roland1580

      спасибо, будем стараться жечь дальше )

  • kssnail

    Супер!!!!

  • meat_not_found

    Спасибо.

  • Ibragim Al Sabakhi

    серия в списке к прочтению.давно лежит. статья отлична

  • sqw3r

    Статья отличная, комикс, к сожалению, крайне посредственный. Арт, по большей части, хороший, но сюжетно очень слабая вещь. Где-то после второго арка (а может быть и раньше, читал я его года 4 назад еще) начинается постоянное размазывание соплей, пережевывания одних и тех же идей, повторение сюжетов и самоцитирование. Дропнул я на номере, в котором ничего не происходит двадцать страниц кроме скучного и клишированного диалога, а потом секс в бассейне подается как венец развития персонажа. Где-то вот в тех номерах автор окончательно утратил линию повествования.

  • Pingback: Shelfporn: специальный выпуск | Комикстрейд()