В рамках спецпроекта «Магазины комиксов сегодня» наш корреспондент встретился и поговорил с Джеффом Кахалом, владельцем магазина комиксов Close Encounters в Нортгемптоне, о вкусовых предпочтениях британцев, специфике ведения бизнеса в провинциальной Англии и, разумеется, об Алане Муре.
— Джефф, сколько лет уже вашему бизнесу?

— В этом году исполняется 11 лет с открытия моего первого комиксшопа. Первый я открыл в Бедфорде, второй — здесь, в Нортгемптоне, а третий открылся в прошлом году в Питерборо.
— И как вам пришла в голову идея открыть свой магазин комиксов? Я имею в виду тот момент, когда вы подумали: «черт, а ведь это не такая уж плохая идея!»

— Я и мой брат читали комиксы всю нашу жизнь, а магазин в Бедфорде, где мы выросли, был довольно отстойным. Вот мы и подумали, что можем выполнять эту работу лучше.

— Ладно, сейчас я вас буду пытать о цифрах продаж. Какие комиксы в ваших магазинах пользуются наибольшим успехом? 

— Конечно, классика — Бэтмен, Супермен, Спайдермен. В общем, самые известные герои двух крупнейших издательств. Правда, теперь в этот список еще можно добавить Тора. После того, как Тором стала женщина, интерес к этому герою/героине многократно возрос: людям интересно, что именно теперь изменится в этих комиксах.

Магазин Close Encounters (фото автора)
Магазин Close Encounters (фото автора)

Также могу выделить ряд писателей, за творчеством которых британская публика следит с особенным интересом. Вне зависимости от того, для кого именно они пишут, продажи их комиксов всегда остаются на высоком уровне. Это Эд Брюбейкер, Джонатан Хикман, Грант Моррисон и Джейсон Аарон.

— А что — напротив — пользуется у вас наименьшим успехом? 

— «Тансформеры», комиксы на основе телевизионных шоу — в общем, истории, не имеющие комиксового прошлого. Произведения IDW и Dark Horse также не слишком привлекательны для наших читателей.

— Хм, неожиданно. А статистикой продаж по издательствам вы можете поделиться? 

— Да, примерно 60% наших продаж приходится на комиксы Marvel, порядка 30% — на продукцию DC, а оставшуюся долю занимает Image. Причем популярность последних в течение последних года-полутора резко возросла.

— Скажите, а распространение средств для потребления цифрового контента как-то влияет на статистику ваших продаж? Можно ли сказать, что число ваших посетителей уменьшилось после выхода iPad?

— На самом деле, нет. Как ни странно, продажи печатной продукции, по крайней мере, в наших трех магазинах, продолжают расти год за годом. Этому здорово способствуют успехи фильмов и ТВ-шоу от Marvel и DC. И этот рост будет продолжаться. Возьмем, к примеру, новые «Звездные Войны». Тираж первого выпуска с дополнительными обложками и допечаткой вырос до миллиона копий, а ведь обычно эти цифры достигают уровня, скажем, в 80 тысяч. Люди покупают какие-нибудь номера онлайн, а потом им приходит в голову, что иметь физическую копию было бы круче, — вот они и приходят. Правда, необходимо помнить, что эта индустрия всегда работает так, что сегодня вы можете быть на коне, а завтра интерес внезапно пропадает, и ваш магазин уже едва держится на плаву.

— Проработав в этой сфере более 10 лет, помните ли вы самый дорогой и редкий комикс, который вам удалось продать?

— Да, это был Amazing Fantasy #15, первое появление Спайдермена! Я продал его за 6 с половиной тысяч фунтов.

amazin_fantasy_15
Тот самый комикс за 6000 британских фунтов

— К вам наверняка иногда заходят странные типы? Самого странного покупателя вспомните?

— Ну, есть один покупатель, который заинтересован в женских персонажах, и цвет кожи играет для него огромное значение. Чем больше персонаж похож на мертвеца, тем лучше.

— ОК, давайте без подробностей! Я знаю, что вы еще каждый год организуете комикс-конвенцию в Бедфорде, куда съезжаются люди со всей Англии. Насколько это сложный процесс?

— О, это довольно непростая задача. Самое тяжелое — подобрать писателей и художников, готовых к нам ехать. Плюс, необходимо нужно организовать всем гостям транспорт, гостиницы, питание. Между прочим, это единственный комик-кон во всей Англии, куда ездит Гарт Эннис, причем делает он это с самого первого нашего мероприятия, которое прошло три года назад. В прошлом году к нам еще приезжали Стив Диллон, Ади Гранов. В этом году нас еще посетит Брайан Вон.

Когда я изначально придумал конвенцию, во всей Англии было лишь одно такого рода мероприятие. Мне казалось, что я знаю достаточно артистов, писателей и любителей комиксов, чтобы собирать конвенцию один раз в год. Правда, когда у меня дошли до этого руки, этих комик-конов появилось намного больше.

— А теперь — вопрос, который я хотел задать с самого начала. Мы с вами находимся в родном городе Алана Мура — так расскажите о нем! Приходил ли он в этот магазин? Вы его знаете лично?

— Да, он был самым первым нашим покупателем! Не могу вспомнить, что именно он купил, но первый чек о покупке комикса был выдан именно ему. Он даже был на первом комик-коне, который я организовал. До этого он не ходил на такие мероприятия в течение 25 лет, и, может, больше никогда уже не пойдет.

— А насколько он сейчас популярен?

— Он один из самых популярных авторов даже сегодня — за счет старых историй, тех же Watcmen, V for Vendetta. Swamp Thing тоже довольно быстро расходится, но ее продажи все равно не идут ни в какое сравнение с «Хранителями».

— Спасибо! И последний вопрос: назовите ваши любимые современные комиксы.

— В основном криминальные сюжеты, хотя иногда я читаю и sci-fi, и супергероику. Из писателей — Джонатан Хикман, Джейсон Аарон, Эд Брюбэйкер, Грэг Рака.

— (к разговору присоединяется продавец Мэтт) А я люблю все, что выходит с участием Супермена и Бэтмена. Мне вообще больше нравятся DC и Image — в особенной степени The Walking Dead, Invincible, Fade out.

текст: Михаил Куприянов

фото: (c) Steve Santore

Другие материалы спецпроекта «Магазины комиксов сегодня»:

0. Вводное слово