Комикстрейд заканчивает серию материалов, посвященных современным магазинам комиксов. В качестве финального аккорда мы поговорили с сотрудниками российских комиксшопов — и задали каждому из них три вопроса:

1) Как вы нашли эту работу?

2) Каких странных клиентов вы помните?

3) Что в вашей работе вам нравится больше/меньше всего?

 

Беата Коташевская, «Чук и Гик» (Москва, Большой Палашевский переулок, 9)

beata_kotashevskaya02[dropcap type=»1″]1[/dropcap]

Мне кажется, эта работа ждала меня, а все, что было до нее, служило просто разогревом. Я все время так или иначе была профессионально связана с книгами и комиксами: стажировалась в пресс-пуле на ММКВЯ, работала продавцом, а впоследствии — пиар-менеджером в «Москве» на Воздвиженке, где всячески (по возможности, конечно) продвигала комиксы. Мне хотелось заниматься любимым делом, но все время было что-то не то — не хватало динамики, драйва, не хватало, в первую очередь, той самой особой атмосферы, которую просто не создать в крупном, формальном книжном магазине. «Чук и Гик» — и я повторяю это изо дня в день — это моя dream-job. «Та самая»! В ней слились все мои увлечения и интересы.

Альтернатив просто не было: незадолго до того, как настал момент менять место работы, я написала Васе Шевченко с просьбой о помощи, и он, поняв, похоже, что мне правда это нужно, предложил попробовать — все сложилось невероятно удачно, и именно в тот момент в «Чуке и Гике» нужен был новый человек.

Я не очень верю в судьбу, но до сих пор твердо уверена, что так получилось неспроста.

[dropcap type=»1″]2[/dropcap]Почти каждый день бывает кто-то, кто меня поражает. Вот недавно был посетитель: за все довольно долгое время, пока он находился в магазине, мы обменялись парой слов, и я просто показывала ему что-то, а он это покупал. То есть, я даже не успевала ничего толком рассказать — стоило мне взять в руки книжку, и он давал мне знак ее пробивать. Потратил так тысяч десять и исчез — загадочный персонаж.

Или вот еще такое: есть у нас один покупатель, который берет книжки только про злодеев. Приходит и говорит что-нибудь вроде «мне понравилась прошлая книжка про Пингвина, которую вы мне посоветовали, давайте-ка еще что-нибудь, про другого злодея». Мне очень любопытно было бы посмотреть, какая в итоге коллекция у него получится.

chookandgeek
Фото: официальный сайт магазина

[dropcap type=»1″]3[/dropcap] Больше всего люблю фестивали! Может, потому, что они мне и сами по себе нравятся, но работа на них всегда отличается от работы в магазине, и каждый раз получаешь какой-то новый опыт, чувствуешь, что держишь руку на пульсе (к тому же, фестиваль — прекрасный повод надеть косплей в рабочий день!).

Еще мне нравится давать покупателям советы, помогать с выбором подарков, да и просто обсуждать с ними последние гик-новости: а где же еще можно обо всем этом вдоволь поговорить (кроме интернета, конечно)?. Ощущение, когда заглядываешь в коробки с книжками из новой поставки, тоже будоражит: ты одним из первых видишь, что там лежит, и всегда можешь быть уверен, что тебя ждет какое-нибудь сокровище!

Что нравится меньше всего? Пожалуй, инвентаризация — знаю, что это необходимо, но порой дается тяжеловато. Плюс иногда все-таки устаю разговаривать — тяжело поддерживать нон-стоп режим общения целый день. Впрочем, это мелочи, вполне компенсированные приятными рабочими аспектами!

 

Александра Малько, GRAFiKA (Санкт-Петербург, Лиговский проспект, 74)

sasha_malko[dropcap type=»1″]1[/dropcap]Совершенно неинтересным образом. Один мой знакомый ещё летом 2013 года говорил, что в Питере скоро откроется новый магазин комиксов, я из любопытства вступила в их группу, а прошлой осенью они объявили в ней о поиске сотрудника на пару дней в неделю. Я мало того что люблю комиксы и всегда хотела поработать в таком месте, так ещё и могу (почти) без проблем совмещать это с учёбой. Так что мне повезло.

[dropcap type=»1″]2[/dropcap]Я каждый день отвечаю на массу вопросов разной степени гениальности и зачастую машинально тараторю одно и то же — объясняю, что такое синглы, подтверждаю, что девочки тоже читают комиксы, рассказываю, что хорошего успели перевести на русский и что ещё только собираются, и так далее. Посетители, конечно, бывают разные: от зашедших случайно до настоящих ценителей. А самый непостижимый и «трудный» тип покупателей — это уверенные в себе, колоритно выглядящие молодые люди, карикатурным образом иллюстрирующие понятие «комикс-гик». Они высокомерны, общаются только между собой, без обращения к продавцу, но говорят то, на что весьма трудно не среагировать. Они принимают Тетрадь смерти за дневник Тома Реддла и не желают смириться с реальным положением вещей, «V значит Vендетта» упорно кличут артбуком, а также утверждают, что не смотреть «Доктора Кто» с самых первых сезонов — «это как начинать просмотр «Бэтменов» с трилогии Нолана». Это девочки со словом «Леголасик!» на юных устах. Это ребята, с которыми происходят диалоги в духе:

— Вот скажите, у вас стоит «Игра престолов. Книга 1». Значит, есть ещё?

— Да, только следующие ещё не вышли.

— А вот «Хоббит» Вензела — он законченный?

— Ну да.

— Да?! А как же продолжения?

— Э… Какие продолжения?..

— Но ведь фильмов три!

grafikashop
фото: официальный сайт магазина

Бывают и совершенно удивительные случаи вроде такого:

— Ищу подарок подруге.

— А что нравится вашей подруге?

— Ну, чай, там, руккола…

Этим людям хочется адресовать только два вопроса: «ЧТО?!» и «ПОЧЕМУ?!». Универсальной стратегии для подобных случаев я всё ещё не разработала — тут остаётся спокойно улыбаться, терпеливо объяснять, что ребята не правы, и стойко сносить возмущённые (или пренебрежительные) ответные реплики.

[dropcap type=»1″]3[/dropcap]Дискомфорт вызывает лишь то, что я до сих пор не могу выявить закономерность, согласно которой люди к нам наведываются. Никакие факторы типа «выходной день» или «вторая половина дня» не работают. К нам ходят либо толпами, и тогда мне не продохнуть, либо по одному человеку раз в два часа, и тогда мне приходится занимать себя посторонними вещами. Очень странно.

В общем и целом, меня всецело устраивает эта работа. Могу даже осторожно сказать, что люблю её. И возвращаясь к вопросу о покупателях — не подумайте, мне нравится с ними общаться! Если они, разумеется, вежливы и готовы к приятному продуктивному диалогу. А больше всего мне по душе возможность изучать редкие издания, просматривать новинки, не прибегая к помощи одного лишь интернета, и, конечно, приобретать их.

 

Владимир Ильгов, «28-й. Москва» (Москва, большая Новодмитровская, 36)

Владимир (справа)
Владимир (справа)

[dropcap type=»1″]1[/dropcap]Не я её, а она меня нашла. Вот ведь молодец какая.

То, что ребята из «Комильфо» хотят открыть филиал «28-го» в Москве я знал ещё давно, но совсем не рассматривал это как перспективу будущей работы, просто был рад ещё одному магазинчику комиксов. А потом, уже почти перед самым открытием, они сами мне написали, спросили «Хочешь?». Я подумал и ответил «Хочу». Был очень рад. Вот так всё и закрутилось.

[dropcap type=»1″]2[/dropcap]Не совсем этичный вопрос, я считаю. Не буду на него отвечать.

28oimsk
фото: официальная группа магазина в «ВКонтакте»

 

[dropcap type=»1″]3[/dropcap]Учитывая, что я всю жизнь увлекался комиксами, а теперь работаю с комиксами и с людьми, которые тоже этим интересуются, то первыми можете бросить в меня камень, если я начну говорить, что мне что-то в моей работе не нравится. Знаю, многие люди представляют это чуть ли не самой легкой работой в мире, на которой еще и комиксы можно читать вдоволь, но, поверьте, это не так.

И тем не менее, мне исключительно повезло.

фото: (c) TATE’s Comics, Inc

Другие материалы спецпроекта «Магазины комиксов сегодня»:

0. Вводное слово

1. Интервью с владельцем комикс-шопа в Нортгемптоне (Великобритания)

2. Посетители магазина комиксов

3. Интервью с владельцем комикс-шопа в Порту (Португалия)

  • Dmitry

    Хорошая статья. Хотелось бы побольше таких интервью.

    • Roland1580

      Спасибо! Стараемся, интервью и комментарии берем регулярно у участников рынка )

  • sammo

    С каждой новой статьёй из серии меня всё больше одолевают груснявки, потому что я в комикс-шопах был только европейских и только сетевых, а там всё очень грустно, будто в Зазеркалье.
    В Москве Беата обсуждает с покупателями новости, в СПБ Саша стойко терпит барраж платиновых вопросов, а где-то в Париже два продавца с минимум вейджем смотрят на принесённый мною к прилавку сингл Stray Bullets и недоумевают, почему это я не взял новый выпуск Аквамена вместо этого чёрно-белого старья. В Праге, взглянув на мою футболку с цветами мне посоветовали взять комиксы по «мультикам детским» (тем самым, которые сейчас Комильфо издаёт успешно), а на мой вопрос «Нет ли у вас Gotham Central?» на меня смотрели стеклянными глазами и, после недолгого обсуждения, отвечали «Шо то такэ?».
    Начинает казаться, что России несказанно повезло в том, что 90% магазинов по всей стране открыли любители комиксов, энтузиасты и аматоры, которые берут на работу таких же фанатов и сами могут стать за прилавок. Потому что сетевые магазины, пусть внешне очень сочные (ряды фигурок, десятки коробок со старыми синглами, ТПБ больше, чем я когда либо смог бы купить), но там нет какого-то настоящего интереса к комиксам со стороны продавцов и владельцев.

    p.s. чтоб не обижать совсем уж бедные магазины, которые этот коммент и не увидят никогда, скажу, что в Париже мне таки попался разбирающийся человек. На вопрос о наличии Stray Bullets он грустно вздохнул и сказал, что оригинальный тираж был раскуплен уже давным давно, а репринтов не будет никогда. А когда какая-то мама с ребёнком лет 10 начала было брать комиксы 60-ых по лицензии Диснея — тонко намекнул, что брать журнальчик за 12 евро, который старше неё, не лучшая идея. И пошёл выбирать пареньку что-то из новой супергероики. Очень приятно было, что есть такие люди даже и в сетевиках.

    • Roland1580

      Ого, неожиданный опыт! У меня все по-другому было — и в Португалии, и в Швеции, и в США, само собой (разве что французские магазины оказались разочарованием) — везде продавцы были дружелюбные и в теме