Если вы не любите творчество Джека Кирби, значит, вы с ним просто плохо знакомы. Мы попросили владельца блога Near the Window, одного из главных фанатов Кирби на всем постсоветском пространстве, отобрать 10 лучших произведений «короля комиксов».

 

1. Fourth World

Если у вас нет времени читать все комиксы Джека, то прочтите один – самый главный. Это ветвящаяся сага, полная невиданных по тем временам концепций, уникального арта и диковинных персонажей. Это была одна из первых попыток объединения комикс-серий в некую мета-вселенную, которая пусть и не была идеально исполненной технически, но все равно поражала своим масштабом. Комикс намного опередил свое время, ставь кладезем концепций ( Антижизнь, злая рогатая планета, Апоколипс), персонажей (первое появление Дарксайда, Орион, Метрон), и сокрушимой мощи арта (титан, привязанный к планете все еще остается моим любимым кадром в комиксах). Именно из «Четвертого мира» Грант Моррисон заимствовал идеи для собственных эпиков, доказывая, что даже по нынешним меркам они актуальны. Это, возможно, самый главный комикс семидесятых, самый любимый комикс самого Джека и один из тех, который обязан прочитать любой интересующийся медиумом человек.

 

2. Fantastic Four

Не было в шестидесятых креативной команды лучше Джека Кирби и Стэна Ли, с этим, думаю, никто спорить не будет. Среди множества комиксов, придуманных дуэтом, FF был самый выдающийся и долгоиграющий. Кирби за сто два выпуска превратил чисто концептуальный замысел о «команде разных супергероев» в эпос с собственной мифологией. Как правильно заметил Барри Виндзор-Смит в одном интервью, «в какой-то момент фантазия Джека вдруг взорвалась» — после, скажем, тридцатого номера серию наводнили технические средства, чей дизайн был одновременно филигранным и безумным; персонажи, ставшие частью пантеона Марвел – ориджины иконических злодеев вроде Доктора Дума и Галактуса прорабатывались именно на страницах FF; панели с изображением удивительных трансформаций героев, заставлявших всех от критиков до читателей превозносить неуемную фантазию Джека. Это был действительно хороший комикс – он был правильно покрашен, правильно написан и обладал лихим ритмом. «Fantastic Four» остается лучшим подтверждением тезиса, что настоящая классика времени не подвержена.

 

3. OMAC

Даже по меркам Кирби этот комикс был странным. Его закрыли спустя всего восемь выпусков, посчитав провальным. Годы спустя его, правда, причисляют к лучшим из работ Кирби, но в далеком 1976 аудитория читателей комиксов к столь радикальному содержимому OMAK была не готова. Кирби словно решил создать комикс, который был не обременен набором собственных правил. Получился невероятно динамичный фантастический боевик, в котором визионерские фантазии Филиппа Дика смешивались с эксцентричными замыслами самого Джека Кирби. В результате каждый выпуск серии презентовал гротескные кадры вроде собирающихся из запчастей женщин, живущих в подземке монстров, безликих (в прямом смысле) стражей порядка, космических сателлитов и гиперпространственных кубов, крадущих океаны. Динамика же многочисленных схваток была столь интенсивной, что перед OMAK пасуют все современные комиксы. Это был дьявольски интересный, но провальный эксперимент, хотя его все же можно порекомендовать как идеальный «вводный» комикс для людей, начинающих знакомиться с творчеством Джека. Если OMAC вам не по душе, то, скорее всего, Кирби впечатлить вас не удастся.

 

4. Captain America

Если первые выпуски «Капитана Америки» сороковых были вещью просто забавной, то возвращение Короля Кирби к персонажу тридцать пять лет спустя вылилось в ран, который фанаты Стива Роджерса то проклинают, то называют выдающимся. Кирби, в то время очарованный научной фантастикой и космической тематикой, отправляет Капитана в путешествие во времени, забрасывая того то в прошлое, то в будущее. Капитан Роджерс полностью меняет амплуа, превращаясь из лупящего Гитлера героя нации в космического странника, участвующего в событиях несравнимого с прошлыми выпусками масштаба. И это только часть рана! В дальнейшем Стива ждут совершенно другие приключения вроде хореографически выверенных схваток с Красным Черепом или Магнето.

 

5. Kamandi

Пример того как работала фантазия Джека, когда ему поручали создание комикса «по мотивам». Тогда как редакторы DC изначально предложили ему написать и нарисовать свою версию «Планеты обезьян», Кирби изваял вещь совершенно на фильм не похожую, но ничуть не менее амбициозную. Это постапокалиптическая история о единственном выжившем в бункере парне, исследующем просторы донельзя изменившейся Америки. Страна, пережившая ядерный апокалипсис, теперь поделена на зоны, контролируемые разными группировками существ, среди которых встречаются как антропоморфные звери, так и роботы. Сатиры на современное общество тут почти нет, зато полно картин удивительного мира, придуманного Кирби, хороших диалогов и атмосферы, напоминающей все игры «Fallout», вместе взятые.

 

6. Eternals

После ухода из DC Кирби все еще не оставил попытки создать свой комикс-мечту, поэтому он попытался развить те идеи, что оказались незадействованными в «Fourth World» в серии комиксов от Марвел. «Вечные» эксплуатировали тему божественного вторжения на Землю существ, являющихся значительно более развитыми, чем обычные люди. Несмотря на то, что комикс был создан на закате карьеры Джека, «Eternals» прежде всего стоит увидеть самому исключительно ради очень красивого арта — Джек использовал весь свой накопленный опыт чтобы показать нам мир богов и их технологии, результатом чего стали эпохальные кадры, которыми была проиллюстрирована эта самобытная космоопера. Помимо захватывающего дух арта комикс выделяется на фоне других работ Кирби тем, что в этот раз Джек рассказывает свою историю при помощи большого числа персонажей, ни один из которых не является главным действующим лицом серии, тогда как в предыдущих своих работах все повествование строилось на действиях, совершаемых конкретными героями.

 

7. The Demon

Замысел первого номера этого комикса Джек Кирби придумал в перерыве между заказом бургера в кафе и тем моментом, когда официант подавал ему этот самый бургер. Весь ориджин персонажа, весь сюжет первого выпуска, общую концепцию и так далее – сидевший тогда рядом с ним Марк Эванир вспоминает, что если бы он пересказал этот замысел человеку, не знающему о способностях Кирби к сочинительству, то тот, скорее всего, подумал бы, что над питчем трудились несколько человек неделями. Кирби в свою очередь дополнил образ Этригана внешностью творения Хэла Фостера, Принца Вэлианта, набросал синопсис, сделал пару скетчей и продал свою идею редакторам. The Demon стал первым по-настоящему «темным» комиксом Кирби, который хоть и не был лишен динамизма, присущего его комиксам, но рассуждал на темы, к которым гуманист-Джек обращался не часто. Кто-то метко подметил, что это «комикс о Смерти с позиции Смерти». Впрочем, сам комикс писался и рисовался в семидесятые, а это значит, что до всепоглощающего мрака современных серий ему далеко. Но это не значит, что The Demon не мог вас напугать. Кирби рисовал готическую архитектуру годами, но только здесь она выглядит необычайно уместно, придавая комиксу шарм фильмов пятидесятых готов компании «Хаммер». Не менее впечатляющими выглядели и монстры, порожденные фантазией творца: что сам Демон, буравящий читателя взглядом красных глаз, что злые, мерзко выглядящие существа, с которыми он боролся – все они выглядят сущими адскими тварями. Талант Кирби был абсолютно универсальным, и все его серии часто держали планку качества, но если вы хотите увидеть как Джек эксплуатировал «хоррор», то лучше комикса вам не найти.

 

8. The Mighty Thor

Это только на первый взгляд кажется, что серия была создана в качестве повода для Джека рисовать викингов, драконов и чертоги Вальхаллы. Интересующийся идеей «Боги, ходящие среди людей» Кирби использовал антураж типичного северного эпоса, его героев и мифологию только в качестве площадки для рассказа собственных историй. А истории эти, между прочим, были смесью из скандинавских преданий пополам с научной фантастикой, что в итоге приводило к кадрам вроде того, на котором Тор, выглядящий как свирепый раннесредневековый воин в боевой броне сражается с бесчисленной армадой безголовых анти-тел, создаваемых некоей космической сущностью. Несмотря на то, что это не самый лучший комикс о персонаже (идеи Джека Кирби чуть позже приведет в порядок Уолтер Саймонсон), он все равно чрезвычайно качественный и интересный.

 

9. The Jack Kirby collector

Это не комикс, созданный Джеком как таковой, но самый масштабный, сделанный с безмерным уважением трибьют самого высокого качества. The Jack Kirby Collector – это журнал, издающийся с 1993 года до сих пор, который полностью посвящен художнику и его вкладу в развитие комиксов как индустрии. Издатели журнала договорились с семьей Кирби о правах использования редких архивных материалов, и это издание и по сей день остается единственным, где публиковались чрезвычайно редкие рисунки Джека, его сценарии, оригинальный (не покрытый тушью) арт, конвенционные скетчи, множество частных рисунков Джека (письма с фронта с автопортретом мне запомнились больше всего) и многое другое. Журнал за годы стал неким эквивалентом «Музея Кирби», в котором оказалась собрана масса очень интересного материала. Также за счет своего статуса и статуса самого Джека Кирби, большинство звезд индустрии всегда охотно давали журналу интервью, рассказывая о том, как на них повлиял Король комиксов. За те двадцать с лишним лет что журнал выходит, в нем было опубликовано что-то около шести тысяч иллюстраций, которые до этого были недоступны либо же считались наследием семьи, и это делает The Jack Kirby Collector чем то вроде последнего эпохального труда Джека, ознакомиться с которым должен каждый фанат художника.

 

10. Ваш любимый комикс Кирби

С учетом того, что Джек рисовал и писал по три-пять выпусков комикса в месяц, сохраняя столь изнуряющий темп десятилетиями, ограничить список лучших работ Кирби только вышеперечисленными сериями будет неправильно. Сам художник создал еще очень много самых разных серий, героев и даже жанров, поэтому у большинства поклонников его творчества всегда будет свой особый комикс, с которым они неразрывно ассоциируют имя Джека Кирби. Это могут быть приключения Boy Commandos, бесчисленные написанные в соавторстве вестерны, Young Romance – первые из придуманных Джо Саймоном и самим Джеком романтические любовные истории, экспериментальные гангстерские вещи вроде In The Day of The Mob, любые из стартовых номеров новообразованной «вселенной Марвел», поздние работы вроде Super Powers, отдельные синглы, о которых знают только коллекционеры или же какой-нибудь другой комикс из кажущейся бесконечной библиографии самого значимого художника в индустрии.

  • Slava S.

    http://comicstrade.ru/wp-content/uploads/2015/02/kamandi_04.jpg вот это только разворот не из каманди, а из Captain Victory (который сейчас типа ребутят джо кейси с командой модных художников в издательстве динамит). Даже по меркам Кирби это одна из самых его визуально потрясающих работ.

    • orionplanet

      Это отчасти мой косяк. Я не предоставил иллюстрации к статье. А ребут, кстати, выглядит очень перспективно.

    • Roland1580

      Ой, сорри, убрали из каманди его )

  • Pingback: King-Size Kirby | Комикстрейд()

  • Pingback: The Eternals Omnibus | Комикстрейд()